Был у меня пост про "Тайную Вечерю", созданную испанцами в начале 17 века.
Там юный Иоанн, который всегда рядом с Христом по правую руку -
Усатый, чтобы не было сомнений - а не женщина ли рядом? Потому что сначала средневековые живописцы посеяли сомнение на этот счёт,
потом Дэн Браун в 2003 году сколотил состояние подвёл под это теорию, написав книгу...
Но вот ещё три "Тайных вечери" - из века 19-го. И - опять сомнения...
Все три эти "Тайных Вечери" обитают в Исаакиевском соборе в Петербурге.
Вот главная мозаика, над Царскими вратами, год создания живописной картины 1846.
Автор - художник Семён Афанасьевич Живаго (1807-1863)
Но уже к концу 1840-х стало ясно, что в соборе невозможно летом и зимой создать постоянные температуру и влажность.
Так что было принято решение (с высочайшего позволения Николая I) живопись постепенно заменить мозаикой.
В созданном при Академии художеств мозаичном заведении было налажено производство смальты - сплава стекла с металлическими красителями;
в Италию были посланы для обучения мозаичному делу первые ученики.
Мозаичные работы в соборе начались в 1851 году и продолжались до 1917-го.
Самая большая "Тайная вечеря" (С.А. Живаго) - образец выдающего мозаичного копирования.
Это самая большая мозаика в соборе, площадь равна 19,24 кв.м.; 8 мастеров переводили живопись в мозаичную картину.
Женщина ли рядом с Христом? Остаётся только гадать...
Но вот этот предатель, сколь бы он ни прятался под покрывалом, всегда узнаваем, 30 сребреников выдают, здесь - в сундучке:
Работу Николая Аполлоновича Майкова (1794-1873) сейчас реставрируют.
Эта копия стоит внизу в зале:
Есть ещё "Тайная вечеря" от итальянского художника Хозроя Дузи (1808-1859),
который работал в Исаакиевском соборе в 1845-1855 г.г.
Её тоже реставрируют; копия с оригинала Дузи:
Фото В. Златомрежев