Идею строительства усыпальницы вождя пролетариата озвучил Калинин, но по некоторым данным, принадлежала она Сталину, ещё одному ученику Гурджиева. Казалось бы, в учении этого таинственного мистика и надо искать истоки посмертного культа вождя и самого строительства Мавзолея.
Но кто первым выдвинул идею Мавзолея? Верить в пропагандистскую историю о «пожелании рабочего класса» мы сегодня не будем. Тем более не могу верить в эту идею я, работавший в ОИК. Эту историю мне рассказывал мой наставник Сергей Петрович.
Папка с грифом совершенно секретно из госстроя СССР попала ему в работу в самом начале Перестройки. Он даже удивился, ведь кто-кто, а строители редко утилизировали проектную документацию. Петрович никогда бы не заинтересовался историей строительства Мавзолея, если бы в ней не фигурировала фамилия его любимого поэта. Интеллигент до мозга костей, он обожал поэзию Серебряного века. Как только в документах появилась фамилия Гумилёв, Петрович стал увлечённо читать документы из той папки, перед тем, как работать с ними окончательно.
Николай Гумилёв прославился в петербургской богеме своими путеществиями. Самыми, пожалуй, загадочными были его скитания в Африке. До сих пор доподлинно неизвестно, какие именно места он посетил. Сам поэт, часто приукрашивал свои приключения. Ему удалось побывать и в Египте. Видел ли он пирамиды? Не известно. Но в папке были письма Горкого в совнарком, где писатель указывал Сталину и Троцкому на идею поэта Н.Гумилёва о строительстве пирамиды, в которой можно будет увековечить мумифицированное тело В.И.Ленина после его смерти. Ведь все мы когда-нибудь умрём.
Сама идея о возможной смерти Ленина в тот момент показалась Сталину чрезмерно дерзкой. Прибавьте к тому вызывающее поведение поэта, который открыто крестился на каждый храм и называл себя убеждённым монархистом.
Гумилёва арестовали 3 августа 1921 по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». В период до 1-го сентября (точное время неизвестно) его расстреляли.
Горький очень переживал за то письмо в совнарком. Он уважал Гумилёва и искренне любил его стихи и идеи. Именно Горький после кончины В.И.Ленина напомнил Сталину ту идею, которая, возможно и погубила поэта. После смерти вождя, Сталин запросил архивы Гумилёва и по документам (утилизированным Сергеем Петровичем) трое суток изучал в кремлёвском кабинете Ленина абиссинскую экспедицию Гумилёва. Но те архивы поэта, которые Иосиф Виссарионович так тщательно просматривал, бесследно исчезли ещё в двадцатых годах.
Гумилёв был реабилитирован в 1992-ом, Мавзолей так и стоит на Красной площади, в нём всё так же лежит тело Ульянова-Ленина. Но по оставшимся документам ничто не связывает великого русского поэта и главное культовое сооружение коммунистической религии…