Мессер хорватского летчика под Туапсе

Jun 03, 2017 08:53



На фото: второй слева в первом ряду - тот самый вражина, навсегда оставшийся в наших горах, куда его никто не звал...

Это была третья экспедиция к Псеченаху, проведенная туапсинцами "Кубанского плацдарма". Еще с осени 2016 года нами отрабтывалось обнаруженное на хребте горы Псеченах место падения Bf-109G. Установить, что мы имеем дело с "мессером-109" нам удалось сразу. Но вот точную принадлежность к подразделению, и имя погибшего пилота люфтваффе мы несколько месяцев пытались установить документально. Все сводилось к тому, что это самолет Хофмана. Однако, третий выход принес неоспоримую находку. Виталию удалось найти табличку с номером самолета.

Более подробно о событиях 1942 года рассказывает Евгений Порфирьев:

14.05.2017 года в районе скального массива Псеченах Главного Кавказского хребта на территории Туапсинского района поисковиками «Кубанского плацдарма» было обнаружено место падения немецкого истребителя Ме-109 и следы гибели пилота.

[Далее]





Обследование сохранившихся до наших дней обломков самолета позволило обнаружить заводскую табличку с указанием типа машины, даты выпуска и заводского ее номера № 13608.



Согласно немецких архивных документов, 28.10.1942 года хорватский пилот 15.Kroat./JG52 младший лейтенант Josip Nikoljacic не вернулся из боевого вылета на самолете Ме-109G-2 «10 черный» WNr 13608. Поскольку больше о судьбе пилота узнать ничего не удалось, его объявили пропавшим без вести.



Вообще в этот день хорваты потеряли сразу три «мессера». Помимо Josip Nikoljacic на аэродром не вернулся лейтенант Jure Lasta. Его Ме-109G-2 «16 черный» WNr 13170 был сбит в воздушном бою с советскими истребителями и совершил вынужденную посадку в районе реки Белая.

С большой долей вероятности и Josip Nikoljacic и Jure Lasta были сбиты еще одним известным советским летчиком, пилотом 246 ИАП сержантом Кобелякским Виктором Яковлевичем.

В соответствии с приказом от 06.11.42 № 0145 по 236 ИАД «О выплате денежного вознаграждения за сбитые самолеты противника»:

В соответствии с приказом от 06.11.42 № 0145 по 236 ИАД «О выплате денежного вознаграждения за сбитые самолеты противника»:

«... п. 2 Пилоту 246 ИАП сержанту Кобелякскому В.Я., за сбитый самолёт противника Ме-109 28.10.42 г. в районе Молодёжной выдать денежную награду в размере 1000 рублей...

… п. 14 Пилоту 246 ИАП сержанту Кобелякскому В.Я., за сбитый самолёт противника Ме-109 28.10.42 г. в районе выс. 1453 северо-восточнее с. Псеушхо выдать денежную награду в размере 1000 рублей ...».

Населенный пункт Молодежный находится в паре километров западнее от места падения Ме-109G-2, обнаруженного нашими Белореченскими коллегами в 2015 году. Детальное обследование места падения указывает на то, что самолет совершил вынужденную посадку, а в совокупности с прочими установленными архивными данными, позволяет с большой долей вероятности предполагать, что место имеет прямое отношение к воздушному бою 28.10.1942 года и сбитому сержантом Кобелякским «мессеру».

Всего спустя две недели 14.12.1942 года сержант Кобелякский в паре с лейтенантом Тоичкиным не вернутся с боевого задания. Обстоятельства их последнего боя до сих пор неизвестны. Никто из немецких летчиков не подал в этот день заявку на два сбитых советских истребителя. По одной из версий, в условиях плохой погоды и низкой облачности, они могли врезаться в одну из горных вершин. Как бы то ни было, место их гибели нам еще только предстоит найти.

Евгений Порфирьев

Уже после создания статьи, к обсуждениям на нашем форуме по этому самолету, подключился любитель военной истории, адвокат из Белграда CIGLIĆ Ž. BORIS.

Он сообщил следующее:

Здравствуйте!

Иосип Николяачич был сбит 30 октября 1942. Во ЖБД 15./JG 52 записано:

10.30-11.12
Маикоп
Хелебрант 'черный 8' / Николяачич 'черный 10'
свободная охотa в районе Туапсе
бой с вражескими истребителями к западу от Туапсе
сбит Николяачич

Привет из Белграда,
Борис

И предоставил еще одно фото летчика люфтваффе.



Вообще, нужно отметить, что некий привкус тайны, связанной с "мессерами" и районом Псеченаха, еще остался. Нет ответов на все вопросы. Так, по донесениям 383 стрелковой дивизии, КП которой был у Псеченаха, двумя неделями позднее, буквально на передовые позиции одного из батальонов упал еще один "мессершмит". Был ли это Ме-109 Хофмана, за который мы первоначально приняли найденный мессершмитт? На этот вопрос могут дать ответ новые поисковые экспедиции...

В статье мы разместили лишь несколько фото с мест работ. Основной фотоотчет опубликован на проекте.

Кубанский плацдарм.



Великая Отечественная война, Туапсе, Кубанский плацдарм

Previous post Next post
Up