В начале XX века население региона в основном составляли поляки и белорусы-католики. Примерно пять процентов составляли литовцы. Причём, польская составляющая преобладала в городах, среди интеллигенции и помещиков. (Тут стоит отметить некоторую зыбкость граней - братья белоруса-Богушевича считали себя поляками. Так же стоит помнить, что в городах и местечках большинство было за евреями.) Используя это, Пилсудский инспирировал провозглашение Срединной Литвы, которая в скором времени (просуществовала с 12 октября 1920 г. по 18 апреля 1922 г.) вошла в состав Речи Посполитой. Прошедший век внёс некоторые изменения. В результате Второй Мировой войны резко сократилось еврейское население. Выросла численность литовцев. Но польское влияние ощутимо и сейчас. Я даже сказал бы, что оно резко возросло после распада СССР. И влияние это идёт, в первую очередь, по старому проверенному пути - через церковь. Регион и так исторически скорее "латинский", и сейчас католическая церковь стремительно восстанавливает позиции, утраченные во время атеистического режима, вкладывая в это весьма существенные средства. В результате восстанавливается масса ранее закрытых костёлов. В небольшом периферийном Островецком районе мы посетили четыре храма, любой из которых не стыдно было бы иметь даже в столице.
К примеру, как вам такая сельская церквушка? А Солы числились именно селом, поднявшись совсем недавно до "агрогородка". Численность населения - порядка полутора тысяч.
Костел Матери Божьей Руженцовой построен в 1926-1934 г.г. в стиле необарокко с элементами модерна.
Контрфорсы
Обратите внимание на картины по бокам алтаря. На левой изображена победа христианского воинства над турками-османами.
А на правой "чудо на Висле" - разгром армии Тухачевского. Которое, помимо прочего, сделало возможным присоединение данной территории к Польше.
Амвон оригинальной формы
Это копия Остробрамской иконы Божией Матери. Оригинал находится в часовне над городскими воротами Вильнюса ("Острой Брамой", отсюда и название иконы). Фактически это самая почитаемая икона на всей территории бывшего Великого Княжества Литовского. Происхождение иконы не ясно, существует множество версий, в том числе утверждающая, что писалась она с Барбары Радзивилл. Что, скорее всего, не более чем легенда. Достоверно можно утверждать лишь то, что первое упоминание об иконе относится к 1671 году.
Её клоны можно найти в любом костёле Литвы и Белоруссии.
орган
Фигура Святого Станислава. Если кто не знает, покровителем, какой страны он числится, то бело-красный флаг это подскажет.
P.S. Солы отметились в истории тем, что здесь 4 декабря 1917 года было заключено перемирие с немцами.
Все статьи по теме Дождливый рейд по территории, не отданной Сталиным.
(поездка по костёлам Островецкого района Гродненской области)
Часть 1. Кушляны. Дом-усадьба Франтишека Богушевича Часть 2. Солы. Костел Матери Божьей Руженцовой. Часть 3. Островец. Костёл Косьмы и Демиана. Часть 4. Ворняны. Костёл Святого Георгия Часть 5. Михалишки. Костёл Святого Михаила Архангела. Часть 6. Гервяты. Костёл Святой Троицы