Женщины-философы: Софи Уиллок Брайант

Jun 29, 2020 19:13



В последней главе сборника "A History of Women Philosophers: Contemporary Women Philosophers, 1900 - Today"  Мэри Эллен Уэйт вкратце пишет еще о некоторых женщинах-философах. Вкратце - не потому, что они менее интересны, а потому, что у проекта не нашлось ресурсов написать более подробные статьи.
Софи Уиллок (15 февраля 1850 - 14 августа 1922) родилась в Дублине, Ирландия. Ее мать - Софи Моррис, отец - Уильям Александр Уиллок, священник Церкви Ирландии и профессор математики. Она была третьей из шести детей. Раннее образование получила дома, от отца и гувернанток, француженок и немок, так что она овладела и французским, и немецким языками.
В 1863 году ее отцу предложили кафедру в Лондонском университете, и семья переехала в Великобританию. Софи поступила в Бедфорский колледж в 1866 году, получив стипендию.

В 1869 году Софи Уиллок вышла замуж за хирурга Уильяма Хикса Брайанта. Это был очень короткий брак - в следующем году ее муж умер от цирроза.
В 1875 году Софи Уиллок Брайант пригласили преподавать математику в школе для девочек North London Collegiate. В 1895 году она стала директрисой этой школы и занимала этот пост до 1918 года.

Когда Лондонский университет открыл для женщин возможность получать степени, Софи Уиллок Брайант воспользовалась этим, и получила в 1884 году докторскую степень по математике.
В 1882 году она стала первой женщиной, избранной в Лондонское математическое общество. Также она состояла в философских обществах - Аристотелевском обществе и Ассоциации Разума.
Вместе с Чарльзом Смитом Софи Брайант выпустила трехтомную "Евклидову геометрию" для использования в средних школах.

Софи Брайант, помимо математики, интересовалась широким кругом философских вопросов. Уэйт пишет: "Во-первых, это метафизические вопросы, с которыми сталкивалась зарождающаяся в те времена область, которую мы сейчас называем "философией сознания": природа психических феноменов, онтологических статус психических состояний (являются ли психические состояния также физическими состояниями). Во-вторых, это нравственные проблемы, вызываемые этими и связанными с ними вопросами. Какова взаимосвязь между самосознанием и нравственной ответственностью? Является ли нравственность чем-то отличным от развития характера? Если да, то как можно научить нравственному поведению? В ее книге "Нравственное и религиозное образование" ("Moral and Religious Education") взаимосвязь между религиозной индоктринацией, религиозными практиками и нравственным образованием."

Интересовала ее также политическая философия и природа справедливого государства. В 1908 году Брайант с тремя коллегами провела симпозиум в Аристотелевском обществе на тему "Место экспертов в демократии". Брайант вела дискуссию о платоновской концепции аристократии в современном государстве.
Ее труд "Liberty, Law and Order Under Native Irish Rule" 1923 года был посвящен анализу древнеирландской философии права. По ее мнению, древнеирландская юридическая система имела твердые философские основания, воплощала позитивный нравственный закон и была социально прогрессивной по отношению к интересам женщин, детей и неимущих. Она рассмотрела различные ее аспекты: отношения между землевладельцами и арендаторами, права женщин в браке, налогообложение, систему здравоохранения, коммунальную и общественную собственность, гражданские правонарушения, образовательную функцию закона и т.д.
Софи Уиллок Брайант вообще была пламенной ирландской патриоткой и написала ряд книг об истории Ирландии - "Кельтская Ирландия" ("Celtic Ireland"), 1889, "Гэльский гений" ("The Genius of the Gael"), 1913, и другие.
Она поддерживала избирательное право для женщин, однако, считала, что сперва необходимо дать женщинам лучшее образование.
Всю жизнь Софи Брайант любила физическую активность: занималась греблей и альпинизмом, ездила на велосипеде, плавала. Погибла в результате несчастного случая в походе в возрасте 72 лет.

Статья в английской википедии
Статья на сайте MacTutor History of Mathematics Archive
Книги Софи Брайант на archive.org

---
Женщины-философы:

Том IV. XX век

Виктория Уэлби
Констанс Джонс
Шарлотта Перкинс Гилман
Лу Саломе
Мэри Уитон Калкинс
Сьюзен Стеббинг
Эдит Штайн
Герда Вальтер
Айн Рэнд
Корнелия Йоханна Де Фогель
Ханна Арендт
Симона де Бовуар
Симона Вейль

Том III. Новое время

Из предисловия
Маргарет Кавендиш
Кристина Ваза, королева Швеции
Энн Конвей
Хуана Инес де ла Крус
Дамарис Кедворт Машем
Мэри Эстелл
Кэтрин Троттер Коберн
Эмили дю Шатле
Мэри Уолстонкрафт
Кларисса Куанье
Антуанетта Браун Блэкуэлл
Жюли Вельтен Фавр
Анна Мария ван Схурман
Батсуа Мэкин
Елизавета Богемская
Елена Лукреция Корнаро Пископия
Лаура Басси
Кэтрин Маколей
"София, Достойная Личность"
Олимпия де Гуж
Мэри Фэрфакс Сомервилль
Анна Дойл Уилер
Кэтрин Бичер
Гарриет Мартино
Гарриет Тейлор Милль
Женни д'Эрикур
Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс)
Клеманс Руайе
Жюльетта Ламбер ла Мессин Адам
Кристин Лэдд Франклин
Гортензия Алларт де Меритенс

Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу
Хильдегарда Бингенская
Элоиза
Геррада Гогенбургская (Ландсбергская)
Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская
Мехтильда Магдебургская
Бригитта Шведская
Юлиана Нориджская
Екатерина Сиенская
Олива Сабуко де Нантес Баррера
Мари ле Жарс де Гурне
Хросвита Гандерсхаймская
Кристина Пизанская
Маргарет Ропер Мор
Тереза Авильская

Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо
Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II
Аспазия и Диотима
Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие

сборник, суфражистки, Великобритания, Америка, 19 век, религия, США, забытые имена, математика, английский язык, впечатления от чтения, 20 век, политика, история женскими глазами, Европа, философия, Ирландия

Previous post Next post
Up