В начале 20-го века капиталистический мир охватил очередной кризис. Первая мировая (империалистическая) война, вроде бы, только что отгремела, и должна была дать сильный толчок развитию капитализма. Тем не менее ситуация в США удручающая. Закрываются заводы, разоряются фермерские хозяйства. Толпы безработных и голодных американцев ходят по штатам в поисках работы.
Штат Теннесси не отличался чем-то в лучшую сторону. Скорее даже наоборот. Теннесси в начале 20 века была одним из наиболее отсталых районов США, основу которого составляло сельское хозяйство с примитивной агротехникой.
Частые разрушительные наводнения Теннесси приносили огромные убытки. Промышленность, особенно обрабатывающая, была развита крайне слабо.
К 30-м годам душевой доход и доля занятых в промышленности были в долине этой реки вдвое ниже среднего по стране. По уровню развития транспорта, сельского хозяйства, промышленности, образования долина реки Теннесси, безусловно, представляла собой то, что сейчас принято называть слаборазвитой страной.
Начиная с конца 19-го века регулярно идут разговоры о том, что надо бы начать развивать долину. Надо бы начать строить там заводы, плотины и т.п. Но частные компании не готовы взять на себя эту миссию. Наконец, во время 1-й мировой войны, государство начинает там серьезное строительство.
Начато строительство первой плотины Уилсон и ГЭС Масл-Шолс. Они понадобились для завода по производству взрывчатых веществ. Строительство, что самое интересное, начинает именно правительство, то есть государство. Строительство не успевает закончиться раньше окончания войны. Поэтому приостанавливается.
Дальнейшему строительству препятствуют частные компании. Компании, производители электроэнергии, боятся, что со строительством ГЭС упадут цены на электроэнергию, а химические компании боятся конкуренции завода минеральных удобрений!
Ни о каком развитии частники не думают! Только о своем кармане!
Вплоть до 1933 года идет перетягивание каната между частными компаниями и сторонниками государственного развития.
Тут надо сделать отступление, и поговорить о том, откуда в капиталистической стране, где частная собственность возведена в ранг святыни, вдруг взялись сторонники государственного строительства. Надо понимать, что тогда весь мир был заворожен гигантскими стройками в СССР. Советский опыт привлекал всех. Опыт ГОЭЛРО и ДнепроГЭС. Особенно привлекал американцев опыт создания главного управления СевМорПути. Опыт создания гигантского количества заводов, которые сразу становились точками роста.
Россия, больше всех пострадавшая от 1-й мировой войны и последующей гражданской войны, восстанавливалась невиданными темпами. Росла как мощь индустриальная, так и культурный авторитет. Это была первая в мире страна, где масштабно реализовывались смелые социалистические проекты. Если до этого социалистические идеи не шли дальше неудачных фаланстер. То здесь миру был показан гигантский рост.
Ведущие державы мира понимали, что сдержать этот рост не удастся никакими торговыми эмбарго. Да и сами американские и немецкие промышленники, ищущие, в условиях мирового кризиса и последствий 1-й мировой, выгодных контрактов "хоть у черта" , уже продавали России современные технологии "под ключ". Уже Форд строит свои заводы, уже немцы открывают танковые и авиационные школы, уже идут эксперименты с ракетной техникой. СССР открыто мечтает о полетах к звездам.
Становится понятно, что опыт социалистического государственного строительства надо перенимать.
В 1933 году на президентских выборах побеждает Франклин Делано Рузвельт. Рузвельт известен в США своими просоветскими взглядами, и считается "розовым" президентом, то есть склонным к коммунистическим идеям. И правящий класс соглашается с его президентством.
Почти сразу же Рузвельт подписывает акт о создании ТВА (TVA - Tennessi Valley Authority).
И сразу же начинается масштабное строительство плотин и ГЭС. В этом же году 28 тысяч жителей долины получают работу. Уже через год рабочие места получают 98 тысяч жителей долины. 1935 г. - 200 тысяч.
За 30-е годы было построено 31 плотина, из них 6-ть больших плотин. Был создан мощный энергокаскад ГЭС, река была сделана судоходный. На сегодняшний день, ТВА является сердцем энергосистемы США.
А дальше... Дальше Рузвельт стал сознательно занижать тарифы на электроэнергию, чтобы дать толчок развитию промышленности в долине.
И толчок был дан. Некогда отсталый, в основном, сельскохозяйственный район страны, стал мощным промышленным центром.
Создание в долине реки Теннесси значительной энергетической базы послужило стимулом к развитию здесь различных энергоемких отраслей, в первую очередь химической промышленности, в частности заводов по производству связанного азота, удобрений и взрывчатых веществ, а также электрометаллургии. Уже в 1939 г. заводы Американской алюминиевой компании ("Алкоа"), расположенные в долине, заняли первое место в США по выплавке алюминия. В связи с этим в 1939 г. в городе Мобил, штат Алабама, важнейшем порту на юго-востоке страны, началось строительство глиноземного завода для переработки бокситов из Гвианы, чтобы обеспечить алюминиевую промышленность долины реки Теннесси необходимым сырьем.
Все это способствовало дальнейшему росту масштабных государственных проектов в США, в итоге ставших влиять на национальную стратегию развития страны. Но об этом в следующих статьях...