Суть времени - «большие» и «маленькие»

Apr 05, 2015 00:41



Начало: Суть времени - конец истории

Чем больше система - тем она более предсказуема.

Предсказуемая часть поведения системы предопределяется ее инерцией.

Инерция автомобиля - 20 метров, инерция паровоза - 200 метров, инерция танкера - 2000 метров.

Когда живая система растет, она накапливает размер, а поскольку она куда-то движется, то вместе с размером она накапливает инерцию.

Для России график уже не совсем подходит, поскольку Россия становится маленькой системой, а чем меньше системы, тем менее они предсказуемы.

Но для всего, что в России большое и унаследованное, он действует. Например, для инфраструктуры, для массы, для системы управления.




График годится для прогнозирования любых систем.

Большие системы не могут сопротивляться времени. Потому что у них большая инерция. Но маленькие-то могут.

Поэтому и выходит мировое правило насчет развития: “большим” развиваться нельзя, а “маленьким” можно.

Суть времени сейчас в России - это отсутствие времени. Время должно что-то определять. Если время ничего не определяет, то в историческом плане его нет. Есть инерция.

Суть времени для человека мыслящего - это понимание исчерпанности и завершенности, и отсюда - бессмысленности существующего инерционного движения. Суть времени - это китайская мастерская, где 300 художников копируют картины классиков по конвейерной системе. Художник должен быть один, вообще-то. Которого копируют.

Шпенглер выделил два состояния популяции (у него - «народа», но это неверно, тогда не было терминологической привязки к биологии). Эти два состояния - сон и бодрствование. «Феллахские народы» живут в состоянии сна, вне истории. «Сон» описан также у Гумилева как «гомеостаз» - состояние равновесия с природной средой. Бодрствование - это и есть участие в историческом процессе. Собственно историческое время - это характеристика исторического процесса. Нет исторического процесса - нет и времени.

Необходимость в календаре возникает, когда существует история. До Чингисхана у монголов было только 12 лет исторического цикла, которые дополнялись 12 годами прошлого цикла. В больших временных измерениях не было смысла, поскольку в течение 24 лет любое событие повторялось. События, которые не повторялись, были не историческими, а легендарными. А после Чингисхана легендарным событием стал сам Чингисхан.

Когда началась арабская история, появилось и исламское летосчисление. Иранский шах попытался перезапустить историческое время и ввел в 1976 году летосчисление от Кира - основателя монархии. Закончилось плачевно. Как и с новым календарем якобинцев. Право на время имеют только успешные проекты.

Окончание времени обладает завершенностью. Все создано, можно только подражать.

Историческое здание русского величия построено. Оно великолепно. Вот взятие Парижа, вот взятие Берлина, вот взятие космоса. Но вокруг остался строительный мусор. И люди - это тоже мусор. Потому что их жизни, мысли, мечты, идейки не соответствуют этому зданию, не соответствуют его величию. Что остается сделать? Вызвать бульдозер, и весь этот оставшийся человеческий мусор разровнять и закопать. Чтобы не портил великолепный вид. И не только кто-то хочет их закопать. Они понимают, кто они есть, и они сами не прочь себя закопать. Они все понимают. Но просто им трудно собраться с силами.

Наш дар - дар предвидения своей неизбежной судьбы. Мы будем умирать сознательно, сопровождая каждую стадию своего разложения острым взором опытного врача.

Шпенглер, Закат Европы

Даже философия конца определена и конкретизирована - это «Бесконечный тупик» Галковского. Так что определять что-то дальше становится затруднительно.

Во вневременной России историческое время заменилось исторической мифологией - отсюда Сталин, Победа и Гагарин. Никакого отношения к настоящему эти события не имеют, и находятся не в исторической вертикали, а в мифологической плоскости.

Концепция Шпенглера определяет состояния культуры-цивилизации как функции исторического времени. Т.е. историческое время, или цивилизационный цикл, повторятся, и соответственно, повторяются события, привязанные ко времени.

Инерция времени создает систему направлений инерции, по сути векторную сетку, и настоящее бытие в эту сетку попадает и так или иначе принимает форму рамок этой сетки. И начинает двигаться согласно векторам направления.

«Социализм как время» - одно из самых сложных понятий Шпенглера.

Люди думают, что они управляют временем. На самом деле время управляет людьми через цивилизационный процесс, через инерцию этого процесса. Люди думают, что они хотят установить социализм. На самом деле социализм устанавливает себя в силу исторических закономерностей. Люди не могут не построить социализм, у них нет выбора. Социализм как время - это время, когда люди, в силу своих врожденных свойств, свойств массы, желая того или не желая, строят социализм. И это всегда последнее время нации перед завершением ее истории.

Суть конца истории, суть времени - это отсутствие исторического времени. Отсутствие исторического времени проецируется на все без исключения аспекты жизни. Именно как отсутствие хода времени. Конкретные запоминающиеся события начинают повторяться.

Суть времени в виде завершенности присутствует в каждом аспекте, в каждой точке, в каждом явлении человеческой жизни. В пропорции от того, насколько велико это явление. «Большим», как говорилось - нельзя.

Люди хотят организовать митинг. По аналогии с социализмом выходит, что не люди делают митинг, а митинг делает людей. Роли на митинге существуют и без людей. Если одни люди почему-то не придут на митинг, то их роли на митинге выполнят другие люди, которые на митинг придут. Если Новодворская не выйдет на Пушкинскую, то несогласные выйдут на Триумфальную. И наоборот.

Навальный - это Ельцин сегодня. Но не на уровне личности, а на уровне массы. Личность маленькая и потому труднопредсказуемая, а масса большая и хорошо предсказуемая. Т.е. совпадают не личности, совпадает отношение к ним массы и подстройка личности под одну и ту же массу. Иначе, чтобы понравиться массе, нужно делать одно и то же, и говорить по сути одно и то же - что Ельцину, что Навальному. Будучи «маленькими», Навальный и Ельцин (как образы массового сознания) различны. Став «большими», они становятся одинаковыми.

Есть направления - деградация и дегенерация, и с каждой попыткой повторения прежних форм эти формы оказываются более деградировавшими и дегенерировавшими с каждым новым повтором когда-то реализованного проекта. Любой проект - партия, идея, сообщество, реформа - каждый раз повторяясь, деградирует и дегенерирует. К воспроизводству детей это тоже относится. В направлении завершения времени круги сужаются.

Историческое время есть основная программа для людей, которую люди так или иначе исполняют. Массы, будучи «большими», вообще исполняют ее как зомби. Согласно правилу «большим нельзя, а маленьким - можно», только ограниченная группа может сопротивляться ходу времени.

Сергей Морозов

Человеческий мир, Мнение

Previous post Next post
Up