Античное армирование Баальбека на фото 19 века

May 09, 2021 21:22

Великолепное, прекрасное, роскошное фото 1889 года из коллекции Библиотеки Конгресса США, которую в течение 15 лет передавали в дар частное лицо Эрик Мэтсон (Eric Matson) и его бенефициар Дом для престарелых Протестантской Епископальной церкви Епархии Лос-Анджелеса (The Home for the Aged of the Protestant Episcopal Church of the Diocese of Los Angeles), ныне Кенсингтонский Епископальный Дом (The Kensington Episcopal Home).





Невероятным образом двойной позитив снимка из тех, которые априори не предназначены для публики, оказался бракованным. Заказчику сделали новый. Бракованный экземпляр остался у проявщика фотопластин и попал в частную коллекцию. Состоятельный коллекционер закончил дни в доме престарелых, не успев распорядиться коллекцией. Она лежала в епархиальном хранилище более полувека, пока скопом не переместилась в фонды библиотеки, которая также скопом не выставила ее для всеобщего обозрения.




Сверзилось с исполинской стены Храма Бахуса и раскололось нагромождение древнеримских блоков, таинственными технологиями поднятых наверх.

Что не удивляет, учитывая качество ниже плинтуса всех памятников древности и руин памятников древности из наследия ЮНЕСКО и человечества.

Выяснилось, что они сделаны из формованной смеси и проложены металлическими балками, мегалитической арматурой, прокатом цветмета. Это именно цветмет, а не ковкий чугун, выплавляемый еще и в 17 веке. Чугун, даже ковкая модификация, использовавшаяся в строительстве вплоть до эпохи стали, расколется при таком падении и сгибе.



Ну а здесь уже повытаскивали это безобразие. Фотограф, знаменитый Бонфилс, не успел.






После обрушения элементов верхнего уровня Храма Бахуса, случившегося уже в эру фотографий, восстанавливать рухнувшие нагромождения древнеримлян ни строители, ни ученые не стали. Да и правильно. В упрощенном виде, без множества излишеств древнеримлян, великий памятник смотрится даже и получше. Убрали рухнувшее к сатурновой матери (оодин из этих элементов вы и видите на заглавном снимке) да стали изучать прекрасный образец римско-эллинистической архитектуры.

Любуемся.







*

Несколько страничек истории Баальбека.

В 1651 году паломник Арсений Суханов посещал Баальбек-Гелиополь, тогда еще Дом и Храм Соломона, о чем оставил описание в труде Проскинитарий. Собственно описание - одна фраза в конце странички - начале другой, остальноке - беллетристика из доступной автору церковной литературы. Ни одной колонны, ни одного готового объекта еще нет, немногие стены только возводятся. Что дало возможность назвать будущий Храм Юпитера, основаниен с шестью колоннами, "зданием самым великим". Считаю, что только трилитон, видневшийся из грунта, мог заслужить такой эпитет.





В 1728 году паломник Василий Григорович-Барский, человек любознательный и дотошный, 10 дней, с 02.09.1728 по 12.09.1728 жил в Гелиополе, изучил его насквозь и подробно описал в своей книге о путешествии . К этому времени памятник уже перевели из библейского мира в античный, и создателями его стали Эллины. Он обнесен стенами, и в нем живут люди (фактически это о поселке строителей, живущих в самом памятнике и делающих его, подвид доживших до эры фотографий поселений Луксора или Тадмора-Пальмиры). Колонн Храма Юпитера к к сентябрю 1728 года было сделано четыре.











В 1750-51 годах Баальбек и Пальмиру изучал британо-ирландский антиквар, путешественник Роберт Вуд, издавший об этом в 1753 и 1757 годах книгу. Это ее второе издание 1757 года. В основном все на месте, и даже с излишествами. Колонн Храма Юпитера девять, это, несомненно, проект. В реальности строители истории, как это часто бывало, сократили проект и ограничились шестью.





*

Следующие примеры и непосредственно попавших в объектив, и не видимых, но бесспорных армировочных элементов Вы уже частично видели  в предыдущем посте и в посте о законах физики и создании истории. Но там за огромным объемом информации они мало заметны, поэтому выношу их отдельно.

Эпически висел стотонный куб над входом Храма Бахуса в Баальбеке. Съемки той и другой стороны висящего куба показали причину такого вываливания и зависания. Два из армировочных элементов нижней части куба не были сквозными, они сломались либо выдернулись при обваливании куба. Верхнюю часть куба проложили добросовестно, элементы натянулись, прорезали пазы и куб, но уцелели.







Любуемся также двумя блоками над повисшим кубом, которые по законам физики так висеть не могут.




Отдельно для сетевых и ютупоученых - знатоков физики, которые примутся мастерить конструкцию из спичечных коробков и тем доказывать, что блок висит за счет силы трения в согласии с законами физики, В ежеквартальном отчете британского Фонда исследования Палестины, в 1873 году проводившего обследование Храма, приведены вычисления, показавшие вес этого повисшего куба в 100 тонн, двух блоков над ним - в 30 и 20 тонн. Читайте на стр. 159 отчета.

Продолжим рассматривать этот памятник.

Дважды в 1860-х годах были сняты пропилеи памятника с переломившимся пополам мега-блоком, который не может висеть по законам физики, если половины не связаны армированием.











*
Считается, что это фото 1880 года.




Обращаем внимание на повсеместные пазы, из которых вынули, срезав-сломав, чер- и цветмет, и на часть, отошедшую от блока архитрава, которая не обрушилась даже находясь под нагрузкой.



Еще одно фото отвалившейся части архитрава.





Подробно дырки и отпавший кусок. Видно, что насовали всякие разные профили - квадратный, круглый, прямоугольные... Эпоха проката цветмета и катанного чугуна.











И не зря старались!

Снизу видно, что прекрасное панно треснуло в двух местах, и части серьезно разъехались, но все-таки не упали. На радость сегодняшним иcторикам, туристам, ЮНЕСКО и человечеству.















Здесь любуемся арматурами и пазами.






Напомню уже дававшийся снимок изнутри Храма Бахуса.






И еще одно свидетельство отличной работы формовщиков с арматурщиками, на другой стороне Храма. Треснул пополам блок архитрава, трещина слегка разошлась, но блок остался висеть, а с ним и замечательные панно нижней стороны антаблемента.






В упомянутом отчете Фонда исследования Палестины 1873 года опредлелен вес этого высокохудожественного перистиля, приходящийся на одну колонну - 105 тонн, или 4 тонны на квадратный фут. Отмечено также, что он испорчен не только землетрясениями, временем и стихией, но и арабами, раскопавшими его ради извлечения металлического штыря. Quarterly statement - Palestine Exploration Fund. Volume 5-6 (1873-1874), стр. 159.

В этом месте в очередной, триста первый раз обращусь к бетоноголовым историкам сети и ютупоисторикам альтернативного и традиционного направлений. Уважаемые. Формованная смесь - это очень далеко не бетон, и никакие бетонные правила с ней не действуют. При затвердении, которое при больших формах длится неделями и месяцами, она постепенно теряет влагу и объем. При формовке в мягких формах, в так называемой полигональной кладке, при потере объема снаружи остаются "боссы" - распорки формы из той же смеси, но затвердевшей и не теряющей объем. При формовке элемента строения в жесткой форме, каковая использовалась в большинстве памятников Старого Света, потеря объема идет внутри, вследствие чего часто образуются полости, а пазы от армирования, если элемент армирован, расширяются, давая возможность вытащить армировочный элемент. Выше дана ссылка про то, как историками документально зафиксировано, что в Баальбеке местные жители вытаскивали металлические стержни из блоков для своих надобностей (хотя в реале это были те же строители, убиравшие металл в случае его открытия). Ни с каким бетоном это невозможно, а только со смесью, имеющей совершенно другие свойства, нежели бетон.

И два слова тем ученым сети и ютупоученым, которые затянут песни про реставрации. Хотя никаким реставраторам и кому бы то ни было физически невозможно вклинить армирование в блоки. Вытащить - можно. Но не вклинить. Первые раскопки Баальбека, даже не реставрации, инициировал кайзер Вильгельм II 11 ноября 1897 года. Первые немецкие экспедиции работали с 1898 года. Никаких археологов до этого, тем более реставраторов не было в Баальбеке. Книга о первых раскопках.

Еще один баальбекский объект Храм Венеры (3 в н.э.) чуть не рухнул на глазах историков, но был своевременно починен и сохранен для ЮНЕСКО и человечества, задолго до всех реставраций, тем же вневедомственным автором, что и строил памятники истории, ибо больше некому.

Вот так угрожающе лопнул и провис архитрав массой не в одну сотню тонн, перекрывающий всю конструкцию, в 1870 году. Удержалась бы она в случае обрушения? Очень сомнительно.





В 1890 году провисание стало совсем критическим, и поползли другие отколовшиеся части и архитрава, и перекрытия.





О динамике провисания дают представление изображения дофотографической эры.

На гравюре Робертса, посещавшего Баальбек в 1839 году, архитрав только что лопнул и еще не начал смещаться.





В 1844 году издание The Archaeological journal зафиксировало уже значительное смещение.





И только к 1900 году архитрав и перекрытие были спасены. Наверняка подводили основание из блоков, как в воротах Храма Бахуса, фиксировали стальной оснасткой, но это в объективы не попало.



Сегодня Храм, естественно, как новый.



*

Ума и здоровья.

Другие материалы по созданию истории

[Приходится ставить]До поры воздерживался, но приходится обращаться. Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020033021665. ЮMoney(Яндекс-кошелек) 410013946572302.

фотографии, архитектура, 1880-е, история

Previous post Next post
Up