День рождения Человека без прошлого

Jul 24, 2020 16:04


1 марта 2002 года на экраны финских кинотеатров вышел фильм Аки Каурисмяки "Человек без прошлого".





Через два месяца после премьеры фильм был номинирован на Золотую Пальмовую Ветвь Каннского международного кинофестиваля. Но по вполне понятным причинам эту премию не получил, поскольку она досталась фильму " Пианист" Романа Полански. Зато фильм Аки Каурисмяки был удостоен второй по значимости премии этого фестиваля - Гран-при жюри, а также премии за Лучшую женскую роль.



В том же 2002-м году фильм "Человек без прошлого" и его режиссёр претендовали на премию Европейской киноакадемии, соответственно, в номинациях Лучший европейский фильм и Лучший режиссёр. Но в обеих номинациях эта премия досталась испанскому фильму "Поговори с ней" и, соответственно, его режиссёру Педро Альмодовару.



В 2003-м году фильм Аки Каурисмяки получил ещё несколько номинаций, наиболее престижными из которых были номинация на премию Оскар как Лучший фильм на иностранном языке, номинация на датскую кинопремию Бодиль в категории Лучший не-американский фильм и номинация на французскую премию Сезар как Лучший фильм Европейского Союза. Премию Оскар "Человек без прошлого" уступил немецкому фильму "Нигде в Африке" Каролины Линк, а премия Бодиль и Сезар снова достались фильму "Поговори с ней".



Пользуясь спортивной терминологией, можно назвать этот фильм "вечно вторым": много номинаций, в том числе весьма престижных, но ни одной значимой победы. Впрочем, в рецензии российского кинокритика Сергея Кудрявцева содержится предположение, что тут не обошлось без политики:

"Аки Каурисмяки, который является культовой фигурой лишь в Европе, а в Америке мало кому известен, осенью 2002 года непредусмотрительно испортил отношения с Госдепартаментом США, заявив, что ни за что не поедет на Нью-йоркский кинофестиваль, поскольку несправедливо отказали в американской визе выдающемуся иранскому постановщику Аббасу Кияростами. Солидарность двух «АК» (для Америки они оказались пострашнее автомата Калашникова!) должна была бы, с точки зрения тех, кто во всех действиях Американской киноакадемии видит политический умысел и интригантство, точно стоить финскому режиссёру оскаровской номинации. Между тем, с самого начала можно было почти не сомневаться, что «Человек без прошлого» просто-таки обязан попасть в заветную пятёрку и - более того! - котироваться в качестве одного из главных претендентов".

При этом сам Кудрявцев оценил фильм достаточно высокой, но не высшей, оценкой: 8,5 из 10.



Примерно так же выглядит и общая оценка профессиональных американских кинокритиков: практически все отзывы сугубо положительные, но оценки не самые максимальные. Так, Энтони Скотт из The New York Times поставил фильму 4,5 балла из 5 возможных и охарактеризовал его как

"одновременно высокохудожественный и неприхотливый, изощренный и полностью доступный, уверенный в своем авторитете и щедрый по отношению к персонажам и зрителям - фильм, предполагаемая публика которого - вся человеческая раса".



Роджер Эберт поставил фильму 3,5 звезды из 4-х возможных, а в заключении своей рецензии на фильм написал:

"По окончании  «Человека без прошлого» я почувствовал глубокое, но совершенно безотчетное удовлетворение. Я посмотрел комедию, юмор которой строится на парадоксах существования. Я почувствовал настоящую привязанность и к главному герою, и к офицеру Армии Спасения, и к бывшей жене героя, которая не слишком счастлива снова увидеть своего бывшего мужа, и даже к бедному грабителю банка, который думает, что он должен бороться, чтобы сохранить лицо."



Бюджет фильма "Человек без прошлого" составил 8 миллионов финских марок, или примерно 1,2 миллиона долларов. При этом сборы картины по всему миру составили 9,5 миллионов долларов, из которых более 90% пришлось на Европу. Таким образом, сборы фильма более, чем в 8 раз превысили затраты на его производство.



В создании фильма принимали участие кинокомпании из Германии и Франции, но основную роль выполнили финские кинематографисты. Поэтому на большинстве кинофестивалей этот фильм представлял Финляндию.



63% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и изложенного выше рейтинг фильма "Человек без прошлого" по версии FilmGourmand'а составил 8,291, благодаря чему он занял 423-е место в Золотой Тысяче. Ни один другой финский фильм не занимает в Золотой Тысяче более высокого места. И это даёт основания считать драмеди Аки Каурисмяки "Человек без прошлого" лучшим фильмом финского кинематографа.



Дорогие читатели! Если эта и/или другие публикации блога FilmGourmand'а показались вам интересными и/или полезными, прошу ставить лайки, подписываться, делиться этими материалами с теми, кого, по вашему мнению, они тоже могут заинтересовать.

Если у вас публикации блога FilmGourmand'а вызвали замечания, возражения, вопросы, прошу поделиться ими в комментариях или в сообщениях на мой адрес.

финское кино, драмеди, амнезия, кино

Previous post Next post
Up