Интеллект. Часть №1 и №2

Dec 04, 2014 23:21



Тупые американские школьники после консультаций
с тупыми американскими научными и инженерными специалистами
выполняют последнее тупое американское программирование
собранного ими тупого американского робота
для участия в тупом американском конкурсе среди 70 столь же тупых
американских школьных команд. Ну, тупыыыыые!!!

Интеллект. Multiple intelligence. Часть №1

Люди любят блистать интеллектом. Но что такое именно интеллект, единого мнения пока не существует. Как показывает практика, и доктор наук, и человек с PhD могут выдавать и защищать такие глупости, что возникают вопросы относительно их умственных способностей. Как говорится в ЖЖ - «Да это же идиот!» Именно в ЖЖ это встречается очень часто - когда люди, считающие себя интеллектуалами, вторгаются в чужую область. Но если это все проанализировать - успехи в науках и глупости в ЖЖ - можно придти к идее, что какого-то одного интеллекта, однозначно определяющего уровень, просто не существует.


К такой идее - в том числе - пришел американский ученый Howard Gardner. И написал книгу - Multiple intelligence (Англ.) Что-то вроде «множественность интеллектуальных способностей». Гарднер (Англ.) - известный американский инноватор в области образования, участник множества проектов, перечисленных в Вики.

Итак, intelligence. Да, перевод таких понятий - это традиционная русская проблема.
Автор оперирует словом intelligences: «Человеческие распознавательные (когнитивные) способности лучше описываются как комплект способностей, талантов и умственных навыков, что и называется intelligences».

По тексту, «intelligence определяется операционно как способность решать задачи по тестам на intelligence». Правда, с поправкой на психометрический метод.
При первом же описании одной из intelligence дается прилагательное musical. Из этого можно сделать вывод, что в данном случае intelligence - это способность. А точнее - врожденная способность.

Одна из основных идей книги - что IQ, столь популярный и кажущийся столь эффективным, на самом деле или не выражает интеллектуальные способности людей, или выражает их на очень узких диапазонах.

Отступление. Я три раза проходил тесты IQ, и результаты были следующими: 69, 79 и 135. 69 - это вполне коррелирует с моими способностями к зарабатыванию денег. 79 - как у Буша-младшего, чем можно гордиться. Но на работу четвертым помощником младшего курьера вряд ли возьмут. Остается утешаться тем, что Буша не возьмут тоже. 135 - неплохо, но до Шарон Стоун (154) еще очень далеко. Наверно, этот тест писал человек, у которого по первому тесту было 69.

В книге приведен следующий ряд способностей:

Musical intelligence - музыкальные способности. Никто не будет отрицать, что есть люди с абсолютным слухом, есть люди просто со слухом, а есть люди вообще без слуха.

Bodily-Kinesthetic intelligence - способности к управлению телом. Это попало в способности, потому что телом управляет все-таки мозг. Сюда можно отнести способность к быстрым движениям, к точной координации и т.п.

Logical-Mathematical intelligence - логико-математические способности. Максимально коррелируют с IQ. Похоже, это IQ сыграло с автором концепции злую шутку - отрицая IQ, он утвердил IQ. Но можно заметить, что логические способности и математические способности - это разное. Есть люди с математическими способностями, которые не могут решить элементарных логических задач. И есть люди с логическими способностями, для которых математика - темный лес. Так что логические способности и математические придется разделить.

Linguistic intelligence - лингвистические способности, а именно способность к изучению иностранных языков. Не коррелирует с IQ. Серьезный плюс для концепции Гарднера.

Spatial intelligence - пространственные способности, способности к ориентированию. Чаще описывается именно как недостаток этих способностей - через пространственный кретинизм.

Interpersonal intelligence - способности к общению.

Intrapersonal intelligence - способности понимать другого человека. Но по логике, способность к пониманию должна повышать способности к общению.

Идея следующая: существует множество способностей. И согласно рекомбинативному механизму эволюции человека, эти способности должны быть замещающими. Т.е. имея одни способности, человек обычно лишается возможности иметь какие-то другие. В концепции Гарднера это не отражено, и потому ее придется подкорректировать.

Прежде чем перейти к способностям, стоит рассмотреть, какие параметры есть вообще у человека.

Это оперативная память - способность запоминать множество операций и их повторять. Или, например, способность быстро запомнить сто иностранных слов на сутки и благополучно забыть их на следующие.
Это долговременная память - способность долго хранить информацию в памяти. Те же сто слов запомнятся надолго, хотя за день могут быть и не выучены.

Далее - непосредственно способности:

Это способности к логическому мышлению, или, можно сказать иначе, но как подмножество, способности к критическому подходу. Человек с логическими способностями читает текст с постоянно включенной логикой. Логическому мышлению научить нельзя.

Это способности к абстрактному мышлению - к синтезу новых понятий и объектов, вообще к созданию нового. Научить тоже нельзя. К зоне абстрактного мышления относятся такие задачи, как «сколько будет два яблока и три груши» и «что получится, если скрестить ужа с ежом».

Это социальные способности, или способности к социальной адаптации. Обучить можно, но с большим трудом.

Это математические способности. Не секрет, что математик может казаться полным идиотом по жизни. Врожденный математик не просто понимает язык формул. Он этот язык чувствует. Обучить нельзя.

Это пространственные способности - способности к ориентированию. У белых людей они выражены очень плохо, но папуасы и большинство китайцев всегда определяют стороны света - хоть в море, хоть в городе, хоть в лесу. Обучить нельзя.

Музыкальные способности - здесь дискутировать не о чем. Слух или есть, или нет.

Физические способности - можно разделить на способности к координации, скорости движения, скорости реакции, есть другие способности, не связанные с мозговой активностью - низкая утомляемость, сильные руки или ноги и т.д. Обучить тоже нельзя. Кроме того, в большинстве физические способности исключают друг друга, например, силач вряд ли сможет быстро бегать.

Способности к рисованию - ??? - сложный вопрос.
Все остальные способности, которые только можно представить, состоят из сочетаний вышеприведенных способностей.

Гарднер рассматривает свои intelligences-«способности» как максимально независимые. Но сам признает, что такое рассмотрение исходит из чисто практического подхода. Независимость противоречит рекомбинативному механизму человеческой эволюции, где принципиально новое практически невозможно, а возможны только замены чего-то на что-то. Есть параметры, которые не рекомбинативны. Две руки, две ноги, оба типа памяти, логическое и абстрактное мышления. Они могут быть у одного человека сразу. Но все остальные следуют ограниченной схеме.

Есть доказанные связи, например: «способности к самоконтролю прямо пропорциональны размерам передних долей головного мозга», или «способности к изучению иностранных языков прямо пропорциональны количеству связей между полушариями».

Есть недоказанные связи, но которые просто видно, например, «у женщин всегда присутствуют все виды мышления, но они слабо выражены, и у женщин выше число связей между полушариями. Из этого следует, что чем выше способности мужчины к изучению иностранного языка, тем больше у него связей между полушариями, а чем больше связей между полушариями, тем меньше способности к логическому мышлению». Такая замена одних способностей на другие - и есть результат действия рекомбинативного механизма эволюции. Объяснить можно тем, что нейронные цепочки, ответственные за логическое мышление, перекидываются на связи между полушариями, и наоборот - это гипотеза. Кстати, разные способности мужчин и женщин - тоже следствие работы этого самого механизма.

Теперь проверка. По логике должно быть так, что чем более мужчина похож на женщину, тем выше у него должны быть способности к изучению иностранных языков и тем меньше должны быть выражены логическое и абстрактное мышления. Больше всего на женщин похожи мужчины Южного Китая и Юго-Восточной Азии. И действительно, у них высокие способности к иностранным языкам и они редко создавали что-то свое новое.

Можно продолжить. Мужчины с хорошим абстрактным мышлением или с логическим мышлением должны иметь физические способности ниже, чем мужчины без этих типов мышления. И это так. А те, кто имеют и логическое мышление, и абстрактное, должны иметь наихудшие физические способности. Вспоминаем «ботаников», все так.
Кроме того, лица с абстрактным, логическим мышлением или с математическими способностями имеют очень плохие социальные способности. Более того, есть серьезные подозрения, что у них социальное развитие еще и замедлено. Они отстают в социальном развитии. Это можно объяснить более долгим процессом формирования мозга. Потому сверстники в школе их не любят и гоняют.

Если способности выдающиеся, то это приводит не только к сниженным способностям, но и к серьезным расстройствам в других областях. Об этом пост «Интеллиоты».
Итак, а откуда глупости от интеллектуалов? Выходит, математические способности могут работать без логических. Вроде бы математика - самая логическая наука. Невероятно, но факт. Похоже, что математики именно чувствуют свою математику. Потому что нормальной логикой понять sqrt(-1) и прочие мнимые числа все-таки невозможно.

Итак, человек - продукт эволюционной рекомбинации, и его интеллект - это не единая величина, есть множество разных интеллектов. Потому для решения сложных задач собирается группа из людей с разными способностями. И действовать в большинстве случаев люди могут только в качестве взаимодополняющей команды - как в большинстве ролевых компьютерных игрушек.



Интеллект. Red Queen. Часть №2

Помимо прочих, существуют два важных компонента реальности:
Это мир сражающихся наций и
Это рекомбинативный механизм эволюции.
Умножаем эти компоненты. Получаем:
Та нация, что обеспечит наиболее эффективное сочетание рекомбинаций, выиграет в борьбе за жизнь в мире сражающихся наций.

Red Queen - Красная Королева, персонаж «Алисы в Зазеркалье», продолжения «Алисы в стране чудес». К западу от России ее имя давно стало мемом благодаря фразе «здесь приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!» В биологии есть одноименный эффект или гипотеза. Для эволюционирующей системы постоянное развитие необходимо только для того, чтобы поддерживать свое соответствие (приспособленность) относительно других эволюционирующих систем. Т.е. чтобы стоять на месте, чтобы сохранить свое место, нужно бежать.

Сложные социальные общества все в общем похожи. Нацию часто сравнивают с муравейником. Пример вполне подходящий, хотя отличия есть. У муравьев самцы имеют одну непарную хромосому, а самки - две хромосомы. Когда хромосомы в паре - возможны рекомбинации. Потому самцы со своей одной хромосомой имеют только одну генетическую комбинацию, а самки - множество.

И муравьи-рабочие, и муравьи-солдаты - все это стерильные самки. И все они являются рекомбинантами, при том что генетическое различие у них очень мало. В сумме, в муравейнике рекомбинанты добавляют друг друга. Например, бывает два типа рабочих - мелкие и крупные. Мелкие работают внутри муравейника - строители, сфера услуг, а крупные выступают в роли добытчиков, собирая еду вне муравейника. Все различия энергетически обусловлены - мелкие потребляют меньше энергии, но не могут справиться с большой добычей. У некоторых видов существует до восьми каст рабочих и до трех каст солдат.

Люди - тоже рекомбинанты. Их муравейник - нация-популяция. В нации-популяции люди добавляют друг друга, с тем чтобы быть конкурентоспособными в мире сражающихся наций. Никаких принципиальных отличий от муравейника в данном случае нет. Но люди добавляют возможности друг друга на нескольких уровнях. Например, мужчины лучше приспособлены к математике, а женщины - к лингвистике. Но далее - одни мужчины лучше приспособлены к интеллектуальным процессам, другие - к физическим. А те, кто приспособлены к интеллектуальным, обладают различными типами мышления.

Муравейники подвержены переходу количественных изменений в качественные. У некоторых видов, как только муравейник достигает какого-то предопределенного размера, полностью меняется поведение. Например, видимое миролюбие сменяется явной агрессией.

Движитель интеллектуального прогресса - это конкуренция. Массы нигде не хотят что-то менять, это совершенно нормально и принимается к сведению. «Бежать еще быстрее» никто не хочет. Но Европа конкурирует с Америкой, как раньше европейские страны конкурировали между собой. К тому же разрушение Европы - старая добрая американская традиция.

Люди более-менее интеллектуальные есть в любой нации. Но оформление из них группы интеллектуалов - это есть точка перехода нации на новый уровень. Интеллектуалов, сумма рекомбинаций которых как раз и создает коллективный «мозг» каждого следующего уровня. Здесь и будет реализована концепция Multiple intelligence. Можно и без нее было, подбором, но с нею - именно «еще быстрее». Причем группа должна быть именно «гуманитарная». Техническая желательна, но в данном случае не обязательна.

Нация имеет вид фрактала.Органы нации повторяют в общих чертах органы человека, как ветки дерева повторяют структуру самого дерева. Или как нация повторяет муравейник, но на более высоком уровне. Нация в сумме повторяет функции каждого отдельного человека, главная из которых - выжить. Но фрактальных повторов в нации - множество, причем на разных уровнях.

Если одна нация вырастила себе условные «клешни», у других наций уже должны быть или подобные «клешни», или «панцири». Но все это должно быть выращено заранее, потому что когда нация с «клешнями» придет кушать, отращивать что-то будет уже поздно. «Чтобы оставаться на месте, нужно бежать». В прежние времена нации и государства вполне могли обходиться без интеллектуальных штабов. Но после того, как кто-то один создал интеллектуальный штаб, все остальные оказались обязанными эти штабы создавать. Иначе просто раздавят.

Есть большая разница, кого во вражеской нации уничтожить - дворника в военной форме или какого-нибудь Брауна или Курчатова. В технической сфере все вроде очевидно. Но люди есть рекомбинанты. Гуманитарная сфера обладает не меньшей важностью, чем техническая. Это не столь очевидно. Как пример - именно благодаря достижением гуманитарных технологий технические специалисты оказываются на своих местах. Еще можно сравнить с разведкой - есть техническая, которая занимается перехватом переговоров, фотосъемкой, а есть «гуманитарная» - которая плетет интриги, а также работает по анализу открытых источников. Есть еще момент. Технические специалисты востребованы и могут уехать из страны, а гуманитарии, как правило - нет. И потому выходит, что гуманитарии - это охотники, а техники - объекты охоты.

Американский реднек, киргизский дворник, английский скинхед, таджикский строитель и русский офисный хомячок ничем интеллектуально не отличаются, никаких культурных или интеллектуальных ценностей одинаково не создают и даже не понимают. Разница - в нациях. Собственно слово «элита» потеряло свой изначальный смысл. Биоэлита - это интеллектуальные и талантливые одновременно, от отличие от тех, кого называют просто «элитой», и в отличие от просто интеллектуальных или талантливых. У каких-то наций есть биоэлита, а у каких-то нет. Нации различаются на уровне биоэлит, а не на уровне людей, пусть даже содержащих в себе потенциальные возможности. Чтобы биоэлита появилась, нужно сначала вырастить многочисленную интеллектуальную группу. И если создать для этой группы хорошие условия, уже в ней родится биоэлита.

Нужно сказать, что сама по себе биоэлита - это потенциальная сила, и без оформления она не больше, чем собрание фриков. Но когда она структурирована, она превращается в самое мощное оружие наций. Если две нации, оснащенные биоэлитами, ведут борьбу за какие-то ресурсы, то фактически вся борьба сводится к борьбе биоэлит. Остальным достаются только вспомогательные функции. Самый мощный удар, который можно нанести по нации - это уничтожить ее биоэлиту. Сложно структурированные нации, оснащенные работающими биоэлитами, делают с нациями без таковых что угодно.
Задача муравьев-рабочих - снабжать муравейник. Задача муравьев-солдат - охранять муравейник. А главное - королеву. Кормить, чистить, защищать. Задача нации - поддерживать интеллектуалов - чтобы интеллектуалы могли «бежать еще быстрее», чтобы нация осталась. Хотя бы на месте.

Поскольку биоэлита - это главная сила, вокруг нее строится национальная интеллектуальная система, или группа структур, которая и есть система обороны в том числе. Для обеспечения управления она делается иерархичной, для обеспечения гибкости организуются горизонтальные связи - через комиссии, комитеты, для обеспечения запасных вариантов ее имеет смысл делать количественно избыточной. Как раз для того, чтобы иметь количественный запас и качественный отбор, и выпускается огромное количество непонятных книжек по истории, философии и прочим вроде бы ненужным вещам.

Иерархическое интеллектуально сообщество - на данный момент самое мощное оружие наций. И в основе лежит не техническое знание, поскольку слишком узкое, а именно гуманитарное.



Мадам Рекамье - хозяйка литературно-политического салона. Париж. 1802.

Уровни (добавляются к предыдущим):
Группа интеллектуалов, общающихся на общие темы. Уровни - салон, клуб, выявление картины мира, создание терминологии.

Сеть из нескольких групп интеллектуалов. Уровни - университеты, государственные советники, выбор «конвенционной реальности» и проектов будущего. («Конвенционная реальность» определяет, что существует, а что нет, и что стоит принимать к сведению, а что нет. Примеры «конвенционной реальности»: «Мир сражающихся наций существует / не существует»; «Русские - вырожденная / не вырожденная нация»; «Россия есть объект / субъект».)

Интеллектуальная среда. Уровни - комиссии, комитеты, интеллектуальное сообщество, технологии управления всеми неинтеллектуальными ресурсами.
Иерархическая интеллектуальная среда. Уровни - интеллектуальные службы, управление всеми интеллектуальными ресурсами.

Дальнейшее развитие иерархической интеллектуальной среды. Уровни - управление собственно интеллектуальной средой на уровне вплоть до каждого отдельного человека, создание всеобъемлющей национальной «интеллосферы». А интеллектуальные штабы можно будет собирать, как из конструктора. Но для этого концепция Multiple intelligence должна быть реализована, а до этого пока далеко.

К началу второй мировой войны в США существовала интеллектуальная среда, в СССР не было даже интеллектуальных клубов. Результаты второй мировой войны:
США - потери 415 тысяч, добыча - мировое господство. Неплохо для страны, имевшей в начале войны меньше танков, чем Чехословакия.

СССР - потери 20-24 миллионов, добыча - нищие страны Восточной Европы на 40 лет. Может, на бис? Не хотите? А будет, то была только разминочка, война как маневры.
Или еще пример: Европа делает «Конкорд», США - «747». США получают прибыль, Европа - убытки. А СССР подделал европейскую летающую экономическую катастрофу. Это и есть стратегическое планирование.

За последние 20 лет русские проявили полную интеллектуальную несостоятельность. Это касается и корпоративно-клановой системы, и всех несистемных сил… сил - если так можно выразиться. Но и раньше дела были не лучше. Россия, Китай, страны б.СССР от Эстонии до Киргизии, страны центральной Африки - все их объединяет то, что они на первый интеллектуальный, клубно-салонный уровень так и не смогли выйти. В СССР, который вроде бы поднимается над списком, гуманитарной науки не было как таковой. Был гуманитарный карго-культ, на уровне самолетов из прутьев. Не удивительно, что Лев Гумилев оказался единственным «достижением» советской гуманитарной науки. И с такими достижениями в гуманитарной области страны выходят в мир сражающихся наций, где «приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте».

«У вас есть бизнес, есть деньги, вы не за решеткой и у вас не сломан нос. Вот мы и думаем - это ваша заслуга или наша недоработка?» С корпоративно-клановой системой поступят как обычно принято в мире - деньги отберут, морды набьют и заставят улыбаться. Только сделают это не русские, а те нации, у которых есть интеллектуальные сообщества. Так что на деньги олигархов русским рассчитывать не стоит. В отношении собственно русских продолжится процесс утилизации. Чисто численно задача выполнена менее чем на 10%. Но если смотреть по биологическому качеству русских, задача ККС выполнена порядка на 90%. Дальше ККС не нужна. Дальше процесс утилизации русских должен пойти автоматически. Мозга-то у нации уже нет. И выходит так, что корпоративно-клановая система выполнила свою функцию и тоже идет в утиль.

Шимпанзе чистит палочку и запускает ее в муравейник. Бесстрашные муравьи-солдаты сразу же вцепляются в нее челюстями. Шимпанзе вытаскивает палочку и отправляет муравьев в рот. Когда кто-то говорит, что мы действуем, например, мы построили империю, мы создали флот, мы ведем священную борьбу с режимом, или за режим… Нужно просто сделать паузу и подумать - а может, мы просто вцепились зубами в палочку?

Более того, можно быть уверенным в собственной кристальной честности, можно быть готовым отдать жизнь за свой народ, и при этом каждым своим действием наносить ущерб своему народу. Потому как услужливый дурак опаснее врага.

p.s. Хотел дать картинку - анэнцефалия - врожденное отсутствие мозга… Потом решил не давать. Но нация без мозга выглядит не лучше, чем человек.
p.p.s. Да, на картинке не муравьи, а термиты. Зато красиво стоят!

Сергей Морозов

Человеческий мир, Мнение

Previous post Next post
Up