День рождения Жана де Флоретта. И дочери его Манон. С источника

Aug 27, 2023 21:25


Предыстория пары, упомянутой в заголовке, такова. В 1952 году Марсель Паньоль, корифей французского кинематографа, основавший ещё в 1931 году журнал "Les Cahier du Film", который стал с годами одним из влиятельнейших мировых киноизданий, первым из французских кинематографистов избранный в состав Французской киноакадемии в 1947 году, поставил по собственной повести фильм "Манон с источника". Авторская версия фильма длилась более 4-х часов, и дистрибьютерская компания Gaumont перед выпуском фильма на экраны сократила его более, чем вдвое. К великому неудовольствию Паньоля.





Десятью годами позже он написал повесть "Жан де Флоретт", явившуюся приквелом к повести "Манон с источника". Обе повести были опубликованы в 1963 году под общим названием "Вода с холмов". Спустя 20 лет эта книжка, забытая кем-то из постояльцев в одном из номеров отеля, случайно попала в руки режиссёру Клоду Берри. Тот буквально влюбился в это произведение и решил снять два фильма, по одному по каждой его части.



Съемки обоих фильмов осуществлялись параллельно, с мая по декабрь 1985 года. Общая стоимость проекта составила 17 миллионов долларов, и это сделало его самым дорогостоящим кинопроектом Франции на тот момент. 27 августа 1986 года на экраны французских кинотеатров был выпущен фильм "Жан де Флоретт". Собственно говоря, тогда же на экраны могла бы выйти и вторая часть дилогии - "Манон с источника". Но продюсеры из коммерческих соображений решили попридержать эту часть и выпустили её тремя месяцами позже - 19 ноября того же года.



Первая часть дилогии, фильм "Жан де Флоретт", была встречена французскими кинозрителями с огромным энтузиазмом. За год в кинотеатрах Франции его посмотрели более 7 миллионов зрителей, или почти 13% населения страны. Успех фильма "Манон с источника" оказался чуть ниже, чем у первой части дилогии. Примерно на 600 тысяч кинозрителей меньше собрал фильм во Франции и, соответственно, кассовые сборы оказались на 1 миллион долларов меньше. Рита Кемпли, кинообозреватель The Washington Post, по этому поводу отметила в своей рецензии, что эксперимент продюсеров с разведением во времен выпуска двух частей картины обернулся кассовым успехом, но сделал жертвой "Манон".



В номинациях на премию Сезар Французской киноакадемии оба фильма показали одинаковые успехи. Только "Жан де Флоретт" получил Сезара в номинации Лучший актёр (Даниель Отой), а "Манон с источника" была удостоена этой премии в категории Лучшая актриса второго плана (Эммануэль Беар).



Но подлинный триумф устроили  фильму "Жан де Флоретт" британские киноакадемики. Они номинировали этот фильм на свою премию БАФТА в 10 категориях и присудили победу в 4-х из них. В том числе, в важнейшей категории - Лучший фильм. В другой важной категории - Лучший режиссёр - Клод Берри уступил только Оливеру Стоуну, режиссёру картины " Взвод". В ещё одной престижной номинации - Лучший фильм на иностранном языке - "Жан де Флоретт" уступил только фильму Андрея Тарковского " Жертвоприношение". В этом споре за британскую кинопремию БАФТА в категории Лучший фильм на иностранном языке "Манон с источника" оказалась на равных с "Жаном де Флореттом". То есть оба фильма уступили картине Андрея Тарковского.



В июле 1987 года фильм Клода Берри "Жан де Флоретт" был представлен гостям и участникам Московского международного кинофестиваля. Жюри кинофестиваля, возглавляемое знаменитым актёром Робертом Де Ниро, то ли не захотело, то ли не сочло возможным отметить фильм какой-либо премией. Но это не имеет значения, поскольку главным в этом факте было воссоединение звезды французского кино Ива Монтана с советским кинозрителем. В течение более 15 лет Ив Монтан за роль в фильме " Признание" был персоной нон грата для советского кинопроката.



В начале 1988 года "Жан де Флоретт" был номинирован на американскую премию Золотой Глобус в категории Лучший фильм на иностранном языке. Но Голливудская Ассоциация Иностранной Прессы сочла более достойной этой премию шведскую картину "Моя собачья жизнь" режиссёра Лассе Халльстрёма. Но фильм "Жан де Флоретт" оказался в весьма достойной компании относительных неудачников: " До свидания, дети" Луи Маля, " Покаяние" Тенгиза Абуладзе и "Очи чёрные" Никиты Михалкова.



От профессиональных кинокритиков фильм "Жан де Флоретт" получил сплошь позитивные отзывы. Гуру американской кинокритики Роджер Эберт поставил фильму 3,5 звезды из 4-х возможных и назвал его

"беспощадным исследованием человеческой природы".

Диапазон мнений профессиональных кинокритиков относительно фильма "Манон с источника" оказался гораздо более широким. Так, упомянутая выше Рита Кемпли снисходительно высокомерно назвала фильм

"всего лишь континентальной мыльной оперой".

Примерно в том же ключе отозвался о фильме кинообозреватель The New York Times Винсент Канби, отметив в своей рецензии, что

"фильм переполнен намёками на арии, которые никто никогда не слышал".



Однако, более авторитетные кинокритики, дали фильму "Манон с источника" принципиально иные оценки. Так, гуру американской кинокритики Роджер Эберт, который первой части дилогии поставил 3,5 звезды, вторую часть оценил максимальными 4-мя звёздами. А другой авторитетный американский кинокритик Джеймс Берардинелли, оценивший фильм "Манон с источника" тоже по максимуму - 4-мя звёздами, в своей рецензии написал:

"Когда Берри закончил работу над фильмом «Жан де Флоретт / Манон с Источника», он, возможно, не осознавал, что создал один из величайших французских фильмов всех времен, но он определенно понимал, что дилогия будет рассматриваться как достижение. Немногие фильмы раскрывают персонажей столь же глубоких и многогранных, как представленные здесь. Вместо того, чтобы идти легким ...путем, полагаясь на стереотипы, чтобы сформировать фон населения своего фильма, Берри тратит необходимое время на утраченное искусство описания. Конечно, есть главные герои и антагонисты, но упрощенные ярлыки, такие как «герой», «злодей», «добро» и «зло», становятся неуместными. В том, как все развивается, есть кармическое чувство справедливости, но это не один из тех фильмов, где плохие парни получают возмездие в финальной части. Все разыгрывается более тонко и с гораздо более грандиозным чувством трагедии."

И это, наверное, самая адекватная оценка фильма.



О том, как оценили обе части дилогии рядовые кинозрители, говорят следующие цифры. 73% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму "Жан де Флоретт" оценки от 8 до 10. У второй части дилогии этот показатель чуть ниже - 71%. С учетом этих показателей и сказанного выше рейтинг дилогии Клода Берри  "Жан де Флоретт/Манон с источника" по версии FilmGourmand'а составил 9,217, что позволило ей занять 122-е место в Золотой Тысяче.



французские крестьяне, экранизация, французское кино, шедевры мирового кино, социальная драма

Previous post Next post
Up