12 июня 2023 года компания SpaceX выполнила 200-ю успешную посадку первой ступени ракеты-носителя Falcon 9.
Эта «юбилейная» посадка была выполнена на наземную площадку первой ступенью Falcon 9 Block 5 под бортовым номером B1071. Для ступени это - девятый полет с момента ввода в состав флота 2 февраля 2022 года. В рамках миссии «Transporter-8»,
(
Read more... )
Comments 36
P.S.
Поздравляю с прошедшей днюхой, пейшите более многих писанин!
Reply
Спасибо)
Reply
Приятно видеть этот термин в позитивной коннотации.
P.S.
{хныкающим голосом} Про Ingenuity и его неполадки напишите (с интригами и разборками)? Вроде как ваша тема.
Reply
Юбилейная посадка была на землю.
Интересна была бы статистика - сколько посадок на баржу и сколько возвращали на космодром. Если стало выгодно (или не критически невыгодно) возвращаться на космодром, то это, кмк, достижение на уровне гениальной придумки - не тащить керосин+кислород для управляемой посадки, а подгонять космодром под падающую ступень. Это значит, что достаточно 120 пусков/год, чтобы сделать многоразовость окупаемой даже в классическом виде.
Reply
Reply
Точной статистики навскидку не дам, но в целом посадка на баржу производится значительно чаще. Именно потому, что позволяет оптимизировать траекторию ракеты и не тратить дополнительное горючее и окислитель на возврат к точке старта, да)
Reply
Вот тут на графике разбивка по годам есть: https://www.spacexstats.xyz/#recovery-landing-history
Reply
Но вообще, что-то в этом есть. Вынести всё вредное производство в космос и загрязнять не окружающую атмосферу, а ваккуум.
Reply
Вполне возможно. Дело в том, что тот же "hard vacuum" и отсутствие пыли, которые на Земле создаются ценой огромных затрат и усилий - на орбите практически бесплатны.
Reply
Очевидно, хотят проверить какие-то теории, связанные с невесомостью, какие-то конфигурации, невозможные на земле. До полноценных линий в космосе очень и очень далеко. Да и персонал нужен даже в полностью автоматических линиях.
Reply
Далеко, это пока кто-то не займется. И, похоже, в США главная напасть - бюрократия и трудности с зарабатыванием за госсчет. Потому делают частные ОС.
Когда Челнок делали и станцию Freedom замышляли, NASA приводило орбитальные заводы как довод и цель. Вот только после Challenger, широких политических обсуждений, вдруг выяснилось, что непонятно как давать зарабатывать частникам: убытки катастрофы куда? Ровно оттуда важнейшая новая политическая идея - контракты COTS, опора на частных инвесторов с господдержкой. Правда, успех SpaceX (то есть успех политики COTS) опять не лезет в политическое представление. Они же получаются монополистами. Что делать?
SpaceX может ждать судьба AT&T, расчленение. А недавно расчленение грозило Microsoft, откуда успехи Apple, как ни странно. Бил Гейтс спасал Apple деньгами и передачей ПО, пришлось ему вложиться и в Linux.
Я о том, что пока это скорее политическая и юридическая задача. Технологические трудности не очень-то и видны. Для США.
Reply
Спасибо. Хороший текст.
Я бы добавил, что именно возврат ступеней, похоже, стал основой невиданной надежности услуги. Надежность тут - ведущий экономический показатель, так как стоимость груза кратно выше цены услуги запуска.
209 успешных пусков подряд! Предыдущее такое достижение около 80.
SpaceX сейчас мировой монополист; и только антимонопольные усилия держат его соперников. Правда, основу спроса на услугу SpaceX создает сама, заодно монополизируя спутникостроение, системы мировой связи, вывод людей на орбиту. Elon time.
Reply
Пожалуйста)
Надежность тут - ведущий экономический показатель, так как стоимость груза кратно выше цены услуги запуска.
Именно) Причем это стало полнейшей неожиданностью - что, оказывается, риск производственных дефектов куда более значимый, чем риск от износа конструкции ракеты. Т.е. летавшая ступень оказалась надежнее, что очень улучшило страховые расценки.
и только антимонопольные усилия держат его соперников.
Да, соперники отстали, и сильно. Реально, сейчас главные конкуренты SpaceX - китайские частно-государственные концерны, которые напряженно работают над собственной версией частично-многоразовой ракеты.
Elon time.
Прекрасное определение!
Reply
Не, ну полной неожиданностью это не стало :) Вот я скажем в 2018 пишу про это: https://vakhnenko.livejournal.com/275357.html?thread=4129437#t4129437
Естественно какая будет надежность у многоразовой девятки пока неизвестно, надо нарабатывать статистику. Но тут такая штука -- вероятность нештатной работы сложной технической системы во время первого использования обычно выше чем во время последующих раз, ибо всякие производственные глюки и прочее вылезает при первом использовании. Конечно при достижении некоего количества использований (которое мы назовем N) надежность снова будет ниже чем в первый раз, но мне вот абсолютно неочевидно, что у девятки N будет низким.
Reply
Именно. И я тогда пропагандировал, что испытанное изделие надежнее. Что за третий пуск надо больше платить.
Reply
Reply
Leave a comment