Русские айсберги, или Научно-военной поступью роботов по Арктике...

Apr 08, 2021 14:55

Ещё Россия в Арктике здесь, здесь и здесь

Роботы захватят Арктику?
Россия будет осваивать Арктику с помощью роботов / апрель-август, 2018

Сразу несколько различных ведомств в последнее время заявили о том, что планируют создавать полностью автоматизированные транспортные и иные средства для использования в Арктике. ©Ещё робототехника здесь, здесь и здесь



В Арктике
ак, Росатом создает в Сарове цифровую модель безэкипажных транспортных судов для работы в арктических широтах. ОСК ведет разработку технологий безэкипажного судовождения в отношении широкого класса «водоплавающих» средств: научно-исследовательских, спасательных, транспортных и других судов.
«Вертолеты России» планируют в конце 2018 года начать летные испытания беспилотного вертолета VRT-300 Arctic Supervision - с радаром бокового обзора для ведения ледовой разведки и эксплуатации в условиях Арктики.

Самодвижущаяся платформа «Северный полюс», которую начинают строить «Адмиралтейские верфи», в своей работе во льдах планирует использовать роботизированные дрейфующие измерители.

На Северном флоте в Гаджиево в этом году из бригады подводных лодок развернута дивизия, имеющая в своем составе роботизированные подводные комплексы. Перед дивизией стоят не только военные, но и гражданские задачи по геологоразведке на арктическом шельфе.

КБ «Рубин» разработало проекты по подводному и подледному освоению недр Арктики с помощью роботов в рамках проекта «Айсберг».

И это наверняка не все проекты, которые задумываются, проектируются и реализуются в Арктическом регионе. Почему же именно Арктика притягивает к себе конструкторскую мысль робототехников различных ведомств и направлений?




___
Первый ответ достаточно очевиден - в суровых арктических условиях машины более приспособлены для функционирования без людей, которые требуют создания системы жизнеобеспечения в транспортном средстве, а механизмы могут работать без отдыха и при минусовых температурах, и при значительных перепадах давления, и при перегрузках.

Если говорить про транспортные суда, предназначенные для работы в условиях Арктики, при конструировании и их постройке самые большие затраты касаются создания инфраструктуры для обеспечения жизни экипажа.

Еще одна причина - большие просторы Арктики и малочисленность населения в прибрежных районах, а также относительно небольшая загруженность Северного морского пути, позволяющая проводить караваны судов или отдельные суда с достаточно большими интервалами, что делает более безопасным прохождение роботизированных судов при возникновении нештатных ситуаций. Причем, по статистике, от 60 до 80 процентов инцидентов с плавучими средствами происходят по вине экипажа.

Конечно, начало работы таких судов требуют осмысления и, возможно, переработки существующей нормативной базы, разграничения зоны ответственности программистов и операторов, контролирующих прохождение судов и эксплуатацию подводных и авиационных аппаратов. В любом случае эта задача решаема, и значительно легче, чем управление беспилотным автомобилем в сложной дорожной обстановке современного города, но автомобили уже двигаются по городам, хотя и в тестовом режиме.



___
Сомнений в реализуемости этих проектов нет, квалификация наших конструкторов, проектировщиков высока. В ноябре этого года исполнится 30 лет полету «Бурана», который совершил посадку на аэродроме «Юбилейный» космодрома в полностью автоматизированном режиме. А с того времени конструкторские бюро намного ушли вперед и программные и аппаратные возможности реализации автопилотов и роботизированных систем стали намного больше.

Надо отметить, что не только Россия проектирует подобные транспортные системы, в Норвегии на этот год запланирован запуск электрического судна без экипажа, разрабатывают такие суда и Англия, Китай, Франция и Голландия. Усилия отечественных компаний должны принести свои результаты - от развития теоретических научных знаний до загрузки отечественных производств и подготовки квалифицированных рабочих кадров.

Иногда можно услышать голоса противников автоматизации транспорта - это, мол, небезопасно, кто будет нести ответственность в случае возникновения нештатной ситуации, моряки останутся без работы. Все эти вопросы решаемы и на законодательном, и на уровне эксплуатирующих организаций. А автоматизированные системы адаптивны, более безопасны, в крайнем случае всегда остается возможность дистанционного вмешательства специалиста и перевода судна в ручное управление, пусть и удалённо. А что касается экипажей судов, сейчас нет избытка подготовленных кадров для работы на судах, а роботизированные суда потребуют квалифицированной рабочей силы - операторов, программистов и других специалистов современных специальностей.

Для Северного морского пути и для геологоразведки на арктическом шельфе появление аппаратов, функционирующих без участия человека, означает увеличение эффективности, повышение безопасности и в перспективе снижение затрат на основную деятельность. Использование же российских технологий и комплектующих делает эти транспортные средства и механизмы независимыми от антироссийских санкций и потенциально интересными для зарубежных покупателей. Так что, возможно, в среднесрочной перспективе структура экспорта из России изменится, и от продажи за рубеж в основном сырьевых продуктов компании сумеют перейти к продаже изделий с высокой добавленной стоимостью.

В любом случае процесс автоматизации и роботизации, а в ближайшем будущем и использования искусственного интеллекта, становится реальностью, и в России впереди других регионов по их внедрению выступают арктические и акватория Северного морского пути.
_______



Проект «Айсберг»
Два в одном: научная база России в Арктике послужит целям Минобороны

Министерство обороны России получило патент на производство подводной базы «Айсберг». Основной целью проекта является разведка ресурсов на континентальном шельфе Арктики, но у военных к подводной установке свой интерес.

«Приятно, что патент, который мы получили совместно с «Рубином», передан на баланс Министерства обороны. Это показывает, что, видимо, есть еще и другие возможности», - сообщил РИА Новости директор Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский в ходе форума «Армия-2018».

Напомним, проект «Айсберг» разрабатывается с начала 2015 года конструкторским бюро морской техники «Рубин». Подводный комплекс будет способен выполнять автономную работу в удаленных и труднодоступных районах Мирового океана на месторождениях полезных ископаемых. Особенно проект важен для Арктики, где проекты по добыче осложняются природными условиями.

В ноябре 2017 года журналисты британского СМИ BBC исследовали российский проект и заявили, что «Айсберг» преследует не только научные цели. Но разработчики не скрывают, что новые подводные объекты будут иметь в том числе и военно-стратегическое значение.

Частью проекта «Айсберг» станет 182-метровая атомная подводная лодка специального назначения «Белгород» - крупнейшая из когда-либо построенных. Как ранее сообщало ИА REGNUM, подлодка будет достроена в течение 2018 года. «Белгород» будет служить ВМФ России не только для выполнения боевых задач на больших глубинах, но и для научной работы, а также для разведки полезных ископаемых на арктическом шельфе России.
_______



___
В Арктике началось строительство российской базы ПВО

В поселке Тикси прошла церемония начала постройки военного городка для личного состава новой дивизии ПВО, сообщает 27 августа [2018 года] пресс-служба Северного флота.

В официальной церемонии установки первой сваи блочно-модульного городка принял участие командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов.

Строительство планируют завершить за шесть месяцев. Городок будет состоять из 11 объектов, связанных между собой крытыми переходами, необходимыми в условиях Крайнего Севера и Арктики.

Городок предназначен для размещения военнослужащих новой дивизии ПВО Северного флота, которая будет дислоцирована в Диксоне, Тикси и на Архипелаге Новая Земля.

Как сообщало ИА REGNUM, Северный флот является самым мощным военно-морским объединением России, в зону ответственности которого входит не только Арктика, но и другие районы мирового океана.

Александр Шимберг
«Regnum», 28 апреля - 27 августа 2018

будущее и футурология, национальная идея, независимость и суверенитет, строительство, общество и население, цифрономика, версии и прогнозы, россия, флот, промышленность, карты и инфографика, секреты и тайны, арктика и антарктика, современность, стратегия, дороги и транспорт, ресурсы и сырьё, инновации, фантастика и утопии, компьютеры и роботы, прогресс, мировая политика, идеология и власть, климат, оборона, профессии и умение, техника и технологии, армия, экономфинбиз, олигархат и корпорации, геополитика и территории, проекты, дискуссии

Previous post Next post
Up