Замечательных художниц на самом деле было великое множество, обо всех не напишешь в одной книге, а выбор из них десятка-другого в любом случае будет субъективным. Впрочем, писательница и искусствоведка Бриджит Куинн и не претендует на полную объективность: для своей книги она выбрала 15 художниц, чье творчество ей близко, а личность вызывает симпатию, в то же время, она считает их достаточно значимыми в истории искусства.
Книга "Broad Strokes: 15 Women Who Made Art and Made History (in That Order)" была опубликована в 2017 году. В 2018 году вышел украинский перевод: «Неймовірні. П'ятнадцять жінок, які творили мистецтво та історію». В 2020 году вышел русский перевод: "Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю".
Артемизия Джентилески (1593-1653)
Начинает Бриджит Квинн с
Артемизии Джентилески, итальянской художницы-караваджистки первой половины XVII века.
Весьма известна история об изнасиловании юной Артемизии художником Тасси, которого ее отец нанял в качестве наставника для нее. Желая избежать ответственности за преступление, Тасси предложил Артемизии Джентилески выйти за него замуж - и она согласилась! А что ей оставалось делать, по тем временам это был единственный способ "спасти честь". Но вскоре выяснилось, что Тасси и не мог бы выполнить это обещание - он был уже женат. Вероятно, он рассчитывал на то, что Артемизия не захочет предавать дело огласке, но он ошибался. Она убедила отца обратиться в суд, вынуждена была пройти два акушерских обследования и давать показания под пытками. Да-да, пытали жертву преступления: она должна была повторить свои показания с рукой, зажатой в тиски - этакий "детектор лжи" того времени. Она рисковала своей драгоценной рукой художницы, чтобы насильник всё же был осужден. По ходу следствия всплыли и другие темные делишки Тасси, например, он заказал убийство своей жены. В итоге его все-таки признали виновным.
Артемизия же покинула родной Рим, вышла замуж за некого малозначительного художника и переехала во Флоренцию, где нашла покровительство у семейства Медичи. В целом она была весьма успешна как художница, оставила множество работ, была принята в Академию живописного искусства во Флоренции - первую художественную Академиию Европы.
Интересную вещь пишет Бриджит Куинн: оказывается, мужчинам-художникам в Италии того времени было запрещено рисовать обнаженных женщин с натуры. Наверняка, как-то они пытались обойти это ограничение, но всё же даже у больших мастеров изображение женского тела бывает не очень реалистично. А вот Артемизия Джентилески могла работать с обнаженной женской натурой - и могла писать с самой себя, что, видимо, и делала, например, в одной из своих "Сусанн".
Есть у нее и настоящие автопортреты, одетые, конечно. Например, интересен "Автопортрет в образе аллегории Живописи".
У аллегории Живописи на тот момент уже был стандартный набор атрибутов, и Джентилески использовала их все, кроме одного - кляпа, закрывающего рот - он должен был символизировать, что живопись "молчит". Но Артемизия Джентилески была не из тех, кто молчит.
Юдит Лейстер (1609-1660)
"Пирующую пару"
Юдит Лейстер Лувр когда-то купил как работу Франса Халса. То, что картина принадлежит неизвестной ранее художнице, выяснилось позже - какое разочарование!
Нидерландская художница Юдит Лейстер при жизни была весьма известна, в 1633 году она даже вступила в гильдию святого Луки и стала второй в истории этой гильдии женщиной-художницей.
Почти все её известные работы написаны до замужества. В 1636 году она вышла замуж, тоже за художника, Моленара, в этом браке родила пятерых детей, трое из которых умерли.
Долгое время единственной работой Лейстер, созданной после замужества, считался прелестный рисунок тюльпана.
Позже, однако, нашли еще один натюрморт, более поздний. Возможно, после замужества, она создала и другие работы, но они были утрачены или приписаны кому-то другому... Ведь до 1893 года все её произведения приписывались либо Франсу Хальсу (предположительно её учителю) или её мужу Яну Моленару.
Аделаида Лабиль-Жиар (1749-1803)
Аделаида Лабиль-Жиар была известной портретисткой и основала Парижскую женскую школу живописи. На своем автопортрете она запечатлела себя с ученицами.
Полное название работы: "Автопортрет с двумя ученицами, мадемуазель
Мари-Габриэль Капе (1761-1818) и мадемуазель Карро де Роземон (умерла в 1788)".
В 1783 году Лабиль-Жиар приняли в Королевскую академию живописи, вероятно, в пику Марии-Антуанетте, которая заставила академиков зачислить другую женщину, свою придворную живописицу,
Виже-Лебрен. Отказать королеве они не могли, но позволили себе уколоть ее саму и ее протеже: обеих художниц приняли в Академию одновременно, но напротив имени Виже-Лебрен написали "принята по приказу", а напротив Лабиль-Жиар - "голосование происходило обычным образом".
Мари-Дениз Вильер (1774-1821)
Самую знаменитую работу Мари-Дениз Вильер, портрет рисующей женщины, был когда-то куплен за большие деньги как картина самого Жака-Луи Давида и подарен нью-йоркскому музею Метрополитен в 1917 году.
Американским музеям не так уж часто доставались работы великих европейских мастеров, картина привлекала множество посетителей и была предметом гордости Метрополитена, одним из популярнейших экспонатов.
Когда выяснилось, что картина принадлежит кисти малоизвестной художницы, одни критики не желали в это верить, другие же моментально нашли в ней недостатки, слабовато, мол, _ну_видно_же_, что не Давид, чувствуется "женская рука" и т.д.
Насчет того, что за женщина изображена на этой картине, было много споров, предполагали, что это автопортрет, но Куинн согласна с исследовательницей Энн Хигоннет, которая считает, что это портрет Шарлотты дю Валь д'Онье - Вильер училась живописи вместе с ней.
Роза Бонер (1822-1899)
Роза Бонёр - одна из крупнейших художниц-анималисток XIX века. Отличалась эксцентричным по тогдашним меркам поведением - любила верховую езду и охоту, курила, носила мужскую одежду (на что нужно было получать отдельное разрешение).
Есть предположение, что на своей знаменитой картине "Конная ярмарка" Бонер изобразила в центре саму себя - это единственный безбородый конюх.
Также Бонёр не скрывала отсутствие интереса к мужчинам и любовь к женщинам. 40 лет она прожила со своей первой любовью, Натали Мика.
После смерти Натали Роза Бонер познакомилась с американской художницей
Анной Клюмпке, и они были вместе 10 лет, до самой смерти Бонер.
Роза Бонер получила признание при жизни, пользовалась популярностью не только во Франции, но и в США, в том числе получила крест Почетного Легиона от императрицы Евгении, которая при этом сказала, что "гений не имеет пола".
Эдмония Льюис (1845-1907)
Эдмонию Льюис часто называют первой афроамериканской скульпторкой, но ее происхождение еще более интересно: отец - афроамериканец, а мать - коренная американка из племени оджибве. Она и росла в племени матери после того, как оба ее родителя умерли.
Ей повезло попасть в по-своему уникальное место - Оберлин-колледж, куда принимали и мужчин, и женщин, независимо от расовой принадлежности. Однако, затем против нее выдвинули обвинение, что якобы она пыталась отравить двух девушек, и не чем-нибудь, а шпанской мушкой. Благодаря талантливому и усердному адвокату, Эдмонию Льюис оправдали, но ей пришлось покинуть Оберлин (и это она еще легко отделалась...)
Нашла свою среду Эдмония Льюис в Европе, в Риме, где она попала в сообщество американских экспаток, в основном, тоже скульпторш: в него входили
Харриет Хосмер,
Эмма Стеббинс,
Маргарет Фоули и другие.
Продолжение в следующем посте