Маршрут предпоследнего дня привел меня из песков красного центра Австралии в Топ-Энд - тропический север Северных Территорий. Дорога проходила путями трансконтинентальных перегонов скота и по местам, связанным с событиями Второй мировой - антураж, знакомый многим по фильму «Австралия» с Хью Джекманом и Николь Кидман.
Маршрут дня:
День 5. Теннант-Крик (R) - Реннер-Спрингс - Дейли-Уотерс - Ларрима - Кэтрин (Т)
Дистанция: 783 км (всего пройдено: 3784 км)
Заправки (цена бензина):
Теннант-Крик - 1.365 AUD за литр
Дейли-Уотрес - 1.649 AUD за литр
Кэтрин - 1.289 AUD за литр
Признаки приближающегося Топ-Энда стали появляться сразу за околицей Теннант-Крик. Пейзаж придорожного буша оживился небольшими деревцами и кустиками, которые становились все выше и зеленее, ярко-красный цвет песка сменился более умеренными пастельными тонами. Особенно это стало заметно по цвету термитников - ведь термиты используют почву для возведения своих величественных замков. Термитники вдоль дороги от Алис до Теннант-Крик были насыщенного красного цвета, а теперь выросли в размерах, но стали не такими яркими.
Тремитники вблизи Теннант-Крик (1-2)
Движение на трассе стало тоже более насыщенным. То и дело стали попадаться идущие с севера наземные поезда (3-5)
Где-то между Теннант-Крик и Реннер-Спрингс на глаза попался заманчивый указатель “Old Stuart Highway” - «старое шоссе Стюарта». По каким-то причинам строители проложили небольшой участок шоссе по новому маршруту, отклонившись от старого на несколько сотен метров. Примерно 20-километровый участок старого шоссе оказался дорогой более узкой, более извилистой, с местами потрескавшимся асфальтом без разметки и с полным отсутствием движения. Я прошел эти 20 километров в стиле раллийного спецучастка с заносами в поворотах и прыжками на кочках и с полным ощущением виртуальности происходящего, будто в компьютерном автосимуляторе гонок 60-х годов (6)
Через 170 километров на северу от Теннант-Крик шоссе Стюарта приводит к небольшому селению Реннарт-Спрингс. Считается, что оно находится на границе природных зон пустынного центра Австралии и тропического Топ-Энда с его сменами засушливого и дождливого сезонов.
Реннарт-Спрингс предлагает путешественникам минимум самых необходимых благ цивилизации - заправку, ночлег в мотеле и придорожный бар (7)
Тот же нехитрый набор услуг можно найти в любом придорожном поселении, например, в городке Элиот еще в 70 километрах на север (8)
Правда в Элиоте в магазинчике, обслуживающем в основном местных скучающих аборигенов, нашелся банкомат и кофе навынос (9)
Первый же из магазинов, открытый в этих местах - магазин Джонса - обнаружился в окрестностях Элиота в местечке Ньюкастл Уотрес. Мистер Джонс открыл его в 1934 году, чтобы обслуживать перегонщиков скота и немногочисленных окрестных скотоводов. Сейчас ветхое здание магазина, в котором полностью сохранен антураж тех лет, - натурный памятник тех времен. Это даже не музей, поскольку здесь нет ни смотрителя, ни билетов, а просто пустое здание с открытыми дверями и экспонатами. Лишь табличка и пластиковый бак для мусора при входе напоминают о современности. Зайдя внутрь можно легко перенестись на 80 лет назад и оказаться в 30-х, когда жизнь была проще и суровее (10-11)
О тех временах напоминает и памятник гуртовщикам (12)
Отсюда, из Ньюкастл-Уотерс начиналась тропа Мурранджи, по которой скот из местных ферм и из Квинсленда гнали на север, в Дарвин. История Северных Территорий - во многом история жизни фермеров и гуртовщиков. Профессия перегонщика скота была одной из самых опасных, но и самых хорошо оплачиваемых. Провести сотни, а иногда тысячи голов через полторы тысячи километров труднопроходимых полупустынь было под силу немногим.
Тропу Мурранджи стали использовать с 1904 года и гоняли по ней скот вплоть до 50-х годов, когда на смену караванам гуртовщиков пришли автоперевозки. Исторические таблички у мемориала гуртовщиков упоминают нескольких самых колоритных персонажей тех времен - Блейк Миллер, Мэтт Саваж и его дочь Шейла, Харри Зигенбайн и его дочь Эдна, братья Харри, Хьюджи и Арчи Фаркхарсон. Последним принадлежит исторически зафиксированный рекорд эффективности перегона - в 1909 году они провели по тропе Мурранджи 1000 голов, потеряв по дороге лишь пять. Собирательный и по-киношному приукрашенный образ гуртовщика воплотил в «Австралии» почитаемый здесь Хью Джекман.
Быки, коровы и лошади - главные атрибуты жизни здешних мест в первой половине прошлого века, встречаются в окрестностях Реннер-Спрингс и сейчас (13)
Едем дальше и еще через 150 километров въезжаем в очередное небольшое поселение - Дейли-Уотерс. Этот поселок - один из самых старых на Северной Территории - первый придорожный бар был построен здесь в 1893 году. В 30-е годы Дейли-Уотерс был пунктом промежуточных остановок австралийской авиакомпании Кантас - самолеты садились здесь на грунтовый аэродром для дозаправки, а пассажиры могли провести полчаса вот в этом баре (14-15)
Рядом с баром - старый термитник и табличка с непроизносимым названием улицы - Зе Оккмедудлбёдн стрит (16)
Чем ближе подъезжаешь к Дарвину, тем больше попадается объектов, связанных с участием Австралии во Второй мировой войне. В годы войны на тихоокеанском театре военных действий велись широкомасштабные военные операции, мало известные у нас. Центром военной активности австралийцев был Дарвин - единственный город на континенте пострадавший от бомбежек во время войны. В уже упоминавшемся фильме «Австралия» показаны и эти бомбежки Дарвина японцами и прочие сцены австралийской военной жизни.
Первым военным объектом, попавшимся мне на пути с юга, оказался заброшенный военный аэродром в окрестностях Ларримы. Ларрима еще довольно далеко от Дарвина - порядка 500 километров, но в те годы ее связывала с Дарвином узкоколейная железная дорога, и в Ларриме, вне зоны прямой досягаемости японских самолетов, размещался крупный гарнизон.
Ангар для самолетов на бывшем военном аэродроме в Ларриме (17)…
… и взлетно-посадочная полоса аэродрома (18) хорошо сохранились. Здесь нет ни одного человека, но все открыто для посещения.
Небольшая грунтовка в сторону от шоссе (19) …
… ведет к развалинам военного госпиталя. О том, что здесь было можно узнать только из информационного стенда. От госпиталя почти ничего не осталось (20)
На заправке в Дейли-Уотрес мне попался один из самых длинных автопоездов - этот тягач вез за собой 4 прицепа, не все из которых попали в кадр (21)
Кустики на равнинах вдоль шоссе постепенно превращались в деревца (22)
Термитники достигли гигантских размеров - например этот возвышается на 3 с лишним метра - в два человеческих роста (23)
Наконец к концу дня дорога привела в Кэтрин - большой по масштабам Северных Территорий город с 10 тысячами жителей.
Здесь впервые за время путешествия из Аделаиды я увидел настоящую реку с водой, а не высохшее русло. Это речка Кэтрин, берущая начало на плато Арнем на северо-востоке континента и теряющаяся где-то в песках к западу от одноименного города. Буйство зелени по берегам реки кажется фантастикой после пятидневного любования пейзажами в желто-красных тонах (24)
Кэтрин с Дарвином когда-то связывала узкоколейка, ведущая в Ларриму. О тех временах напоминает стоящий на приколе паровозик (25)
… и старый железнодорожный мост через реку Кэтрин, опоры которого размечены метрами для отслеживания уровня воды в сезон дождей (26)
Ну а идущий параллельно современный автомобильный мост то и дело сотрясают автопоезда (27)
Главный отель и мотель, конечно же, носят имя города. Отель выходит одноэтажным фасадом на шоссе Стюарта (28)
А мотель располагается на заднем дворе (29)
Мое пристанище на очередную ночь вполне уютно (30)
Завтра последняя часть маршрута должна привести меня в Дарвин.
Etc…
Предыдущие серии:
Часть 1. Маршрут, Перт, Фримантл Часть 2. Индиан-Пасифик Часть 3. Аделаида. Гленелг Часть 4. Аделаида - Кубер-Педи Часть 5. Улуру и Ката-Тьюта Часть 6. Кингс-Каньон Часть 7. Алис-Спрингс Часть 8. Алис-Спрингс - Теннант-Крик