Как чиновники убивают российскую гражданскую авиацию

Nov 11, 2017 22:38

О репрессиях Росавиации против российских лётчиков - выпускников негосударственных АУЦов (авиационных учебных центров) я писал в мае этого года в материале " Как чиновники Росавиации лишают профессии российских пилотов и поощряют наём иностранцев". А через три дня на сайте "Медузы" появился аналитический материал "Сотни российских пилотов лишили лицензии. Что происходит?".

С тех пор произошло много разных событий (подробнее о них читайте в открытом письме " О Челябинском летном замолвите слово..."), но главный момент - развитие ситуации вошло в русло судебных процессов.

Прежде всего 29 сентября 2017 года Копейский горсуд (Челябинская обл.) признал незаконной деятельность одного из лучших в России негосударственных АУЦев - Челябинского лётного училища гражданской авиации (ЧЛУГА/"Челавиа"). Основание - у ЧЛУГА в августе истёк срок действия сертификата. А сертификат получить невозможно, потому как Росавиация не выдаёт его под различными бюрократическими предлогами.

Казалось бы, руководитель Росавиации г-н Нерадько Александр Васильевич может праздновать победу - наконец-то закрыт авторитетный, пользовавшийся отличной репутацией частный АУЦ. Однако лишение чиновниками Росавиации пилотских удостоверений выпускников ЧЛУГА не прекратилось.



Александр Нерадько


Логику репрессий Росавиации понять нетрудно. Версия самих чиновников, которые утверждают что всему причиной забота о безопасности полётов выглядит смехотворной, потому как не было ещё ни одного случая отказа в валидации иностранных пилотских удостоверений в России. А за рубежом государственные лётные учебные заведения являются скорее исключением из правил. Очевидно, что г-н Нерадько сотоварищи проводят точечную операцию устрашения для того, чтобы желающие стать гражданскими авиаторами навсегда позабыли пути-дорожки в неугодные чиновникам Росавиации АУЦы.

Казалось бы всё логично, но один случай выбивается из ряда вон, наводя на нехорошие подозрения в иррационально-садистских наклонностях чиновников. 32 выпускника ЮУрГУ (Южно-Уральского гос. университета), окончившие в 2017 году обучение по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов», не смогли получить в Росавиации свидетельства пилотов. Причина - у вуза был заключен договор о прохождении лётной практики студентов ЮУрГУ на базе ЧЛУГА.

Договор был заключён задолго до известных событий, когда у ЧЛУГА не было никаких проблем с документами.




И ведь многие абитуриенты пошли поступать именно в ЮУрГУ, а не напрямую в ЧЛУГА, опасаясь бюрократических проблем в будущем. Как говорит мама одного из выпускников: "Мой сын намеренно не пошел учиться в училище, где были риски, а выбрал одно из лучших учебных заведений - Южно-Уральский государственный университет, где обучали гражданских пилотов". Хотелось как лучше, а вышло...

Стоит отметить, что ЮУрГУ больше не проводит набор на обучение специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов». В этом году состоялся последний выпуск. Всего, начиная с 2012-13 годов, было закрыто 225 АУЦ. О планах по созданию новых государственных авиационных учебных заведений что-то ничего не слыхать. Ни в одном положении ни одного государственного органа - ни Минтранса, ни подведомственной ему Росавиации нет слова "развитие". Есть только контроль и надзор.

А между тем, на сегодняшний день средний возраст гражданских пилотов в России - 47 лет. Чиновники Росавиации на вопросы о возможном дефиците кадров, не моргнув глазом, утверждают, что это всё досужие домыслы. Однако в конце мая г-н Нерадько зачем-то слетал в Китай, после чего китайцы на некоторое время прекратили подавать в рекрутёрские агентства информацию о вакансиях для российских гражданских авиаторов (в китайских авиакомпаниях зарплаты выше, чем в российских). Правда, вскоре вакансии снова открылись...

"Росавиация понимает, что, закрывая частников, надо готовить почву, и уже сертифицировала часть государственных летных учебных заведений. Объяснение тут может быть одно - государственные училища подведомственны Росавиации. Абсолютно все функции находятся в ее компетенции, а значит, под контролем и все выделяемые средства. Происходящее - большая поляна для конфликта интересов и коррупционной составляющей", - рассуждает пилот Павел Семченко, выпускник ЧЛУГА.

Сегодня по всей России разыгрываются судебные баталии: иски подаются выпускниками ЧЛУГА, ответчиком выступает Росавиация. Первые две тяжбы - в Иркутске и Челябинске - закончились победой пилотов. Суды постановили отменить приказ об аннулировании пилотского удостоверения. Однако, по словам выпускников ЧЛУГА, это лишь первые победы - скорее всего, последуют апелляции.

А что ещё остаётся делать лётчикам, как не судиться и писать письма Президенту? Можно было бы пойти и переучиться по программе ДПО (дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих законченное высшее или среднее специальное образование), заплатив ещё раз 2 млн. рублей (а ведь многие под будущие большие зарплаты брали образовательные кредиты или влезли в ипотеку). Но вот беда: ДПО для лётного состава практически свёрнуто. Единственный оставшийся вариант - получить ССО (среднее специальное образование), но это уже не 10 месяцев, а минимум 2,5 года, и не 2 млн. руб., а значительно большая сумма. А выучиться бесплатно имеют возможность только лица, не имеющие высшего или среднего специального образования.

Если собрать всю волю в кулак, поверить чиновникам и согласиться с тем, что подготовка лётного состава в частных АУЦах отдельно взятой страны столь вопиюще безобразна, то в таком случае следует начинать не с лишения лётчиков профессии, а с предложения руководителям Росавиации застрелиться написать заявления по собственному желанию, ибо их подписи стоят под всеми разрешительными документами, дававшими право "бессовестным" коммерсантам штамповать "липовые" ксивы при полном попустительстве контрольно-надзорных органов.

Думается, Правительству РФ стоит всерьёз задуматься о таком варианте решения проблемы.

авиация

Previous post Next post
Up