101 год Пазолини

Mar 05, 2023 21:13


Существуют две категории кинорежиссёров. Одним, либо в силу семейных обстоятельств, либо природных талантов, что называется, на роду написано стать режиссёрами. Других судьба упрямо тащит в режиссёрское кресло, несмотря на все препятствия и сопротивление обстоятельств. Ко второй категории, на мой взгляд, с полным основанием можно отнести самобытного итальянского режиссёра Пьера Паоло Пазолини.



Пьер Паоло Пазолини во время интервью итальянскому телевидению, 1971.



Пьер Паоло Пазолини родился 5 марта 1922 года в итальянской Болонье, в семье пехотного офицера Карло Альберто Пазолини и его супруги Сусанны Марии Колусси, учительницы. Карло Альберто унаследовал от своего отца пагубную страсть к игре в карты. Игромания обусловила тяжелое финансовое положение семьи Пазолини, из-за которого ей пришлось часто переезжать с места на место, скрываясь от долгов. В 1927 году семья Пазолини оказалась в городе Конельяно, где Пьер Паоло, которому еще не было 6 лет, был отдан в школу.



Аккаттоне. 1961. Рейтинг фильма - 8,12, 569-е место в Золотой Тысяче.

К семи годам у Пьера Паоло проявились способности к рисованию и стихосложению. Несмотря на частую смену школ в связи с постоянными переездами семьи, Пьер Паоло окончил среднюю школу с очень высокими оценками и уже в 17 лет поступил на факультет литературы Болонского университета. Живя в Болонье, Пьер Паоло стал завсегдатаем Болонского киноклуба, где увлекся творчеством Рене Клера.



Мама Рома. 1962. Рейтинг фильма - 7,872, 891-е место в Золотой Тысяче.

1 сентября 1943 года Пьер Паоло Пазолини был призван на военную службу, но буквально через неделю сумел дезертировать. Скрываясь от облав, Пазолини вместе с матерью сменили несколько мест жительства, пока, наконец, в октябре 1944 года не осели в деревне Версута, недалеко от родины Сусанны, города Казарса делла Делиция. (Папаша будущего режиссёра в это время находился в британском плену, в который попал, участвуя в боевых действиях в Северной Африке.) Там мама с сыном решили открыть в своем доме школу для детей, которые из-за регулярных бомбёжек и обстрелов не могли посещать обычную школу. Там же Пьер Паоло встретил свою первую любовь - словенскую скрипачку Пину Кальц.



Евангелие от Матфея. 1964. Рейтинг фильма - 7,82, 965-е место в Золотой Тысяче.

Несмотря на скитания и работу учителем, Пазолини продолжал свои учебные занятия. Это позволило ему, после окончания войны, в 1945 году блестяще защитить диплом и окончить университет с высочайшими оценками. Вскоре после окончания университета Пазолини стал заместителем главного редактора журнала «Il Setaccio», который был официальным журналом Болонского федерального командования Gioventù Italiana del Littorio (GIL) - последней молодежной организации Национальной фашистской партии Италии. К этому времени у Пазолини начинает формироваться негативное отношение к фашистской идеологии, к которой его приучал отец, убеждённый сторонник Муссолини. (Карло Альберто Пазолини в предвоенные годы служил в охране Муссолини и один раз даже спас дуче от покушения.) Во многом формированию такого отношения к фашизму способствовало его знакомство и дружба с Джованной Бемпорад, молодой поэтессой, которой, в силу её еврейского происхождения, в годы фашистской диктатуры пришлось пережить немало гонений и потерь. Антифашистские настроения Пазолини привели его к разрыву с руководителем журнала и прекращению сотрудничества с ним.



Аккаттоне.

В 1946 году Пьер Паоло Пазолини начал свою собственную литературную деятельность как прозаик. В одном из первых своих произведений, автобиографическом "Романе о Нарцисо", он описал свой первый гомосексуальный опыт. Наряду с прозаическими произведениями Пазолини в этот период создал немало стихотворных и драматических произведений. В 1947 году Пазолини вступил в Коммунистическую партию Италии.



Мама Рома

В 1949 году Пазолини был обвинён, и не без оснований, в в непристойном поведении и растлении несовершеннолетнего. Суд приговорил молодого литератора к трехмесячному заключению и запретил ему преподавать. Пазолини был исключён из Коммунистической партии за «за морально-политическую недостойность». Лишённый возможности зарабатывать преподаванием, Пьер Паоло в 1950 году переехал в Рим, к своей матери, которая в то время работала официанткой. Будучи весьма стеснённым в средствах, Пазолини брался за любую работу, в том числе корректором в газете, участником массовок на киностудии и т.п. Параллельно Пазолини продолжал свое литературное творчество: писал стихи, статьи, пьесы. Некоторые его произведения были отмечены литературными премиями.



Евангелие от Матфея

Благодаря довольно многочисленным публикациям в журналах и газетах и достижениям на литературных конкурсах Пьер Паоло Пазолини стал известен в интеллектуальных кругах Италии, в том числе, среди кинематографистов. В результате, в 1954 году  известный итальянский режиссёр Марио Сольдати предложил Пазолини принять участие в создании сценария по рассказу Альберто Моравия и Эннио Флайано. Кроме Пазолини над этим сценарием работал ещё 5 человек, включая самого Сольдати. В результате был снят фильм "Девушка с реки" с Софи Лорен в главной роли. После этого Пазолини стали приглашать для создания сценариев другие режиссёры, в частности, Мауро Болоньини и Федерико Феллини. Так, Пьер Паоло Пазолини принимал участие в создании сценариев киношедевров Феллини " Ночи Кабирии" и " Сладкая жизнь". Наконец, в 1961 году 39-летний Пазолини счёл себя созревшим для создания собственного полнометражного художественного фильма - " Аккаттоне".



Аккаттоне

За свою короткую жизнь, а умер Пазолини, точнее, был зверски убит в 1975 году, им было самостоятельно снято 12 полнометражных художественных кинофильмов, а также новеллы для четырёх киноальманахов. 3 фильма Пьера Паоло Пазолини вошли в Золотую Тысячу, в том числе "Аккаттоне", " Мама Рома", "Евангелие от Матфея". Благодаря этому показателю он был включён в список 100 величайших режиссёров мирового кинематографа, составленный FilmGourmand'ом. Режиссёрская деятельность Пьера Паоло Пазолини отмечена 23 кинонаградами, среди которых такие престижные награды, как Золотой и Серебряный Медведь Берлинского международного кинофестиваля, Гран-при Каннского международного кинофестиваля, Главная премия международного кинофестиваля в Карловых Варах, Специальный приз жюри Венецианского международного кинофестиваля.



Мама Рома

В честь дня рождения великого Мастера хочу напомнить поклонникам его творчества кадры из лучших его фильмов, включённых в Золотую Тысячу.



Евангелие от Матфея

итальянское кино, великие режиссёры, шедевры мирового кино

Previous post Next post
Up