Инсайдерский портрет Голливуда

Aug 10, 2022 01:24


10 августа 1950-го года в Нью-Йорке состоялась премьера фильма Билли Уайлдера "Сансет Бульвар".





Интерес к американской культуре в целом и кинематографу в частности проявился у Билли Уайлдера в ранней юности, в 20-е годы 20-го века, когда он носил имя Самуэль Вильдер и жил сначала в Вене, а потом в Берлине. Уже тогда он не пропускал ни одного американского немого (а звуковых тогда ещё не было) фильма. К концу 40-х годов, когда Билли Уайлдер стал признанным мастером американского кинематографа, особенно, после фильмов " Двойная страховка" (1944) и " Потерянный уикенд" (1945), он начал задумываться о том, как живут звёзды немого кино спустя два десятилетия после того, как немое кино было вытеснено звуковым. Результатом этих размышлений стал сценарий фильма "Сансет Бульвар", созданный вместе с Чарльзом Брэкеттом. Правда, изначально сценарий имел кодовое название "Банка фасоли", поскольку использование названия улицы, пересекающей весь Голливуд, могло вызвать нездоровый интерес представителей киноиндустрии. Билли Уайлдер прекрасно понимал, что информация о содержании будущего фильма, став достоянием кинематографической общественности, может создать серьёзные проблемы на пути реализации его замысла.



И ожидаемые Уайлдером  проблемы возникли, главным образом, с подбором актёров. Многие из звёзд, на которых рассчитывал Уайлдер, ознакомившись со сценарием, отказывались от предложенных ролей. Так, Уайлдер предполагал снимать в главной женской роли Нормы Десмонд хорошо знакомую ему Грету Гарбо, которая до этого снималась в фильме " Ниночка" по его сценарию. Образ Нормы Десмонд основан на судьбах трёх ведущих актрис эпохи немого кино: Мэй Мюррей, Клары Боу и Мэри Пикфорд. У первых двух из числа перечисленных были официально диагностированы психические заболевания. Но Гарбо отказалась от роли. Правда, она, в отличие от многих других звёзд, разрешила упоминать своё имя в фильме. Но позже выразила Уайлдеру сожаление по поводу своего разрешения. Глорию Свенсон удалось уговорить принять роль только благодаря Джорджу Кьюкору, мнением которого знаменитая звезда немого кино очень дорожила.



Немалые проблемы возникли и с определением актёра на главную мужскую роль. Изначально на эту роль предполагался Монтгомери Клифт (" Поиск", " Наследница"), и с ним был заключён контракт. Но буквально за 2 недели до начала съемок он этот контракт разорвал. Отговорила его от участия в этом фильме его любовница Либби Холман, которая была старше его на 16 лет и опасалась, что после фильма пресса начнёт сильно интересоваться их отношениями. Уайлдер после отказа Клифта делал предложения многим другим актёрам, в частности, Марлону Брандо (" В порту", " Апокалипсис сегодня"), но все по разным причинам отказывались. Наконец, скрепя сердце, Уайлдер согласился на кандидатуру Уильяма Холдена, которого считал посредственным актёром. Тем не менее, после этого фильма Уайлдер и Холден стали настоящими друзьями, и именно роли в фильмах Уайлдера (после "Сансет бульвара" - "Лагерь для военнопленных №17" (1952), "Сабрина" (1954)) сделали Холдена настоящей кинозвездой.



Проблемы возникали не только с исполнителями главных ролей, но и актёрами ролей эпизодических, так называемых "камео". По замыслу Уайлдера, целый ряд выдающихся деятелей немого кино должны были сыграть самих себя. И многие отказались. Или, как  выставили довольно жёсткие финансовые условия. Например, Сесил Б. ДеМилль, за исполнение роли самого себя, проще говоря, за то, чтобы просто поприсутствовать в кадре, затребовал гонорар 10 тысяч долларов (эквивалент нынешних 128 тысяч долларов). А когда потребовалось сделать повторный дубль, запросил ещё 10 тысяч долларов. Вторую десятку тысяч знаменитый режиссёр не получил, вместо неё ему был подарен легковой автомобиль.



Когда работа над фильмом была завершена, кинокомпания Paramount устроила закрытый показ для руководителей различных голливудских студий и специально приглашенных гостей. После просмотра Луис Б. Майер, один из основателей и совладельцев кинокомпании MGM, отругал Уайлдера перед толпой знаменитостей, сказав: «Вы опозорили индустрию, которая вас создала и накормила!" Между Уайлдером и Майером, двумя евреями, началась острая перебранка, в ходе которой Майер сказал, что Уайлдера надо было бы в 30-е годы отправить назад в Германию. Уайлдер, никогда не стеснявшийся крепких выражений, ответил: "Go fuck yourself."



Мнение американских кинокритиков серьёзно разошлось с мнением Луиса Б. Майера и, в его лице, многих других деятелей Голливуда. Так, буквально на следующий день после премьеры, во влиятельнейшем издании The New York Times появилась рецензия Томаса М.Прайора, в которой отмечалось, что "«Сансет Бульвар» - это ни в коем случае не законченная история голливудского прошлого или настоящего. Но это такое искусное соединение правды и легенды - и так насыщенно пахнущее прошлым, но при этом такое современное - что, кажется, трудно представить более авторитетную историю. «Сансет Бульвар» - это редкое сочетание острого сценария, искусной игры, мастерской режиссуры и ненавязчивой художественной фотографии, которое быстро очаровывает аудиторию и удерживает ее в плену до сокрушительной кульминации."



В начале 1951 года фильм Билли Уайлдера "Сансет Бульвар" получил 7 номинаций на премию Золотой Глобус и победил в 4-х из них, в том числе, в важнейших: Лучший драматический фильм и Лучший режиссёр. Чуть позже, фильм получил 11 номинаций на премию Оскар, из которых победил в трёх, но не самых главных. В важнейших номинациях - Лучший фильм и Лучший режиссёр "Бульвар Сансет" и Билли Уайлдер уступили фильму " Всё о Еве" и, соответственно, его режиссёру Джозефу Л. Манкевичу. На европейских кинофорумах наивысшим достижением фильма "Бульвар Сансет" стала датская кинопремия Бодиль в номинации Лучший американский фильм.



Современные кинокритики оценили фильм Билли Уайлдера "Сансет Бульвар" не менее высоко, чем Томас Прайор в 1950 году. Так, гуру американской кинокритики Роджер Эберт через полвека после выхода фильма на экраны поставил "Бульвару Сансет" максимальные 4 звезды, включил его в свой список "Великих Фильмов" и назвал его "лучшей драмой о фильмах."  Но, наверное, правильнее было бы сказать не о фильмах, а о Голливуде. Впрочем, это кому как.



Другой авторитетный американский кинокритик Джеймс Берардинелли, оценивший фильм Уайлдера так же максимальными 4 звёздами, в рецензии написал: ""Сансет Бульвар" - это не нападение на Голливуд, но и не любовное письмо. Он показывает кинобизнес таким, какой он есть - индустрией, в которой люди являются одноразовым товаром, а использование других становится второй натурой. То, что издалека кажется сияющей фантастической страной, вблизи кажется логовом предательства, обмана и жестокости. Многие в Голливуде были расстроены мрачным и черным изображением Уайлдером студий - не потому, что это была выдумка, а потому, что это выставило правду на экран для всеобщего обозрения."



Обозреватели известного сетевого ресурса, посвящённого киноклассике, Turner Classic Movies,  Фрэнк Миллер и Джеймс Штеффен в своем обзоре отметили: ""Сансет Бульвар", который часто называют окончательным инсайдерским портретом Голливуда, был одним из первых серьезных трактовок жизни в Голливуде, появившимся в то время, когда большинство фильмов о кино были комедиями и мюзиклами без иронии. Картина показывает столицу кино в ее худшем виде как мир мимолетной славы, где почти все гонятся за успехом, деньгами и сексом."



В Советском Союзе фильм не демонстрировался, по крайней мере, до начала перестройки. Известный российский кинокритик Евгений Нефёдов усмотрел в фильме "Сансет Бульвар" не только обнажение подноготной Голливуда. По его мнению, "Если вдуматься, Самуэль Вильдер, уроженец распавшейся Австро-Венгерской империи, ещё в молодости подпавший под очарование американской культуры и внёсший исключительную лепту в развитие «фабрики грёз», предупреждает не столько о коварстве славы, сколько об опасности измены самому себе, собственному предназначению на этом свете."



Что касается оценки фильма "Сансет Бульвар" кинозрителями, то кассовые сборы картины в начале 50-х годов составили 2,35 миллионов долларов. Для сравнения: вышедший в том же году фильм Джозефа Лео Манкевича "Всё о Еве" при примерно одинаковом бюджете собрал 8,5 миллионов долларов. Современные кинозрители оценили фильм Билли Уайлдера гораздо выше, чем зрители несколько десятилетий назад. 75% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Билли Уайлдера "Сансет Бульвар" по версии FilmGourmand'а составил 8,838, благодаря чему он занял 204-е место в Золотой Тысяче.



голливуд, американское кино, немое кино, шедевры мирового кино, кино

Previous post Next post
Up