На ночь глядя утащу отличные фотографии от
safaniuk в
Остатков узкоколейного железнодорожного моста в Жодино (раз уж сам настолько ленив. что до сих пор не удосужился отснять) Далее цитирую:
Планируя очередной свой маршрут, в очередной выдавшийся выходной "Куда сходить?/На что посмотреть?", вспомнился мне старый мост перед станцией Жодино-Южное, а точнее то, что от него осталось. Стоящие опоры-арки по обе стороны железнодорожной магистрали Москва-Брест, невозможно не заметить, если любоваться пейзажем из окна поезда, проезжая через окраину города Жодино. Там же, по левую сторону, если ехать в московском направлении можно увидеть целый заброшенный городок Жодинского растворобетонного узла (РБУ), но ему я посвящу следующий свой блог.
Развалины этого моста я видел неоднократно и каждый раз увиденное, меня как бы уносило в прошлое, или даже в древнее, конечно, ни как не связанное с железной дорогой, потому что до сегодняшнего дня я не знал, что по этому мосту пролегали пути узкоколейки. Я назвал эти две арки, вратами соединяющие временные миры :) А теперь у меня даже вырисовывается целая картина того времени и теперешнего настоящего: представьте себе одновременно снизу проходящий современный поезд, а над ним, двигающийся по мосту старенький локомотив, и все это в разных красках :) А ведь когда-то так и было, только все в черно белых тонах...
Точной даты постройки гугл не выдает и вообще, касаемо этого моста, информации практические нет. Может плохо искал? Дайте знать! А вот все пути Жодинских узкоколеек, ведут к товарищу
francis_maks, кое что у него я нашел и про этот памятник истории.
С 1951 года Жодинская сеть узкоколейных дорог выполняла функцию транспортировки торфа. Именно в этом году была запущена Смолевичская ГРЭС (с 1979 г. - Жодинская ТЭЦ). Логистика местоположения станции была предопределена еще до войны: с учётом перспектив разработки залежей торфа в районах Плещениц, Ганцевичей и Усяжа, где и расположились три торфопредприятия, каждое с собственной веткой узкоколейки, а потом объединенные в единую сеть, тем самым решив вопрос доставки торфа на Смолевическую ГРЭС. Потребление ГРЭС (в зимнее время, при максимальной нагрузке) достигало 3 тыс. тонн в день. Так что узкоколейке простаивать не приходилось. Самая первая Жодинская узкоколейка была открыта в 1922 году, со стратегией заготовки и доставки леса на станцию Жодино. Протяженность: Жодино - Островы, чуть более тридцати км. С 1912 года, когда была открыта Московско-Брестская ЖД, станция Жодино являлась основным отгрузочным пунктом лесоматериала.
Транспортная ветка проходящая через этот мост брала свое начало от склада Смолевичской ГРЭС, пролегала через Плиссу и тут по путепроводу пересекала магистраль широкой колеи Москва-Брест, огибала по окраине Жодино, затем резко уходила на запад и пересекалась с узкоколейкой торфопредприятия "Усяж" у Мглё. После чего поворачивала на север, пересекала р.Усяжа у д. Придище, Гайну (у д. Сутоки), Маковзу (у д. Мостище) и, миновав Ганевичи, выходила на старую насыпь.
С шестидесятых годов доля торфа в энергетическом балансе БССР начла снижаться. Электростанции постепенно переводились на другие виды топлива. В конце семидесятых дошла очередь и до Смолевичской ГРЭС. В 1979 году станцию преобразовали в Жодинскую ТЭЦ, а к 1985 году закончили перевод котлов на мазут. Развал единой сети торфовозных узкоколеек начался ещё раньше. Собственно с Жодино связь прервалась в "олимпийском" 1980 году. Потом от сети отделилось торфопредприятие "Ганцевичи". Вскоре за ним последовали и "Плещеницы". Узкоколейка последнего в середине 1990-х первой была демонтирована полностью. Так и уже не нужный и мешающий прокладке контактной сети мост, был тоже разобран. Как-то так...
Ни когда бы не подумал, что тут проходила железка
Вид сверху
Можно что ли даже камнем в лобовик проходящего состава запустить. Детям забава :))
Моя тапка вам на память :)
Часть основного перекрытия
Вид с другой стороны. Чтоб забраться на мост, надо постараться, я уже старый, поэтому не стал испытывать кости :)
Остатки узкоколейки на территории растворобетонного узла
Вид на Московско-Брестскую железку с РБИ
Говорят, что такие мосты выполненные с опорами в арочном стиле, встречаются не часто. И действительно, когда я искал информацию в сети, то наткнулся только на две такие конструкции: идентичные опоры моста бывшей узкоколейной железной дороги в районе поселка Белые Берега в Брянской области России
И точно такие же остатки моста Заплюсской УЖД (Псковская область)
И вот он тот же красавец, когда-то еще полностью в боевой готовности.
сводная запись темы "Узкая колея"