День рождения Фицкарральдо

Mar 04, 2022 00:23


4 марта 1982 года на экраны кинотеатров Западной Германии вышел фильм Вернера Херцога "Фицкарральдо".





В некоторых источниках можно прочитать, что прототипом заглавного героя картины Вернера Херцога послужил перуанский «каучуковый барон» Карлос Фермин Фицкаральд Лопес. Это верно лишь отчасти: имя героя фильма заимствовано у перуанского землепроходца и предпринимателя, а также исторический факт о предпринятой транспортировке разобранного парохода через горный перешеек. И всё. Во всём остальном между героем фильма и перуанским «каучуковым бароном» ничего общего.



Трудно назвать другой фильм, съемки которого сопровождались бы такими трудностями и даже трагедиями. Первую попытку приступить к съемкам фильма Вернер Херцог осуществил в 1979 году. Для съемок была выбрана территория, являвшаяся местом обитания племени агуаруна. Агуаруна - наиболее политически сплоченная коренная группа в Амазонии, с сильным, часто воинственным племенным советом, который быстро реагировал на чужаков, которые пытались брать что-либо, не отдавая взамен. Изначально Вернер Херцог был в очень хороших отношениях с племенем агуаруна. Некоторые были наняты в качестве строителей и статистов. Но когда Херцог начал строить деревню на землях племени, не посоветовавшись с племенным советом и не попытавшись получить защиту от местного ополчения, отношения серьёзно ухудшились.  В декабре 1979 года люди из агуаруна сожгли съемочную площадку и погрузили съемочную группу и оборудование в три каноэ и едва не потопили. Херцогу потребовалось 13 месяцев, чтобы найти новое место для лагеря в джунглях.



Вторая попытка осуществить съемки фильма состоялась в январе 1981 года. И надо же было такому случиться, что этот год оказался едва ли не самым засушливым за всю историю наблюдений. Уровень рек упал до исторического минимума и, как следствие, 365-тонный пароход, сделанный в десять раз больше, чем оригинал, ради достижения наибольшего эффекта, на несколько месяцев застрял на песчаной отмели.



Для съемок были наняты более 1000 представителей коренного населения, которые выполняли как роли статистов, так и вспомогательные функции. Большинство из них переехали за сотни миль от своих домов и семей. Условия их проживания и еда была ужасной. Медикаменты были ограничены. Не хватало женщин, чтобы производить чича де юкка (маниоковое пиво), основной продукт потребления местного населения. Единственным доступным развлечением был футбол, пока не лопнул  мяч. Напряженность усилилась, когда от малярии умер еще один человек. Никто не предполагал, что съемки продлятся в два раза дольше, чем рассчитывал Вернер Херцог, и, более того, их никто не предупредил, что большую часть времени они потратят на расчистку лесных склонов и попытки поднять корабль на 40-метровую высоту. Несколько статистов погибли от болезней. Могло бы погибнуть гораздо больше, если бы не профессионализм врача съемочной группы.



Съемки фильма продолжались до ноября 1981 года, и съемочную группу постоянно преследовали несчастья и трагедии. Во время съемок произошла авиакатастрофа, в результате которой четыре человека погибли и один был парализован. На кинолагерь был совершён набег племени амаука, в ходе которого один из членов группы был ранен стрелой в горло, а его жене стрела попала в живот. В абсолютно неприспособленных условиях были проведены многочасовые хирургические операции, но пострадавшие остались живы. Один из лесорубов был укушен смертельно ядовитой змеёй и, чтобы предотвратить распространение яда, отрезал себе ногу бензопилой. Оператор картины Томас Маух раскроил себе руку на две части. Пришлось делать 2,5-часовую операцию по восстановлению руки без анестезии. Пока он кричал и корчился от боли, одна из лагерных проституток успокаивала его, прижимая его голову к своей голой груди. Кстати, по словам Вернера Херцога, совет включить проституток в состав съемочной группы фильма, дабы мужчины не сошли с ума в джунглях, он получил от католического священника.



К числу несчастий, сопровождавших производство фильма, можно отнести также и проблемы с исполнителем главной роли. Изначально эту роль исполнял Джейсон Робардс (" Джонни взял ружье"). Однако, по прошествии 6 недель с момента начала съемочного процесса, когда было снято уже около 40% материала, он серьёзно заболел, и съемки пришлось остановить. Херцог обратился с просьбой заменить Робардса к Марио Адорфу, но тот отказался. Свою кандидатуру на роль Фицкарральдо предложил Джек Николсон (" Пролетая над гнездом кукушки"), но при этом запросил гонорар в размере 5 миллионов долларов. Изрядно потрепанный к тому времени бюджет картины не мог позволить таких расходов, и Николсону было отказано. И тут Херцог получил телеграмму от Клауса Кински.



Нельзя сказать, что Вернер Херцог был незнаком с Клаусом Кински. Напротив, незадолго до этого Кински сыграл в трёх фильмах Херцога, и режиссёру этот актёр очень нравился. Но он очень хорошо знал эгоизм и капризность Кински, почему и не предложил ему роль изначально. Херцог прекрасно понимал, что в экстремальных условиях джунглей капризы Кински многократно усилятся. Но делать было нечего, пришлось соглашаться. Опасения Вернера Херцога оказались вполне обоснованными. Клаус Кински был главным источником напряженности на съемочной площадке. Он яростно дрался со всеми членами съемочной группы и бушевал по пустякам. Туземцы были очень расстроены его поведением. Вернер Херцог утверждал, что один из вождей на полном серьезе предлагал ему убить Кински. И был момент, когда из-за очередного пустяка (то ли самолёт пролетел слишком низко и громко, то ли в еде что-то не понравилось)  Кински возжелал всё бросить и уехать из Перу, где проходили съёмки, и даже сел в лодку. Херцог тогда сказал ему, достав револьвер и без тени улыбки, что всадит в капризного актёра все пули, кроме последней. Которую пустит себе в голову. Только после этого Кински немного присмирел.



Через 2,5 месяца после премьеры фильм Вернера Херцога "Фицкарральдо" был представлен на Каннском международном кинофестивале, где получил номинацию на Золотую Пальмовую Ветвь. Главный приз фестиваля решением жюри под председательством итальянского театрального деятеля Джорджо Стрелера был присужден двум другим картинам: "Пропавший без вести" Коста-Гавраса и "Дорога" турецких режиссёров Шерифа Гёрена и Йылмаза Гюнея. Но Вернеру Херцогу был присужден приз как Лучшему режиссёру. В 1983 году фильм Вернера Херцога "Фицкарральдо" получил номинацию на американскую премию Золотой Глобус в категории Лучший иностранный фильм, но уступил эту премию британскому киношедевру "Ганди" режиссёра Ричарда Аттенборо. В том же году "Фицкарральдо" получил номинацию на британскую премию БАФТА, но эта премию Британская киноакадемия присудила итальянской картине "Христос остановился в Эболи" режиссёра Франческо Рози.



Восприятие фильма Вернера Херцога "Фицкарральдо" кинокритиками нельзя признать однозначным. В адрес фильм было пущено немало критических стрел. Например, кинообозреватель The Washington Post Гэри Арнольд назвал фильм

"продвинутым случаем режиссерской эгоцентричности и самовосхваления."

Однако, большая часть более авторитетных кинокритиков совсем иначе оценила творение Херцога. Так, колумнист The New York Times Винсент Канби отметил в своей рецензии:

""Фицкарральдо" может быть воспринят как мечта сумасшедшего, но и как прекрасный, причудливый, захватывающий фильм. Это потрясающее зрелище, приключенческая комедия, не похожая ни на одну другую, и самый безобидный фильм о взбесившемся капитализме XIX века."



Гуру американской кинокритики Роджер Эберт посвятил фильму две рецензии, первую - немедленно после выхода фильма на экраны американских кинотеатров в октябре 1982 года, вторую - 23 года спустя, в 2005 году. В обеих он оценил фильм максимальными 4-мя звёздами и включил его в свой список "Великих Фильмов". В первой рецензии он написал:

"«Фицкарральдо» - не идеальный фильм, и он не претендует на однозначную оценку. Он извилистый, временами медленный и бесформенный. Возможно, концепция была слишком велика, чтобы Херцог мог ее чётко структурировать. .... Но как документ поиска и мечты, как свидетельство человеческой дерзости и глупого, показного героизма, никогда не было другого подобного фильма."



Авторитетный российский кинокритик Сергей Кудрявцев поставил фильму максимальные в его системе 10 баллов и отметил в своей рецензии:

"Ни один из фильмов Херцога ... не пронизан такой безоглядной и упорной верой в могущество человека над самим собой и миром. Он утверждает высокую миссию искусства, преображающего людей, - будь то голос Карузо или сновиденчески воздействующий зримый образ вечно меняющейся и по-прежнему неизменной нецивилизованной, изначальной природы, как бы прареальности или же метадействительности. “Фицкарральдо” - это истинное, тотальное кино, запечатлевающее мифологичность того мира, который существует вокруг нас, и не меньшую подлинность и осязаемость скрытого внутри нас, а также вовсе придуманного и воображённого художником."



Кинозрители оценили фильм Вернера Херцога "Фицкарральдо" весьма высоко: 71% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Вернера Херцога "Фицкарральдо" по версии FilmGourmand'а составил 9,089, что позволило ему занять 144-е место в Золотой Тысяче.



немецкое кино, приключения, шедевры мирового кино, рейтинги фильмов, кино

Previous post Next post
Up