Португалия-1961/Решение сражаться - "Санта-Мария"/кризис

Aug 12, 2016 21:44

Оригинал взят у antinormanist в Португалия-1961/Решение сражаться - "Санта-Мария"/кризис

После заявления Гальвана и Дельгаду захват "Санта-Марии" стал выглядеть не как "чистый акт пиратства".

Пока дипломаты спорили, как можно квалифицировать произошедшее, с борта "Санта-Марии" лился поток радиограмм, представлявших собой послания пассажиров родственникам, где они заверяли, что с ними всё в порядке и что единственное, что они боятся - что "Санта-Марию" могут атаковать португальские корабли и пустить на дно вместе со всеми пассажирами. Это также играло на руку Гальвану.

В конце дня 25 января 1961 года датское торгового судно "Вивеке Гулва" заметило "Санта-Марию" в 400 морских милях восточнее Гваделупы. По получению информации к месту был направлен американский патрульный самолёт "Нептун".

Уже почти стемнело, когда пилотировавший самолёт лейтенант ВМФ США Даниэль Краусс обнаружил корабль в 900 милях восточнее Тринидада, идущий на восток со скоростью 15 узлов. Он снизился до высоты 800 футов и увидел даже закрашенное название на борту.



Связавшись с кораблём по радио, Краусс передал приказ командовавшего операцией адмирала Роберта Ли Деннисона изменить курс на Сан-Хуан (Пуэрто-Рико). Гальван отказался, подтвердив, что направляется в Анголу. И согласен принять на борту уполномоченных представителей США или любой другой страны, кроме Португалии и Испании.

После этого, сменяя друг друга, американские "Нептуны" продолжали вести корабль. Навстречу ему направились находившиеся у берегов Западной Африки эсминцы "Гиринг" и "Фогельсон", на борту которых находилась рота Гольф 2-го батальона 6-го полка Корпуса морской пехоты, а также подлодка "Си Вульф".

Сообщая об обнаружении корабля, спикер госдепа США Линкольн Уайт заявил: "Факты относительно захвата "Санта-Марии" не совсем ясны. Информация противоречива… и не позволяет сделать однозначного вывода о совершении акта пиратства, подпадающего под международную конвенцию".
Британия вообще вышла из операции, отозвав эсминец и самолёты на базу.

Гальван продолжал переговоры по радио с адмиралом Деннисоном о судьбе пассажиров. Гальван предлагал перегрузить их на американские суда в открытом море либо по достижению Западной Африки высадить их в одном из портов, прежде чем продолжить свой поход. Американцы предлагали высадить пассажиров в одном из портов на севере Южной Америки. Ближе всего была Бразилия.



Президент Бразилии Кубичек имел неплохие отношения с Салазаром, но 31 января 1961-го его сменял гораздо более левый Жаниу Куадрос, открыто поддерживавший Фиделя Кастро.
Общественное мнение в Бразилии также оказалось на стороне Гальвана и Дельгаду. "Эситадо ди Сан-Пауло" писало в редакционной колонке: "У нас нет сомнений, что латиноамериканская общественность осуждает подобный факт сотрудничества двух демократий [Великобритании и США] с одной из самых репрессивных и анахронических диктатур в мире".

В субботу 28 января "Нептун", следивший за "Санта-Марией", сообщил, что корабль резко сменил курс и повернул в сторону Бразилии. Очевидно, на борту просто не хватало топлива и припасов, чтобы достичь Африки.



Гальван сообщил американцам, что готов идти в "любой бразильский порт", где выгрузит пассажиров, дозаправится и продолжит путь в Африку. Но только требует гарантий, что ему не помешают продолжить свою миссию после высадки пассажиров.

Договорились, что контр-адмирал Ален Смит, командир Карибской морской границы, на борту эсминца "Геринг" прибудет для прямых переговоров с Гальваном.
30 января на большой пресс-конференции в Рио-де-Жанейро вступающий в должность президенту Куадрос назвал Гальвана своим "старым другом", и заверил, что даст ему любые "требуемые гарантии".

Больше всего США в этот момент беспокоило, что в Атлантике находилось три современных португальских боевых корабля, среди которых быстроходный фрегат "Перу Эшкобар", способный нагнать и пустить на дно "Санта-Марию".

Начальник португальского генштаба генерал Белез Феррар высказал обеспокоенность, что "Санта-Мария" направится на острова Зелёного мыса или в Португальскую Гвинею. "Перу Эшкобар" был послан к островам Зелёного мыса. 26 января на остров Сал в архипелаге были переброшены 4-ре патрульных самолёта "Нептун" 61-й эскадрильи ВВС, недавно купленные у голландцев. На следующий день они начали патрульные полёты.



Испания выразила готовность помочь, тяжёлый крейсер "Гран Канария" с 2-мя эсминцами направился из Кадиса на соединение с португальскими кораблями к островам Зелёного мыса, хотя он и не мог успеть вовремя.

27 января, после совещания с Салазаром, генерал Феррар отдал окончательные приказы командовавшему операцией коммодору Лауринду душ Сантушу. Португальским кораблям и самолётом предписывалось наблюдать за ситуацией, оставив задачу остановить "Санта-Марию" американцам. В случае же, если они по какой-то причине не станут делать то, что ожидалось, португальцы должны были вмешаться. Цель - любой ценой не допустить, чтобы "Санта-Мария" достигла любой части Португальской Африки.

Постепенно у Лиссабона появлялось всё больше вопросов в отношении поведения американских союзников.

история Португалии

Previous post Next post
Up