110 лет Антониони

Sep 29, 2022 13:19


29 сентября 1912 года в г. Феррара итальянской провинции Эмилия-Романья, в семье Исмаэле и Элисабетте Антониони родился сын, названный Микеланджело. Родители Микеланджело имели пролетарское происхождение, но благодаря упорному труду сумели разбогатеть и стать процветающими землевладельцами. Несмотря на высокий уровень имущественного и финансового состояния, Микеланджело с детства предпочитал дружить с представителями рабочего класса.



Микеланджело Антониони во время интервью итальянскому телевидению, 1987 год.



По окончании школы в 1931-м году Микеланджело поступил на факультет экономики и коммерции Университета г. Болоньи. Окончив университет с дипломом экономиста в 1935-м году, работал банковским клерком, одновременно активно сотрудничая с местным журналом города Феррара Il Corriere Padano в качестве кинообозревателя. В 1940-м году переехал в Рим, где начал учёбу в Экспериментальном центре кинематографии, которую, по правде говоря, он забросил через три месяца. Но свою деятельность журналиста-кинокритика Антониони продолжил, но уже в римском журнале Cinema, принадлежавшем фашистской партии и главным редактором которого был Витторио Муссолини, сын итальянского дуче.



Крик. 1957. Рейтинг фильма - 8,091; 597-е место в Золотой Тысяче.

В 1942-м году Роберто Росселлини (" Рим, открытый город") привлек Микеланджело Антониони к созданию сценария фильма "Пилот возвращается". В основу сценария был положен рассказ Витторио Муссолини. Так начался процесс превращения Антониони из кинематографиста-теоретика в кинематографиста-практика. Этот процесс был продолжен, когда Антониони в 1943-м году выступил в роли ассистента французского режиссёра Марселя Карне во время съемок фильма "Вечерние посетители".



Приключение. 1960. Рейтинг фильма - 8,189; 486-е место в Золотой Тысяче.

Вернувшись из Франции в Италию в том же 1943-м году Антониони попытался применить обретённые знания и навыки в создании собственного фильма, пока документального. Он начал снимать фильм о простых людях, рыбаках, живущих на берегах реки По. Но обострившаяся военная ситуация не позволила ему завершить эту работу. Более того, уличённый фашистским режимом в связях с итальянским Сопротивлением, он едва не поплатился жизнью. В итоге, документальный фильм "Люди с реки По" он смог завершить только в 1947-м году. После чего сделал ещё несколько документальных фильмов, прежде чем, уже в возрасте 38 лет, приобретя разносторонний опыт кинематографической деятельности, в 1950 году снял свой первый полнометражный художественный кинофильм - "Хроника одной любви".



Ночь. 1961. Рейтинг фильма - 8,736; 235-е место в Золотой Тысяче.

По мнению большинства кинокритиков, пик творчества Микеланджело Антониони пришелся на первую половину 60-х годов, когда были сняты фильмы так называемой "трилогии отчуждения" (" Приключение", "Ночь", "Затмение") и примыкающая к ним "Красная пустыня". Во всех этих фильмах в главных ролях снималась великая итальянская Актриса Моника Витти, которую называли "музой Антониони".



Затмение. 1962. Рейтинг фильма - 8,369; 339-е место в Золотой Тысяче.

За свою кинорежиссёрскую карьеру Микеланджело Антониони самостоятельно снял 15 полнометражных художественных кинофильмов и 4 новеллы для кино-альманахов (короткометражные, документальные и телевизионные фильмы Методологией FilmGourmand'а в расчёт не принимаются). 7 фильмов Микеланджело Антониони вошли в Золотую Тысячу, в том числе "Крик", "Фотоувеличение", " Профессия: Репортер" и вышеупомянутые картины с участием Моники Витти. Благодаря этому показателю Микеланджело Антониони включён в список 100 самых великих режиссёров мирового кино, составленный FilmGourmand'ом.



Красная пустыня. 1964. Рейтинг фильма - 7,807; 999-е место в Золотой Тысяче.

Творчество Микеланджело Антониони чрезвычайно высоко было оценено кинематографическим сообществом. В общей сложности он был удостоен 48-ми кинонаград, в том числе наиболее престижные: премия Оскар (почётный), Золотой Медведь Берлинского кинофестиваля, Золотая Пальмовая Ветвь Каннского кинофестиваля, 2 Золотых Льва (в т.ч. один - почётный) Венецианского кинофестиваля, Золотой Леопард Локарнского кинофестиваля, датская премия Бодиль, итальянская премия Давид ди Донателло, почетная премия Европейской киноакадемии, почётный Гран-при Монреальского кинофестиваля и многие другие. И каким же ударом для великого режиссёра было похищение из его дома во время его отсутствия в 1996 году нескольких из перечисленных кинематографических наград - "Золотой Пальмовой ветви", "Оскара" и "Золотого Льва".



Фотоувеличение. 1966. Рейтинг фильма - 8,681; 253-е место в Золотой Тысяче.

После двух инсультов, в 1972-м и 1985-м годах, Антониони уже не мог передвигаться без посторонней помощи. Поэтому повсюду его сопровождала Энрика Фико - сначала помощница, а потом и жена, которая была моложе великого режиссёра на 40 лет. Энрика Фико Антониони помогала своему мужу не только передвигаться, но и осуществлять профессиональную деятельность. Только благодаря ей Микеланджело Антониони смог после 2-х инсультов снять ещё несколько картин, в том числе фильм "За облаками" (1995). На руках у своей супруги Микеланджело Антониони и скончался, на 95-м году жизни, в своем родном городе Феррара. В тот же день скончался и другой гигант мирового кино - Ингмар Бергман.



Микеланджело Антониони во время вручения почётной премии Оскар, 1995 год.

Сегодня, в день 110-й годовщины со дня рождения великого кинорежиссёра, хочу напомнить поклонникам его творчества кадры из лучших его фильмов, включённых в Золотую Тысячу.



Профессия: Репортер. 1975. Рейтинг фильма - 7,947; 807-е место в Золотой Тысяче.

итальянское кино, великие режиссёры, микеланджело антониони, шедевры мирового кино

Previous post Next post
Up