Русские дохристианские сказки

Feb 16, 2015 01:01

По теме: Стариград - славянская столица || Кратко и концептуально о варягах, а также по теме норманизма

Принцесса Сванвита и другие варяжские сказки
Народные сказки, легенды и былины Померании и Рюгена ©



Недалеко от города Гарц на Рюгене находится озеро, рядом с которым в стародавние времена стоял замок языческих королей. Когда этот замок много лет назад был взят и разрушен христианами, там остался жить старый языческий король, который был очень богат, но настолько жаден, что всегда возлежал рядом со своими сокровищами из золота и драгоценных камней, накопленными в огромном зале глубокого подземелья. После того, как христиане разорили замок, он так и остался погребённым внизу, и должен был умереть жалкой голодной смертью. Но его душа не смогла удалиться от земных благ, и король превратился в чёрного пса, который день и ночь сторожил груды золота. Иногда его видели и в человеческом обличье, когда он в кольчуге и в шлеме скакал на белом коне через город и озеро. Изредка вместо шлема на его голове была золотая корона. Другие же встречали его ночью в лесу близ Гарца по пути в Позериц, одетого в чёрную вязаную шапку и с белым посохом в руке.

Многими годами позже в городе Берген на Рюгене правил король, у которого была прекрасная дочь по имени Сванвита. К ней приезжали свататься многие чужеземные принцы. Но она всех отвергала, кроме датского принца Петера, который был красивым и статным мужчиной, и очень ей понравился. Так они обручились, и вскоре должна была состояться свадьба. Это очень разозлило польского принца, который тоже хотел стать её женихом, и, потому как он был коварного нрава, то начал распространять среди людей слухи, будто бы принцесса вела распутную жизнь и однажды провела ночь вместе с ним. Он рассказывал это настолько правдоподобно, что все ему поверили. Женихи уехали прочь, и вместе с ними датский принц, который больше не хотел даже слышать о помолвке. В конце концов, история дошла до короля, который поверил ей так же, как и остальные. Он был вне себя от гнева и заточил принцессу в мрачную башню, подальше от своих глаз.

В этой башне принцесса провела больше трёх лет, напрасно горюя и думая о том, как доказать отцу свою невиновность. Тут и началась история про старого языческого короля, потому что у чистой и юной девы хватило храбрости в Иванову ночь (летнее солнцестояние - прим.), после полуночи нагишом взобраться на крепостной вал у озера и бродить там до тех пор, пока она не наткнулась прямо на то место, на котором после разрушения замка осталась засыпанная дверь и лестница, ведущая в подземелье с сокровищами старого короля. Она спустилась туда и набрала столько золота и драгоценных камней, сколько смогла унести, и с рассветом вернулась назад. То, что она сама не осилила, ей помог старый король. И она получила столько добра, что его хватило бы на всю жизнь. Но она не должна была за всё это время оглядываться назад или произнести хоть одно-единственное слово, иначе погибла бы. То же самое произошло бы с ней, если она не была бы целомудренной девой.

Между тем, старый король явился принцессе Сванвите в её одиночной темнице, и они замыслили план, как доказать её отцу и всему миру, что она чиста и невинна и что их обманул коварный поляк. Она попросила короля исполнить задуманное, и чтобы он её так же вывел. Тот согласился.

Когда спустя некоторое время снова наступила Иванова ночь, принцесса отправилась из Бергена в Гарц, и как только часы на церковной колокольне пробили полночь, она скинула с себя одежду и взошла на крепостной вал, по которому принялась ходить взад-вперёд с веточкой зверобоя, которую она взяла с собой. Не долго пришлось ей так бродить, и вскоре принцесса скользнула вниз, попав в огромный зал, где горели тысячи огней, отчего там было светлее, чем в самый ясный полдень. Стены зала были отделаны мрамором и украшены алмазными зеркалами, повсюду лежали груды серебра, золота и драгоценных камней. В заднем углу восседал король, который охранял все эти сокровища. Это был маленький серый человечек, который кивнул принцессе, чтобы приободрить её. Но она и не боялась, поприветствовав короля легким жестом руки. И вдруг появилось огромное множество богато одетых слуг и служанок. Они стали наполнять её руки золотом и драгоценностями. И как только принцесса получила достаточно, она отправилась в обратный путь, а слуги со служанками последовали за нею. Так она поднялась на много ступенек, как вдруг решила оглянуться, чтобы посмотреть, идут ли всё ещё сопровождавшие с сокровищами за ней. Но тут случилась беда: старый король неожиданно обратился в огромного чёрного пса, который с разверзнутой пастью и горящими глазами ринулся к принцессе. От страха она воскликнула: «О, Господи!» И в тот же миг с громким ударом захлопнулась дверь, обрушилась лестница и принцесса упала вниз, в подземелье, в котором внезапно погасли огни. И вот многие века сидит она там, чтобы помогать старому языческому королю оберегать его сокровища.

Она сможет освободиться только тогда, когда какой-нибудь чистый и неженатый юноша отважится в Иванову ночь спуститься в подземелье тем же способом, что и принцесса. Он должен трижды поклониться перед ней, поцеловать, и, взяв за руку, вывести наверх. При этом нельзя произносить ни единого слова. Кто выведет так принцессу, тот станет её суженым и обретёт столь много сокровищ, что за них можно будет купить целое королевство.

Уже многие пробовали совершить этот поступок, но никто ещё не смог возвратиться. Поговаривают, что старый чёрный пёс, наверное, так ужасен, что все, кто его видят, вскрикивают от страха. Последний раз, лет тридцать или сорок назад, в том подземелье исчез сын сапожника.

Вендский пёс

Спустя тысячу лет после рождения Христа в Мекленбурге правил князь Местивой, который был сильным и смелым мужем. Ещё будучи юным принцем, он проявил себя очень храбро, когда по повелению своего отца вместе с тысячей всадников помогал императору Генриху в походе против сарацинов. Там он встретил дочь саксонского герцога Бернхарда и влюбился в неё. Отец принцессы также дал согласие на свадьбу. После того, как Местивой стал герцогом, он пожелал забрать свою невесту. Но этому воспротивился её дядя, бранденбургский маркграф Дитерих, очень заносчивый человек, который сказал, что вендский пёс не получит девушку немецкого королевского рода. На это Местивой грозно ответил: «Тогда вендский пёс будет терзать вас так, что по всей стране пронесётся стон». И поклялся добраться до головы маркграфа. Он объединился с восточными вендами и вступил во владение врага. Маркграф потерпел поражение и был вынужден бежать, став священником в Магдебурге, где скончался в крайней бедности. Во время той войны город Бранденбург пал перед вендами - они полностью разграбили его и разрушили все церкви, не оставив камня на камне. Только церковь Святой Марии они пощадили, посвятив её своему божку Триглаву. Вот так отомстил вендский пёс.

Наказанные волхвы

Двое языческих волхвов захотели помешать второй миссионерской поездке святого епископа Отто в Померанию. Они решили напасть на него в одном тихом месте близ Одера и размозжить ему голову. Они были настолько уверены в своём успехе, что хвастались, что святой муж не сможет от них ускользнуть. Но по воле небес было решено иначе, и судьба, которую волхвы уготовили проповеднику, постигла их самих. В условленный час, когда один из язычников намеревался напасть на епископа, перед ним внезапно предстал дьявол и разбил ему затылок об стену. Другого волхва повесили на дереве его собственные приверженцы. Когда померанцы увидели всё это, то они укрепились в христианской вере.

Поющие головы в Старигарде

В городе Старигард, когда тот был ещё небольшим поселением, однажды случилось невероятное чудо. Горожане, которые были ещё язычниками, восстали против христиан, одержали верх и многих из них побили. Головы убитых они забрали с собой, и водрузили их на стену своей мощной крепости в знак победы. Но вдруг, в ночь на Рождество, отрубленные христианские головы запели чистыми и звонкими голосами: «Слава в вышних Богу!» И не заканчивали, пока не допели святую песню до конца. Это ввергло язычников в настоящий ужас. Но самое удивительное было то, что спустя двести лет святой епископ Отто уже проповедовал в Старигарде Евангелие. А языческая крепость, где произошло сие чудо, была разрушена.

Бог Триглав и деревня Триглав

Язычники в Померании, особенно в Юлине и в Штеттине, наиболее почитали божка Триглава. Он имел три головы, которые символизировали власть на небе, на земле и в преисподней. Его идол был из чистого золота. В Штеттине он стоял на возвышении в самом центре города. При боге Триглаве содержали коня, который считался священным и помогал предсказывать будущее. Его хорошо кормили, но никто не имел права на нём ездить - так он и стоял целый год без дела. Лишь один священнослужитель мог заботиться о нём. Предсказания при помощи этого коня происходили следующим образом: когда собирались в поход, то сперва клали на землю длинные жерди, а священнослужитель брал коня за поводья и трижды проводил через них. Если конь не задевал жерди, то это сулило удачу, если он задевал их правой ногой, то исход был неопределённым, а если задевал левой - это предвещало беду.

Конь в Штеттине был большим, статным и имел чёрную окраску. Святой Отто, который обращал штеттинцев в христианство, говорил, что было бы лучше, если его использовали бы для верховой езды, нежели для предсказаний. Но штеттинцы не желали его слушать, опасаясь, что бог Триглав покарает их за это. Поэтому святой Отто отправил коня в Германию и позволил там продать его. Штеттинского идола Триглава он передал Папе Римскому, в знак обращения померанцев в новую веру.

Но идола Триглава из Юлина он не смог заполучить. Когда он разрушал капища в Юлине, языческие волхвы забрали идола с собой в далёкую деревню. Там они спрятали его у одной крестьянки, которая укутала изваяние тканью и заперла под замок. Святой Отто долго пытался отыскать его, но безуспешно. Пока, наконец, это не удалось сделать одному хитрому мужу из свиты епископа по имени Герман. Он оделся по народному обычаю и сказал, что потерпел кораблекрушение и теперь хотел бы принести жертву Триглаву. Однако в одиночку он не завладел им. Деревня же, в которой крестьянка прятала идол, получила с тех пор название Триглав, и носит его поныне.

Но так и осталось неизвестно, куда идол пропал оттуда. Удивительно только, что церковь в деревне Триглав с незапамятных времён обладает роскошным имуществом, будучи богаче, чем любая другая церковь в округе. Люди говорят, что изваяние, в конце концов, нашли и переплавили, отсюда и пошло церковное богатство.

Корвейские монахи на Рюгене

При императоре Людовике Немецком вендов обращали в христианскую веру. Он просил, чтобы монахи и священники отправлялись к ним и проповедовали Евангелие. Так несколько корвейских монахов из Вестфалии прибыли на Рюген, проповедуя в тех местах и божьей милостью обращая рюгенцев в христианство. Они возвели церковь в честь Святого Вита, который был покровителем Корвейского монастыря.

Остров Рюген они получили в дар от императора, и письмо об этом ещё должно сохраниться. Когда же по прошествии времени монахи возвратились на родину, то оставили там наместников. Но те, кто остался на острове, стали жадными, начали жестоко обходиться с новообращёнными, которые вновь отпали от христианской веры, прогнали своих мучителей и отказались платить дань Корвейскому монастырю. Тем не менее, они сохранили культ Святого Вита, но уже не как христианского святого, а как языческого бога, которого назвали Свантевитом и в честь которого построили храм на Арконе. Помимо этого Свантевита у них были и другие, менее значимые божества, которых они почитали в Карензе.

Жители Рюгена пребывали в таком язычестве до 1168 года, пока снова не были обращены в христианство датчанами. От Святого Вита на Рюгене сохранилось название полуострова Виттов, которое означает Вит-ов, то есть «земля Вита».

Руины монастыря Белбог

Там, где раньше стоял могущественный и богатый монастырь Белбог, сегодня можно увидеть лишь несколько убогих хижин. Только старая крепостная стена ещё напоминает о былом монастыре. На этом месте в земле должно быть закопано множество сокровищ. Рассказывают, что прежде сюда часто приходили монахи из монастыря Oliva, они внимательно осматривали и измеряли руины, как будто желая найти место, где сокрыты богатства. Однако это им не удалось. Хотя однажды в груде мусора у старой стены нашли золотой ключ, которым, по всей видимости, можно было отворить дверь, скрывающую сокровища. Но тот, кто нашёл ключ, продал его по мизерной цене еврею из Трептова, и сейчас, к несчастью, уже невозможно вспомнить место, где он лежал. Так больше никому не удавалось приблизиться к огромным богатствам монастыря.

Источник: Temme J.D.H. Die Volkssagen von Pommern und Rügen. Berlin, 1840.
© «Переформат», 5 декабря 2014

древний мир, русские и славяне, турция и византия, народы, сказки и эпос, средневековье, русь, противостояние, фольклор, культура, интересно, европа, память, наследие, регионы, литература, мифы и мистификации

Previous post Next post
Up