Годовщина Иванова детства

Apr 06, 2022 00:01


6 апреля 1962 года в Москве состоялась премьера первого полнометражного фильма Андрея Тарковского - "Иваново детство".





Фильм поставлен по повести Владимира Богомолова "Иван", написанной в 1957 году. Повесть "Иван" очень быстро стала чрезвычайной популярной, была переведена на иностранные языки. Благодаря своей популярности повесть В.Богомолова привлекла внимание известного драматурга Михаила Папавы, который решил на её основе написать сценарий. Однако, Папава проявил изрядную вольность в обращении с материалом: он изменил финал, превратил его в хэппи-энд, и дал другое название сценарию - "Вторая жизнь". Богомолов резко возражал против такого вольного обращения с его детищем. Но, видимо, благодаря значительному авторитету Папавы, его сценарий был рекомендован к постановке. В СССР вообще было слабое представление об авторских правах.



Постановка фильма по сценарию М.Папавы была поручена молодому режиссёру, закончившему ВГИК в 1959 году, Эдуарду Абалову (Абаляну). Трудно сказать, как далеко Эдуард Абалов продвинулся в реализации проекта, но известно, что в ноябре 1960 года худсовет киностудии «Мосфильм» оценил работу этого режиссёра над фильмом как неудовлетворительную, а в декабре того же года руководством киностудии "Мосфильм" был издан приказ о прекращении съемок и списании понесённых затрат. Среди претензий, выдвинутых против незавершённой работы Э.Абалова, был и упрёк в отходе от литературного источника. Видимо, повлияли жалобы В.Богомолова.



Вадим Юсов, который был оператором на дипломном фильме Андрея Тарковского "Каток и скрипка", сообщил Андрею Арсеньевичу о сложившейся ситуации. 29-летний Тарковский, который только-только закончил с отличием ВГИК, предложил себя в качестве режиссёра картины по повести Богомолова "Иван". Именно повести Богомолова "Иван", а не сценария Папавы "Вторая жизнь". Педагог Андрея Тарковского по ВГИКу, Михаил Ильич Ромм (" Девять дней одного года"), горячо поддержал кандидатуру своего ученика. В июне 1961 года был издан приказ по киностудии "Мосфильм" о возобновлении работ над фильмом и утверждении Тарковского в качестве режиссёра этого фильма. Естественно, что первым делом Тарковский решить вернуть сценарий к оригиналу, для чего привлек к созданию сценария самого Богомолова (" В августе сорок четвёртого"), который, естественно, был этому только рад. А также своего друга и коллегу - Андрея Кончаловского.



Правда, в ходе работы над фильмом между Тарковским и Богомоловым тоже возникали изрядные трения. Тарковский вставил в полотно картины лирические отступления в виде снов Ивана. Это потребовало замены исполнителя роли Ивана. На эту роль по рекомендации Андрея Кончаловского Тарковский взял 14-летнего Колю Бурляева. Коля, происходивший из артистической семьи, к этому времени уже имел некоторый кинематографический опыт: он снимался в главной роли в дипломной работе Кончаловского "Мальчик и голубь", а также в незначительных ролях ещё в двух фильмах. Вдобавок он абсолютно подходил для задуманного Тарковским образа. Богомолову всё это не нравилось. Он хотел в большей степени показывать боевые подвиги разведчиков. Писатель даже пытался жаловаться кинематографическому начальству на самоуправство Тарковского в отношении литературного источника. Но все эти попытки купировал мощный авторитет Михаила Ромма.



Тарковский сумел осуществить весь съемочный процесс за 5 месяцев, раньше запланированного срока. И благодаря этому были сэкономлены 24 тысячи рублей из выделенного на производство картины бюджета, даже с учётом расходов, понесённых съемочной группой Э.Абалова. 1 сентября 1962 года, через 5 месяцев после московской премьеры, дебютный фильм Андрея Тарковского "Иваново детство" вместе с картиной маститого кинорежиссёра Сергея Герасимова "Люди и звери" представлял советский кинематограф на престижном Венецианском международном кинофестивале. Жюри кинофестиваля под председательством итальянского кинематографиста Луиджи Кьярини присудило фильму Тарковского свою главную премию - Золотого Льва. Так же, как и фильму "Семейная хроника" итальянского кинорежиссёра Валерио Дзурлини (" Пустыня Тартари"). И это при том, что среди претендентов на главную премию было немало весьма достойных картин, считавшихся фаворитами фестиваля, например, " Мама Рома" Пьера Паоло Пазолини или " Жить своей жизнью" Жан-Люка Годара. Чуть позже, в октябре 1962 года, фильм "Иваново детство" стал участником международного кинофестиваля в Сан-Франциско, где Андрей Тарковский получил премию как Лучший режиссёр.



После такого успеха на международных кинофорумах кинематографическое руководство Советского Союза в 1963 году решило выдвинуть картину молодого Тарковского на премию Оскар в номинации Лучший фильм на иностранном языке. Однако, Американская киноакадемия не сочла возможным включить фильм "Иваново детство" в список номинантов на свою премию. Меня всегда интересует, "что было бы, если". Вот и в данном случае, если бы "Иваново детство" получило номинацию на Оскар, то его конкурентами были бы " " Федерико Феллини, " Нож в воде" Романа Полански, а также два фильма, оставшиеся практически неизвестными русскоязычному зрителю: испанский "Тарантос" и греческий "Красные фонари".



Несмотря на то, что Американская киноакадемия "прокатила" фильм Тарковского, американская, да и вообще вся западная кинокритика встретила "Иваново детство" всеобщим восторгом. Даже придирчивый кинообозреватель The New York Times Босли Кроузер в своей рецензии на фильм обошёлся без традиционных для него "ложек дёгтя", отметив:

"Острый крик печали, кажется, исходит от российского фильма «Меня зовут Иван» (известного за границей как «Иваново детство»). Это крик не столько скорби по агонизирующему 12-летнему мальчику, который является центральной фигурой в нем и непосредственным субъектом его нарастающей трагедии. Это, скорее, крик скорби по всем юношам, погибшим во Второй мировой войне, по юношам, чья жизнь была истощена ненавистью, кровопролитием и смертью."

И ещё отметил Кроузер, что до сих пор в советских фильмах не было такой сосредоточенности на судьбе личности.



Прокатные показатели картины Андрея Тарковского "Иваново детство" в СССР были довольно средними - 16,7 миллионов кинозрителей. Цифра значительная, но сильно уступающая показателям лидеров кинопроката того года. Сравните: "Человек-амфибия" Владимира Чеботарёва и Геннадия Казанского - 65,5 миллионов, "Гусарская баллада" Эльдара Рязанова - 48,6 миллионов, упомянутые выше "Люди и звери" - 40,3 миллионов. По мнению Сергея Кудрявцева, определённую роль в этом сыграл недостаточно высокий тираж, которым был выпущен на советский киноэкран, шедевр Андрея Тарковского:

"«Иваново детство», в отличие от рассказа «Иван», это не столько повествование о судьбе мальчишки, вынужденного наравне, а порой и вместо взрослых вести свою личную войну с фашистами, мстя за попранное детство и поруганную родину. Хотя, возможно, из-за данной темы картина пользовалась большим успехом в советском кинопрокате (и вполне могла бы, судя по показателям на одну копию, превысить двадцатимиллионный рубеж посещаемости, если бы тираж был несколько больше)".



Современные кинозрители по всему миру, несмотря на прошествии нескольких десятилетий с момента выхода картины на экраны, дают ей весьма высокие оценки. 71% пользователей IMDB и Кинопоиска поставил первому полнометражному фильму Андрея Тарковского оценки от 8 до 10, а 21% пользователей поставили фильму наивысшую оценку - 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг первого в хронологическом порядке шедевра Андрея Тарковского по версии FilmGourmand'а составил  8,627, что позволило ему занять 273-е место в Золотой Тысяче.



андрей тарковский, шедевры мирового кино, советские киношедевры, классика советского кино, кино

Previous post Next post
Up