Залей_ха от_рывает... # Извините, я буду ругаться...

Apr 16, 2020 13:42

Ещё мифы в фильмах здесь, здесь и здесь

Гузель показала личико
Литература / Территория абсурда / декабрь, 2015

[Декабрь, 2015] В Доме Пашкова в торжественной обстановке вручалась «Большая книга» - самая денежная литературная награда страны, среди учредителей которой известные радетели за русскую культуру Роман Абрамович и Александр Мамут. Накануне были подведены итоги читательского голосования, которое проводилось в интернете. ©Ещё «Залей_ха от_рывает» и ещё мифы о коллективизации здесь и здесь



Гузель Яхина, премия «Большая книга», 2015
«Приз зрительских симпатий» достался Гузели Яхиной, чей писательский дебют «Зулейха открывает глаза» активно раскручивался последние полгода. «Открытие года», - возглашали критики, превознося на все лады перелицованный из сценария роман о репрессиях в советской Татарии.
Чем же обаял заурядный исторический хоррор с элементами мелодрамы народные массы? Как раз своей доступностью и предсказуемостью. Стоит вспомнить, что осенью [2015 года] Яхина удостоилась за свой роман премии «Ясная Поляна».

Лауреатом нынешней «Большой книги» стала всё та же Гузель Яхина. Именно за её раскулаченную Зулейху голосовала Литературная академия - так пафосно именуется у премии жюри. Академики, которых больше сотни, под предводительством патологически доброжелательного ко всем критика Дмитрия Бака, спасовали перед творчеством скромной татарской девушки, повторив судьбу «яснополянского» ареопага.

«Мощное произведение, прославляющее любовь и нежность в аду» - такое лестное для начинающего автора заключение Людмилы Улицкой вынесено на обложку «Зулейхи». Собственно, Улицкая и благословила Яхину на борьбу с нашим прошлым - рука гранд-дамы женской прозы устала колоть, младшие товарищи должны перенять эстафету по обучению россиян правильной истории. В общем, эту смесь клюквы и баланды взялась тиражировать редакция Елены Шубиной - Яхина, судя по всему, должна стать кем-то вроде преемника для уходящей на покой звезды либеральной беллетристики.

Победа очередного антисоветского произведения в премии, именующей себя национальной, - это яркий пример того, что тиражируемая сегодня литература всё больше отдаляется от думающего читателя, становится инструментом политики или способом достижения прибыли.
_______

/ Владимир Артамонов © «Литературная газета», №50(6536), 17 декабря 2015



___
Указал ufsnp2015Зулейха во время чумы. Что не так с новым сериалом?
Литература и история с Андреем Сидорчиком / апрель, 2020

13 апреля 2020 года телеканал «Россия» начал показ сериала «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману писательницы Гузель Яхиной. На этом проекте были задействованы весьма внушительные силы - Чулпан Хаматова исполняет главную роль в обрамлении Юлии Пересильд, Сергея Маковецкого, Александра Баширова, Романа Мадянова и других. ©
Одна бабушка сказала

Вкратце сюжет повествования таков - забитая татарская крестьянка попадает в жернова раскулачивания, становится свидетельницей страшных преступлений режима, но обретает некое подобие счастья на далеком спецпоселении среди одухотворенных представителей интеллигенции, пострадавших ни за что. Таков сюжет романа, а сериал, как заявляли сами создатели, от него принципиально не отличается.

Пять лет тому назад Яхина получила за этот роман целую россыпь премий, включая «Большую книгу». По словам автора, на написание произведения ее вдохновила история собственной бабушки, пережившей ссылку в Сибирь. Правда, сама книга написана не на основе бабушкиной биографии, на основе мемуаров большого количества раскулаченных.

То есть по сути своей это старый добрый принцип псевдоисторического повествования «ОБС», который столь эффектно использовал в своем романе «Архипелаг ГУЛАГ» Александр Солженицын. Достоверность и следование фактам подменяются историями в жанре «Одна Бабка Сказала».

Иные 1930-е, которые вам не покажут

Откровенно говоря, «Зулейха открывает глаза» - это такая «Рабыня Изаура» с татарским колоритом, исполненная на фоне «советской тюрьмы народов».

Это еще одно грустное доказательство того, что от времен Достоевского, Горького, Шолохова мы перешли в эпоху героев пожиже. Но главное не в этом. «Зулейха открывает глаза» - это очередной стереотипный роман, где идет спекуляция на теме «ужасов советской эпохи». Кровавые упыри из НКВД, теплушки для заключенных, где люди умирают сотнями, тонущие баржи с заключенными, осужденные ни за что высокодуховные личности...

Много ли вы помните за последнее время фильмов о трудовых подвигах людей 1930-х? О том, как поднималась промышленность, ставшая потом становым хребтом великой Победы? 1930-е годы - это время спасения челюскинцев, рекордных полетов Валерия Чкалова, дрейфующей станции «Северный полюс-1»...

Но современные творцы рассказывают нам исключительно об ужасах, страданиях, преступлениях, настаивая, что в такой эпохе нет и не может быть ничего хорошего.

И если образцовая картинка советской пропаганды создавала портрет общества без изъянов, то сейчас ровно тем же образом рисуется картина беспросветного советского ада.

Небезопасная «чернуха»

Во времена тяжелых кризисов многое зависит от коммуникации по линии «государство - граждане». Эффективность принимаемых мер не будет высокой, если люди не доверяют представителям государства.

Высшие чины РФ уже не раз сетовали на то, что вместо самоизоляции россияне предпочитают отправляться на шашлыки, в гости или просто праздно шатаются по улицам. По телевидению, радио, из громкоговорителей на улицах нас призывают к проявлению гражданской сознательности. Буквально умоляют не стремиться попасть на больничную койку с аппаратом ИВЛ.

Агитация эта, как уже говорилось выше, действует не на всех.

И вот в разгар этих государственных усилий по спасению страны от коронавируса на главном федеральном канале появляется фильм, где государство предстает в виде бесчеловечного монстра, пожирающего жизни несчастных ни в чем неповинных людей. И в голове у граждан возникает мысль: «Если тогда государство творило беззаконие и действовало исключительно из чувства ненависти к народу, то и нынешние ограничения, наверное, не попытка спасения от болезни, а тоталитарный произвол?»

Логика советских картин была совершенно иной - отдельные представители государства могли совершать ошибки и даже преступления, однако это трактовалось как отклонение от нормы, которое обязательно исправлялось.

Фанаты антисоветской «чернухи» за годы усердных трудов настолько увлеклись процессом, что перестали замечать - своим продуктом они давно уже бьют не по советскому периоду, а по российскому государству как таковому.
_______

/ Андрей Сидорчик © «АиФ», 14 апреля 2020



Чулпан Хаматова сыграла главную роль
«Испортили впечатление от книги»
Критика сериала «Зулейха открывает глаза» / апрель, 2020

Премьера сериала «Зулейха открывает глаза» состоялась 13 апреля. Проект ждали многие поклонники творчества Гузель Яхиной, написавшей одноименный роман. Но в итоге зрители остались недовольны и качеством съемок, и кастингом. ©
Роман «Зулейха открывает глаза» в 2015 году стал литературной сенсацией. Жестокое и бескомпромиссное описание жизни безграмотной крестьянки впечатлило даже самых узколобых критиков. Уже тогда было понятно, что произведение достойно экранизации. И вот проект телеканала «Россия 1» вышел на экраны, но наряду с хвалебными отзывами создатели услышали и немало критики. Что же особенно возмутило зрителей?

Начнем с главной претензии - скомканный сюжет. Об этом, кажется, написали все поклонники книги. В самом начале Яхина подробно описывает день из жизни своей героини. Зулейхе приходится подниматься с рассветом, работать наравне с мужчинами, выносить побои супруга и ненависть свекрови. Эти моменты очень важны, поскольку они помогают лучше раскрыть характер центрального персонажа.

Но создатели сериала опустили почти все главные сюжетные повороты первой книжной главы. Поэтому начало показалось зрителям несуразным.

«Испортили впечатление от книги. Чтобы она действительно открыла глаза, нужно было пронзительнее показать, как сильно они были закрыты. Самая поражающая часть книги была заключена в первых страницах, события которых безжалостно искомканы сценаристами. Можно было сократить путь до лагеря, жизнь в ссылке, но не день жизни простой безграмотной крестьянки в собственной семье», - написала одна из поклонниц романа.



Актриса долго готовилась к роли
Не менее важная претензия - к кастингу. Знатоков сюжета сразу смутило, что на главную роль взяли Чулпан Хаматову. В книге Зулейха описана как забитая маленькая женщина, готовая мириться с любыми жестокостями. Чулпан под этот образ, по мнению читателей, абсолютно не подходила. Они отмечали, что у артистки слишком мудрый и глубокий взгляд для необразованной и смирившейся со совей долей крестьянки.

А вот роль свекрови главной героини исполнила Роза Хайруллина. Казалось бы, актрису обожают и театральные зрители, и поклонники современных сериалов. Ее кандидатура выглядела беспроигрышной, но было одно «но»: внешность артистки никак не соотносилась с образом Упырихи.

«Упыриху совершенно представляла другой - мощной, широкоскулой старухой с низким зычным голосом. Хайруллина, хотя эта артистка мне нравится, никак не подошла, на мой взгляд», - делилась мнением одна из зрительниц.



Роза Хайруллина играет вздорную и мстительную женщину
Возмущение вызвали и откровенные сцены. Так, в первой серии есть эпизод, в котором муж Зулейхи избивает ее в бане, а потом берет силой. Половой акт показан довольно подробно, что, по мнению зрителей, не требовалось. «Такой серьезный фильм. И, как всегда, без секса не обходится. Неужели это так важно было показывать? Стыдно сидеть и смотреть с внуками, это безнравственность нашего общества», - негодовали пользователи Сети.

А вот автор романа Гузель Яхина, наоборот, настаивала, чтобы эта сцена присутствовала в сериале. Писатель уверена, что эпизод раскрывает пассивность и робость героини.

Не обошлось и без критики татарского быта. Напомним, что действие сериала разворачивается в 20-30-е годы XX века в небольшой деревне. Авторы хотели показать, что семья героини живет бедно, но, по мнению зрителей, они лишь оскорбили татар.

«Дом татар - это хлев? Где вышитые скатерти, занавески, подушки, самовар?» - возмущались в Сети.



По сюжету Зулейху и ее соседей отправляют в Сибирь
Сама Яхина уже привыкла к подобным выпадам. После издания романа ее постоянно критиковали за изображение жизни татарского села. Драматург Рабит Батулла и вовсе заявил, что автор оскорбила своим произведением их народ.

Несмотря на критические замечания, рейтинги первой серии были довольно высокими. Всего запланирован выход восьми эпизодов. Сценаристы пообещали, что во всех красках и подробностях покажут превращение Зулейхи в сильную женщину с твердым характером.
_______

/ © «Онлайн журнал StarHit (СтарХит)», 15 апреля 2020



___
«Зулейха открывает глаза»: антисоветская сказка на новый лад
Краткий разбор первой серии / апрель, 2020

В понедельник на канале «Россия» состоялась премьера сериала «Зулейха открывает глаза», снятого по нашумевшей книге. Не удержался, посмотрел первую серию. О ней вам и расскажу. ©
Не знаю, как там с глазами, но рот Зулейха в исполнении Чулпан Хаматовой открыла за всю серию только раз и сказала при этом только одно слово. Но обо всем по порядку.

Телефильм «Зулейха открывает глаза» начинается неожиданно - Зулейха открывает глаза и просыпается. Есть подозрение что все серии будут начинаться именно с этого кадра, но не станем забегать вперед. Итак, она просыпается, и мы знакомимся с жизнью главной героини.

Повествование начинается зимой 1930 года в маленькой татарской деревне, где главная героиня живет с мужем по имени Муртаза и свекровью, чем-то напоминающей белого ходока из киноэпопеи Джоррджа Мартина. Жизнь Зулейхи наполнена смыслом и традиционными ценностями. Она ухаживает за свекровью, которая ее ненавидит, не имеет права даже подать голос, регулярно подвергается сексуальному и физическому насилию со стороны мужа и моет полы. Здесь нужно отметить актерское мастерство Чулпан: все перечисленное она делает, не меняя выражения лица. Если коротко, то ее жизнь такова, что любой ГУЛАГ должен восприниматься после этого пионерским лагерем.

Что же в хозяйстве у семьи? - Две лошади, корова, куры. (При этом в сарае мы видим тушки бройлерных цыплят, так что нам остается только восхищаться мощью татарского сельского хозяйства 30-х годов.) И мешки с зерном. На одном из общих планов дома и хозяйства Муртазы показано строение, напоминающее мельницу. Отсюда вывод, что по всем параметрам он весьма зажиточный крестьянин. Но так как содержать и обрабатывать такое хозяйство в одиночку невозможно (а по сюжету он единственный мужчина в семье), то он, как минимум, использует наемный труд или сдает свое имущество в аренду односельчанам. То бишь являет собой ярчайшего представителя собственника на селе, то есть кулака.

А чтобы Муртаза сам не сомневался в этом, добрые соседи подбрасывают ему агитационный плакат «Уничтожим кулака как класс», для улучшения аэродинамики завернув в него кирпич.
Муртаза очень нервничает по этому поводу, а потому решает зарубить корову (что и делает) и лошадей (тут ему препятствует жена), чтоб они не достались колхозу.

Небольшой нюанс. В одной из сцен фильма, Муртаза после избиения жены и совокупления с ней идет и ложится под боком у слепой матери, которая вспоминает, что он был четвертым среди ее сыновей. И только его она кормила молоком. Остальным же ничего не оставалось, поэтому они умерли с голоду. Немного арифметики: Муртазе на вид лет 40, ну пусть 35, то есть родился он в период с 1890 по 1895 год. И жил очень бедно, раз семья голодала настолько, что умерли почти все дети. Получается, в царской России семье Муртазы была явно не сладко, а вот после 1917 года у него, скорее всего, и появились лошади, корова, куры и мельница. То есть благосостояние. Но это так, лирическое отступление.
А пока муж Зулейхи решает спрятать несколько мешков зерна в тайнике, чтобы использовать для посева весной. Для этого супруги грузят их на сани и едут в лес, до мусульманского кладбища. В этот момент мы узнаем, что в семье было четыре дочери, которые умерли. Собственно, в могиле одной из дочерей и есть тайник для зерна. Который представляет из себя деревянный ящик, закопанный в землю, куда прячут 4 мешка с зерном, а пятый просто высыпают сверху, ибо по-другому не помещается.

Что будет с зерном в таком тайнике в ближайшую оттепель или при появлении ближайшей полевой мыши, догадаться несложно. Сложно понять, как с такими хозяйственными навыками Муртаза смог стать зажиточным.



___
По пути домой семья встречает отряд ОГПУ. Это нам потом станет ясно, что это ОГПУ: без пояснения они выглядят, как банда махновцев. Один одет в шинель и буденовку, начальник в кепку и непонятную тужурку, какая-то женщина - в папахе и тулупе. (Из под папахи при этом очень мило выглядывает локон с неплохой завивкой. Сразу видно: визажисты в 30-е в деревне были что надо.) Видимо, кто что награбил, тот в том и ходит. Как еще могли быть одеты представители власти в 1930 году?!

ОГПУшники интересуются у супругов, как проехать в деревню. На что те молчат. Почему молчат, неясно, но это вызывает естественные подозрения у сотрудников. Один из них видит пустой мешок, из которого вываливается несколько оставшихся зерен пшеницы. И в этот момент Муртаза выхватывает топор и бросается на начальника отряда. В ответ получает заслуженную пулю в грудь и умирает.

И вот как вы думаете, что обычно делают сотрудники правопорядка в СССР после того, как застрелят напавшего на них человека? Правильно, они просто оставляют его и едут дальше по своим делам. Они не стали выяснять, кто он, откуда и куда он ехал, почему он на них напал, не стали обыскивать телегу - они просто застрелили его и поехали дальше. Именно так и работали органы НКВД в 1930-м году.

Зулейха не сотрудник ОГПУ, а жена. Потому она в одиночку довозит мужа до дома, тащит волоком его в постель и пристраивается рядом с трупом. После чего в дом приходят те самые сотрудники с представителями местных властей и постановлением на конфискацию имущества и ссылку Муртазы как кулака. А в доме планируется размещение сельсовета.

Так как подписать приговор осужденному мешает дырка в груди, то ОГПУшники ничтоже сумняшеся просят это сделать его жену. Когда же выясняется, что она ни читать, ни писать не умеет, то они решают, что можно вообще ничего не подписывать. Зачем тогда нужна эта бумага, не ясно, но спишем это на перманентную тягу нашего народа к ненужной бюрократии.



___
Начинают описывать имущество в доме, после сажают Зулейху на телегу и под конвоем отправляют по этапу. При этом оставляя в пустом доме старую слепую мать Муртазы, которая так и не понимает, что произошло. На вопрос местного председателя, что делать со старухой, ОГПУшник отвечает: «Что хочешь, можешь в колхоз взять». И дальше пустой дом, слепая босая бабка, похожая на белого ходока, выходит во двор и в пустоту зовет сына. Почему она осталась одна в доме, который отдали под сельсовет, почему ее одну оставили а не отправили в ссылку, почему отправили Зулейху, а не оставили с бабкой, почему бабку просто не пристрелили? На эти вопросы ответ, видимо, только один - потому что большевики.

Дальше этап приходит в село, где конвоируемые ночуют в мечети вместе с животными, которых там то ли содержат, то ли куда-то гонят. Еще зачем-то показывают как ОГПУшница с локоном совокупляется на стоге соломы. Зимой, в неотапливаемом помещении. Интересно, создатели фильма сами это хоть раз пробовали?

Подводя итоги просмотра:

- Создатели фильма постоянно стремятся вызвать жалость ко всем персонажам, кроме представителей советской власти. Даже стерва свекровь и тиран муж, по их мнению, заслуживают пожалейки;

- Все представители советской власти в фильме - это марсиане. Они плохие только потому, что они марсиане и напали на хороших землян. У орков Толкиена было больше мотивации, чем у большевиков во всех современных российских фильмах. Кто они такие, почему отбирают имущество, почему они устраивают склады в храмах, ответа нет. Они плохие потому что плохие. И еще любят секс где попало.

Все! Больше в этом кино ничего нет. Ни сюжета, ни актерской игры, ни мотивации, ни логики. Но это нашему новому кино без надобности. Плохие большевики есть, жалость ко всем остальным есть - что еще нужно чтоб получить финансирование?

Чуть не забыл. Благодаря тому, что все плохие в фильме - это русские большевики, подчеркивается, что пострадавшие-то - татары. То есть заметен небольшой налет русофобии, но так, самую малость.

Это была лишь первая серия, так что продолжение следует…
_______

/ Антон Осеев © «РОТ ФРОНТ», 15 апреля 2020



Чулпан Хаматова как и многие сейчас вечерами смотрит «Зулейху…»
Чулпан Хаматова: «Я каждый день получаю проклятия в свой адрес»
Актриса рассказала, что ее изумила реакция публики на сериал «Зулейха открывает глаза» / апрель, 2020

Исполнительница главной роли в многосерийном фильме по одноименному роману Гузели Яхиной (его показ идет на канале «Россия-1») ответила на вопросы зрителей в Инстаграме фонда «Подари жизнь». ©
Чулпан Хаматова как и многие сейчас вечерами смотрит «Зулейху…». Вместе с ней у телевизора - три ее дочери, ее младший брат Шамиль и его жена Ксюша (на карантине они собрались у брата на даче).

- Меня даже потряхивает от просмотра. Очень опасалась, что я всех подвела: автора романа Гузель Яхину, режиссера, своих коллег, - призналась Чулпан. - Многие спрашивают, почему героиня молчит в первых сериях? Почему она не говорит по-татарски, почему вообще не звучит татарский язык? К своему стыду я не говорю по-татарски. Но понимаю разговорную речь. Я - дитя советского времени. Дома мои родители говорили по-русски, специфических татарских традиций тоже не было. Так было принято в Советском Союзе, в котором я родилась. Попытки воссоздать татарский язык или татарский акцент - это было бы либо неудобно для зрителей (пришлось бы вчитываться в субтитры), либо комично. Поэтому решили, что моя героиня будет говорить на русском языке без акцента. Но татарские песни, костюмы, быт - все это свидетельствует о том, что действие происходит в татарской деревне.

Чулпан Хаматова рассказала, какая негативная реакция обрушился на нее после выхода первых серий фильма. При том, что у сериала очень хороший рейтинг.

- Я получаю много проклятий в связи с выходом фильма, - говорит актриса. - Мало того, что были ожидаемые проклятия со стороны радикально настроенной части татарского общества. Но я с удивлением обнаружила, что добавилась еще и претензия на тему «осквернения нашей истории». Не только искажения татарского быта, но и исторической правды в целом. Для меня раскулачивание - это убийство, однозначно трагедия огромного числа людей. Это преступление. Морально-этическая катастрофа. И вдруг я обнаруживаю, что огромное число людей думает по-другому.

Я категорически плохо отношусь к попыткам лакировки нашей истории. Ее незнание не дает нам возможности двигаться дальше. Наоборот, у меня были опасения, что что действительность, которую мы показали в картине, будет недостаточно жесткой, что не появится ощущение боли и трагедии от происходящего. Боялась, что она будет чересчур лайтовой что ли… И даже в голову не могло прийти, что претензии будут иного рода. Не было такой реакции зрителей, когда я снималась в других фильма про сталинизм. Ну хотя бы в «Детях Арбата»...
_______

/ Анастасия Плешакова © «КП», 15 апреля 2020



___
Зулейха открывает глаза и вешает лапшу на уши
Наш корреспондент о том, что возмутило зрителей сериала «Зулейха» / апрель, 2020

С понедельника по телевизору показывают сериал "Зулейха" по одноименному роману Гузели Яхиной. Однако в отличие от книги, завоевавшей кучу всевозможных наград, экранизацию принимают совсем не благосклонно. Называют русофобией и даже требуют запретить. Что происходит? Почему книга не вызвала возмущений, а сериал - вызвал. Только ли пандемия тому виной. ©
Нет, не только.

Если в двух словах, то книга была сделана хитрее, чем фильм. В книге не было прямого обвинения и набрасывания. Дело в том, что все происходящее в виде раскулачивания, жития в татарской деревне и прочее - Яхина (автор) подавала через точку видения Зулейхи (героиня). Эта Зулейха, как мы помним, была альтернативно одарена мозгами. Муж ее бил, насиловал, свекруха издевалась, а заторможенная женщина повторяла, что муж у нее хороший и ей крупно повезло по жизни. Поэтому читатели, знакомясь с обстоятельствами раскулачивания татарской деревни, не принимали это на свой счет, понимая, что обвинение сглажено призмой видения слабой мозгами Зулейхи.

Неслучайно роман сильно хвалила Улицкая и не стесняясь сравнивала работу Яхиной с прозой Айтматова. Не удивлюсь, если Людмила Евгеньевна книгу и консультировала, ведь обидный посыл романа получился очень хитроумно размазан.

Поскольку во второй части книги сосланная Зулейха начинает жить лучше прежнего, то читателю становилось не совсем понятно, кого обвиняют. То ли обличается совковое государство, которое умучивало бедных нацменьшинств. То ли, наоборот, "Зулейха" - это такая феминистическая книга против мужиков в принципе и не против Советского государства, которое освободило женщину Востока, дало ей ружье в руки и повесило барабан на шею.

Про такую штуку, известную в литературоведении как субъективация, отлично написано в учебнике профессора Литинститута Горшкова. Рекомендую.

Режиссер же элемент субъективации убрал. Мы не видим происходящего глазами необразованной главной героини. А потому воспринимаем кривое высказывание Яхиной как прямое высказывание. Вишенкой на тортике стало то, что режиссер добавил в фильм статистику про высланных, убитых, замученных. Изобразил красноармейцев полными идиотами, совокупляющимися в мечетях и стреляющими детей. Да и сгустил любовную линию. Красноармейка Пересильд у него - конченная сволочь и угнетательница нацменьшинств.

В довершение всех бед самоизоляция нехорошим образом срифмовалась с изображением несчастных переселенцев, которых везут три месяца в вагончиках. И вот уже скучающие граждане в чатиках от скуки стали припоминать межнациональные обиды и нести пандемическую фигню про то, как их угнетали русские.

Как говорил Гойя, сон разума рождает чудовищ.

Я не открою Америки, если скажу, что татары - это ровно такой же государствообразующий народ России, как украинцы, беларусы и русские. Поэтому изображать их бесправными гастарбайтерами, как это сделано в кино - крайне странно и неумно. А разжигать рознь по нынешним временам точно не надо. Украины хватает.

То, что не обабаенная часть зрителей возмутилась - совершенно справедливо и даже закономерно. Я тоже потерял дар речи, когда в фейсбуке женщина, с которой мы общались десять лет - стала написывать про некую "правду", которая "наконец" раздалась из сериала про то, как мы, русские, умучивали татар. "Погодите, еще чеченцы и ингуши свою правду скажут", - пригрозила женщина.

И это было сказано мне. Как будто лично я занимался переселением татар и должен приносить извинения. Ничо, что у меня так бабушка из Татарстана, а от моего прадедушки в лагере одни сапоги остались? Но в отличие от угнетаемых, изображенных в кино, я не могу себя отнести к какому-нибудь малочисленному этносу и требовать сатисфакции.

Разжигатели межнациональной розни должны отдавать себе отчет против кого они эту рознь разжигают. Призовем к ответу. Ага. А кого призовем? Меня? Таких, как я?

Я сильно похож на Лию Меджидовну Ахеджакову?

Не сильно. Поэтому претензий в свой адрес не принимаю, а вот к претензия в в адрес фильма - присоединяюсь. Нельзя так. Особенно сейчас, когда всем непросто.
_______

/ Сергей Селедкин © «КП», 16 апреля 2020

Рецензии на книгу «Зулейха открывает глаза»
Автор: Яхина Гузель Шамилевна. Издательство: Редакция Елены Шубиной, 2019. Серия: Проза: женский род / Гузель Яхина родилась и выросла в Казани, окончила факультет иностранных языков, учится на сценарном факультете Московской школы кино. Публиковалась в журналах "Нева", "Сибирские огни", "Октябрь". Роман "Зулейха открывает глаза" начинается зимой 1930 года в глухой татарской деревне. Крестьянку Зулейху вместе с сотнями других переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по извечному каторжному маршруту в Сибирь. Дремучие крестьяне и ленинградские интеллигенты, деклассированный элемент и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши - все встретятся на берегах Ангары, ежедневно отстаивая у тайги и безжалостного государства свое право на жизнь. Всем раскулаченным и переселенным посвящается.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. «Лабиринт» приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления. ©
Владимир Сединкин пишет [17 февраля 2020]: - «Соблазнять жертву своими сладкими речами - фирменный почерк всех демонов».

Я сегодня закончил читать самую отвратительную книгу в своей жизни. Хуже неё никогда и ничего не читал. Нет, серьёзно. Просто не понимаю, как пасквиль Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» мог вообще получить какую-то государственную премию, а потом ещё и экранизацию которую скоро продемонстрируют по «Первому» каналу телевидения.

Извините, я буду ругаться, по-другому эту мазню просто описать не возможно. Автор (писательницей у меня назвать её даже язык не поднимается) достойный продолжатель дела русофобов Солженицына и Улицкой. Как можно охарактеризовать творящееся под обложкой? Да пожалуй - «адский ад в Аду».

Посудите сами нам рассказывают историю бедной татарской женщины которая живёт в кошмаре 20-х годов XX века. С мужем отношения натянутые, с тёщей ужасные. Старуха ненавидит свою сноху, травит её дочерей (своих внуков) ни на секунду не сомневаясь в своих поступках. Да и с чего бы, ведь в молодости она сама скормила своих детей сыну и мужу из-за разразившегося голода. Угадайте кто в нём виноват? Конечно Советская власть.

Мужа Зулейхи как кулака убивают на месте (без суда и следствия естественно, не в государстве жили в банде), а женщину, как и многих других, беременную, высылают в Сибирь. По дороге с татарами происходит настоящий трэш. Всё спят вповалку с домашним скотом, гадят под себя, мрут от голода, да ещё и большевики, чтобы унизить мусульман занимаются сексом прямо в мечетях на глазах правоверных. Да, я забыл, потом ещё почти все депортированные тонут на старой барже. Выжившие тридцать человек выбрасывают на берег реки Ангары, где они вынуждены выживать, как умеют. А умеют они не очень. Зулейха превращается в охотницу, кормит выживших, заводит роман с убийцей своего мужа, по совместительству начальника лагеря. Родившийся сын героини попадает в любящие объятия и круг заботы московских опальных профессоров по счастливой случайности выживших после крушения баржи. Старички обучают парня живописи, медицине и иностранным языкам.

Спустя какое-то время в сожителе героини вдруг просыпается совесть и он изредка, выходя из запоя (ну он же русский, значит пьёт горькую) жалеет о содеянном. Когда Москва просит разоблачит в ведомственном ему учреждении какой-нибудь заговор, он категорически отказывается, из-за чего теряет работу. Присылают нового начальника - зверя и морального урода и тогда-то начинается настоящая вакханалия.

В общем, книга ни с исторической, ни с эстетической точки зрения, не способна доставить какое-либо удовольствие. Здесь нет ни слова правды, всё исключительно вымазано чёрной краской. Все вокруг твари, уроды и трусы (особенно представители власти). Вот только бедная Зулейха одна в белом и преодолевает беды с высоко поднятой головой.

Зачем такое писать и кто это читает? И ведь знаете, читают, да ещё как. Книга в бестселлерах ходит. Почему? А почему фламинго розовые? Видно по той же самой причине.

Молодёжь исходит соплями, жалеет Зулейху, ругает Советы, потом на уроках истории старшеклассники рассказывают мне о страшной судьбе бедных татар. Серьёзно. Мне, который в детстве прожил на одной площадке с такими депортированными, дружил с внуками участников событий, а наши деды работали на одном заводе и получили от страны ордена Ленина, почёт и уважение.

Хотел поругать автора, но думаю, не буду, ведь Гузель Яхина оказывается любимая писательница Дмитрия Медведева. Страшно блин.

А если серьёзно, я просто не понимаю, зачем мы такое смотрим и читаем. Всё написано не слишком литературным языком, но мы то с вами знаем, что дело не в форме, а в содержании. Плюнь посильнее в прошлое и премия, награда и реклама тебе обеспечены. Неужели нам мало посыпать себя пеплом голову, и мы решили вылить на макушку ведро отборного дерьма под аплодисменты наших недоброжелателей.

20-й век, русские и славяне, государство, красные и белые, русофобия и антисоветизм, пятая колонна, общество и население, эпохи, противостояние, кино и театр, 20-е, фильмы, двойные стандарты, россия, культура, тв, информационные войны, солженицын, известные люди, татары, критика, манипулирование, фальсификации и мошенничества, агитпроп и пиар, книги и библиотеки, современность, 30-е, мнения и аналитика, скандалы и сенсации, шовинизм и ксенофобия, народы, опровержения и разоблачения, подмена понятий, деградация, история, интеллигенция, идеология и власть, индустриализация и коллективизация, репрессии и цензура, провокации, либероиды и креаклы, ложь и правда, кощунство и вандализм, память, нравы и мораль, рабочие и крестьяне, ссср, литература, мифы и мистификации, сми, дискуссии

Previous post Next post
Up