Ил-2 в урочище Куафо

Jun 04, 2017 08:56



Начало Битвы за Кавказ складывалось не в пользу Красной Армии. Вторгнувшись на территорию Краснодарского края 25 июля 1942 года, уже менее через месяц немецкие войска вплотную подошли к предгорьям Кавказского хребта. Овладев станицами Крымской и Абинской враг двинулся на Новороссийск и Геленджик. Тяжелые бои завязались на подступах к перевалам в районе населенных пунктов Неберджаевская и Шапсугская.

Авиация 5 воздушной армии перебазировалась на аэродромы Туапсе и Сочи для прикрытия этого важного стратегического направления. В районе Новороссийска осталась только авиация Черноморского флота. Для обеспечения прикрытия обороняющихся на Новороссийском направлении частей Красной Армии была создана Морская авиационная группа Новороссийского оборонительного района. В состав МАГ НОР, помимо истребительной и бомбардировочной авиации, вошли три штурмовых авиационных полка: 18-й, 46-й и 47-й. Целых три полка! Но, фактически 46 ШАП вооружен самолетами УТ-1б, учебными самолетами, переделанными в полевых условиях в легкие штурмовики. В 47 ШАП под Новороссийском сражалась только 1 АЭ, остальные самолеты полка сдерживали натиск противника на Моздокском направлении. Фактически единственным реально полноценно боеспособным штурмовым подразделением МАГ НОР являлся 18 ШАП. На вооружении полка стояли штурмовики Ил-2, на тот момент еще одноместные. Первые двухместные машины, с оборудованной точкой воздушного стрелка, прикрывающего заднюю сферу, сойдут с конвейеров заводов только в октябре 1942 года, а в войска они попадут только в начале 43-го. Но, даже тогда потери штурмовиков в общем объеме потерь нашей авиации, будут составлять почти 60 %, а осенью 42-го потери «летающих танков» были просто катастрофическими. Только за период с сентября по декабрь 1942 года 18 ШАП потерял не вернувшими с боевых заданий 23 Ил-2.

[Далее]

Ценой неимоверных усилий нашим войскам удалось к 20 сентября стабилизировать линию фронта, хотя к тому времени враг сумел захватить часть Новороссийска. 20 сентября 1942 года 83 бригада морской пехоты перешла в контрнаступление в направлении Абинская и к 23 сентября вышла на рубежи Куафо - выс. 42.7 - выс. 170.7. В результате успешных действий наших частей, 3-я горнострелковая дивизия румын была отброшена на южные окраины Абинской. Чтобы удержать позиции противник начал переброску резервов по дороге Абинская - Шапсугская. Именно эти колонны с живой силой и техникой стали целью наших штурмовиков из 18 ШАП 23.09.1942 г. Раз за разом Ил-2 заходили на цель в районе выс. 42.7 в излучине реки Абин, обрушивая на врага бомбы и реактивные снаряды. В ответ в штурмовиков летели сотни снарядов зенитной артиллерии, позиции которой располагались вдоль дороги и на господствующих вершинах.

Работая по целям со сверх малых высот для большей эффективности поражения, пилоты штурмовой авиации, в случае попадания в их самолет зенитного снаряда, не имели ни времени, ни возможности покинуть машину с парашютом. Именно так и случилось с одним из штурмовиков, участвовавших в выполнении этого задания.

При очередном заходе на цель в один из Илов попал снаряд. Объятая пламенем машина сохраняя угол атаки еще пару километров пронеслась вдоль горного ущелья соединяющего долины рек Абин и Куафо и взорвалась врезавшись в землю.



Удар был такой силы, что разорванные в клочья обломки штурмовика разбросало по всему лесу почти на 100 метров, а на месте падения образовалась большая воронка. После взрыва возник пожар, в огне рвались снаряды бортового вооружения, огонь уничтожил большую часть того, что могло бы помочь в установлении имени пилота. В последствии румыны растащили те части дюралевой обшивки, которую не тронул огонь и использовали ее для оборудования своих позиций на ближайшей к месту падения высоте 252.9 (гора Мергелова) в урочище Куафо.



Спустя 75 лет, в марте 2017 года, на это место пришли поисковики. Среди обгоревших обломков самолета они обнаружили парашютную систему и фрагментированные останки пилота. За неполных два месяца на месте падения было проведено три экспедиции, но нам так и не удалось найти номера, которые позволили бы установить имя пилота.





Однако, было собрано много косвенных данных, которые легли в основу проведенного архивного расследования. Для начала были изучены остатки боекомплекта и маркировок на донцах гильз. Полное отсутствие боеприпасов калибра 12.7 мм при большом количестве патронов 7.62 мм от пулеметов ШКАС и 23 мм от пушек ВЯ, указывало на то, что самолет был одноместный. Практически все гильзы от ВЯ-23 были маркированы 41-м годом и лишь на нескольких были найдены клейма, указывающие на 42-й год производства. При этом все присутствующие маркировки были не характерны для ранее найденных нами боеприпасов на местах падения Ил-2, сбитых в этих местах в 1943 году. При этом они полностью соответствовали маркировкам на гильзах, которые мы находили на местах гибели штурмовиков на Туапсинском направлении осенью 1942 года.



Во-вторых нами был проведен анализ технологических клейм и штампов ОТК, поставленных на алюминиевых деталях конструкции самолета на заводе-производителе. Как было замечено при проведении поисковых работ на местах падения многих самолетов, каждый завод, проводивший самолеты имел собственные клейма и штампы, отличные от других и даже в различные периоды времени один и тот же завод клеймил детали по-разному.



Зная эту особенность и имея возможность сравнивать клейма различных заводов мы установили, что найденный нами самолет был произведен на заводе НКАП СССР № 18 в 1942 году. Помимо 18-го завода в годы войны самолеты Ил-2 изготавливались на 1-ом и 30-ом авиационных заводах.

Далее мы углубились в изучение истории использовании штурмовой авиации на Новороссийском направлении во второй половине 1942 года. Как уже было сказано ранее, единственным авиационным соединением, участвовавшем Новороссийской оборонительной операции, была МАГ НОР. В силу того, что кроме 18 ШАП, ни один другой полк не терял самолетов Ил-2 в указанное время в указанном месте, мы сосредоточились на исследовании архивных документов именно этого подразделения.

С августа по декабрь полк потерял 23 самолета и 9 пилотов. Все не вернувшиеся с боевых заданий самолеты были одноместными и теоретически каждый из них мог быть тем самым, найденным нами в урочище Куафо. Предстояло детально изучить каждый из восьми эпизодов, когда вместе с самолетом погиб пилот.

Трое пилотов были потеряны 04.08.1942 года в Крыму при штурмовке аэродрома Багерово.

Самолет Ил-2 № 1870306 еще одного летчика 18-го ШАП старшего лейтенанта Устинова Василия Алексеевича, не вернувшийся с боевого задания 21.08.1942 г., был найден нами в феврале 2014 года на окраине пос. Саук-Дере.

Сбитые 25.08.1942 года истребителями противника самолеты Ил-2 пилотируемые младшим лейтенантом Гудовым и старшим лейтенантом Келло были потерян при штурмовке дороги Крымская - Неберджаевская, что находится на достаточно большом удалении от места обнаружения обломков самолета в долине Куафо.

Информация о том, найденным нами самолет произведен на заводе № 18, позволила исключить еще один эпизод боевой работы 18 ШАП. Сбитый 23 августа 1942 года Ил-2 с пилотом сержантом Кузнецовым, был произведен на заводе № 1 НКАП СССР.

Оставалось два равновероятных варианта: старший лейтенант Попандапуло, не вернувшийся с боевого задания 23.09.1942 года и сержант Штукатуров, погибший 27.08.1942 года.

Окончательную точку в этой истории помог поставить Журнал боевых действий ВВС ЧФ за 1942 год. Согласно записи сделанной 23.09.1942 г.:

«... 23.09.42 г. Ил-2 № 1875821, мотор АМ-38 № 291082, 18 ШАП, лётчик Попандопуло Г.П., при штурмовке войск противника в районе высоты 42,7 (излучина реки Абин) сбит ЗА противника, упал в районе цели ...».

Эпизод боевых действий, связанный с потерей Ил-2, упоминается и в Журнале боевых действий 47-й армии за 23.09.42 г.:

«... 23.09.42 г. авиация МАГ в течение дня штурмовала войска и технику противника в районе дороги на Абинская.
Наши потери: в районе Абинская сбит самолет Ил-2 ...».

Из списка безвозвратных потерь в частях ВВС ЧФ за 1942 год:

«... 567. Попандапуло Георгий Петрович, 1912 г.р., грек, уроженец г. Ташкент, старший лейтенант, пилот 14 АЭ (18 ШАП), член ВКП(б) с 1932 года, срок службы с 1933 года. Не вернулся с боевого задания 23.09.1942 года. Отец: Попандапул Петр Константинович; жена: Попандапул Валентина Андреевна ...».

Начав поиск родственников Георгия Петровича мы обнаружили, что в семье Попандапуло помнят и чтят своего героя. На сайте Бессмертного полка внуками летчика размещена информация о боевом пути деда. Из этого рассказы мы узнали, что не за долго до гибели старший лейтенант Попандапуло был представлен к награждению орденом Отечественной войны 1 степени.

Из рассказа внуков летчика на сайте Бессмертного полка:

«Мой дедушка, Попандапуло Георгий Петрович - летчик-штурмовик. Во время Великой Отечественной войны он защищал небо нашей Родины в составе 18 авиаполка авиации Военно-Морских сил на Черноморском флоте. Он летал на новых, тогда еще одноместных штурмовиках Ил-2. В 1941-1942 г.г. Они были самыми современными машинами у нас на вооружении, хотя и плохо защищены. Поэтому, из тех летчиков, которые начинали на них летать в 1941 году, в живых к концу войны оставались единицы. Но, не смотря на постоянную опасность, они каждый день совершали по несколько боевых вылетов, вступая в бой с тяжелыми истребителями противника и вражеской артиллерией. Георгий Петрович совершил множество боевых подвигов. Об одном из этих подвигов писали все газеты того времени. Это было при обороне Новороссийска в 1942 году. Враг перебрасывал на Таманский полуостров очень много живой силы и техники. И летчикам была поставлена задача нанести штурмовой удар.

Командир полка майор Губрий выбрал для этой задачи звено Касторного, ведомым которого шел Георгий Петрович. В хмурую погоду фашисты не ожидали внезапного нападения и наши летчики нанесли разящий удар, потопив много транспорта и уничтожив много наземной техники. Но, в коне атаки на штурмовиков напили мессершмитты и в ходе боя им удалось подбить машину командира звена Касторного. Ему пришлось совершить посадку на территорию занятую немцами. Георгий Петрович, видя, что самолет окружают автоматчики, дал несколько очередей, чтобы враг залег, и совершил посадку рядом с самолетом командира. Перебив бензопровод на подбитом самолете командира и взорвав его, летчики под самым носом у немцев взлетели и благополучно добрались до своего аэродрома. За этот подвиг Георгий Петрович был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

Георгий Петрович писал много писем с фронта. Они хранятся в нашей семье как реликвии. Он писал про то, что они бьют врага каждый день и не уступают ему не пяди нашей земли.

23 сентября 1942 года Георгий Петрович не вернулся с боевого задания. Прорываясь через усиленную оборону фашистов его самолет был сбит прямым попаданием снаряда. Так погибло множество штурмовиков, которые воевали всегда на малых высотах с риском для жизни, чтобы наверняка поражать наземные цели и наносить максимальный урон. К сожалению, дедушка не дожил до Победы, но я надеюсь, что 9 мая мы вместе с ним пройдем маршем по Красной площади вместе с Бессмертным полком».







Спустя 75 лет внуки Георгия Петровича смогут принести цветы к его могиле и поклониться его праху.

Евгений Порфирьев, "Кубанский плацдарм".



Великая Отечественная война, подвиги, Кубанский плацдарм, общество

Previous post Next post
Up