Это три озера.
Расположенные на одной прямой, они, как три крупные жемчужины на нитке, наискосок протянувшейся через всю Латгалию.
Два из них -- самые большие озёра в Латвии. Третье -- просто уникальное, куда, полагаю, вскоре валом повалит народ жаркой страны Израиль…
Самое большое озеро Латвии - 1
Первая из жемчужин -- озеро Лубанас, от восточного берега которого собственно Латгалия и начинается.
Лубанас - самое большое озеро Латвии по площади. И она колеблется -- от 25 до 80 кв. км. (чуть позже поясню, из-за чего колеблется).
Кроме того, это самое большое запруженное озеро в Европе. А территория вокруг него по биологическому разнообразию - уникальна даже в мировом масштабе. Потому как окрестности озера - это бесценный природный парк, который при вступлении нас в Евросоюз был тут же включен в сеть защищаемых территорий ЕС (NATURA 2000).
Лубанс или Лубанское озеро (латышск. Lubāns) до 1920 года называлось своим исконным балто-славянским именем Лубань. (Сравните: Ильмень, Колывань, Мезень и т.п.).
Это невероятно мелкое озеро, средняя глубина его около метра(!), максимальная 4 метра. В озеро впадают реки Резекне, Малта и множество ручьёв. А вытекает одна только река Айвиексте, впадающая в Даугаву.
Река Айвиексте в городе Лубана.
На самом истоке Айвиексте теперь установлена задвижка, которая позволяет регулировать уровень воды в озере примерно на два метра. Вот почему при урезе воды в 90,75 м ( над уровнем моря) озеро имеет площадь 25 кв. км, а при урезе воды 92,75 м. площадь увеличивается почти до 80 кв. км.
Озеро в своих «летних» размерах и в «весенних»... Разница - почти в четыре раза
Променад у озера.
Спасибо, конечно, Евросоюзу, который настоял на том, чтобы территория озера стала природным парком.
Но этой идее не шибко рады латышские и латгальские крестьяне, живущие вокруг озера. А также некоторые ретивые чиновники близлежащих самоуправлений, готовые продать всё, что продаётся. Появилась даже инициативная группа, которая постоянно «поднимает волну» в местных газетах, чтобы всячески помешать развитию природного парка.
И их понять можно: после создания парка внутри него ограничено строительство и вырубка: это мешает гнездится редким птицами, в частности орлану-белохвосту - самой крупной хищной птицы в нашем регионе (размах крыльев более двух метров!). В 1980-х их у нас оставалось 10-12 пар, а теперь - минимум 40. Район озера Лубанас - одно из наиболее подходящих мест для жизни этого белохвоста.
Заботы европейских орнитологов об орлах тоже можно понять, но и заботы живущих здесь веками крестьян со щита не сбросишь... История Лубанас - это история борьбы этих людей с озером и за него.
В 20-е годы разливы увеличивали площадь озера в пять раз.
Еще в середине позапрошлого века люди вступили в борьбу с губительными разливами вод, заливавшими всю Лубанскую низменность.
Причина разливов была в том, что вытекающая из озера река Айвиексте имеет уникально малый уклон, настолько малый, что весной при подъёме воды в Даугаве, в Айвиексте возникало обратное течение.
Из-за этого уровень воды в озере в половодье быстро поднимался на 2-2,5 м, увеличивая его площадь в четыре-пять раз. Залитыми оказывались не только луга и болота, вода растекалась по лесам, подступала к хуторам, губила посевы, размывала дороги.
Однако нет худа без добра. Периодически затопляемые земли местное население называло „кланами». Летом они становились лугами, богатыми прекрасными травами, на которые летом отовсюду приезжали косари. Но вывезти сено им удавалось не всегда: начинались дожди, озеро опять выходило из берегов, и «кланы» оказывались под водой.
В 1926 году началось первое наступление на болота Лубанской низменности. На протяжении 78 км русло Айвиексте было значительно расширено и местами углублено на 3 м. Подсчитано, что из вынутого грунта и камней можно было бы сложить стену протяженностью 70 км, толщиной 4 м и высотой 5 м.
Экскаватор углубляет русло реки Айвиексте.
Снимок с одной и той же точки. Озеро уступило место лугам.
Война эти работы прервала, и надолго. Лишь в 1956 году работы по мелиорации Лубанской низменности развернулись вновь. Были сооружены дамбы протяженностью 85 км и вырыты каналы общей длиной 74 км. Средний годовой сток одного только Мейранского канала превышал сток реки Айвиексте. Его ширина достигала 50 м, а глубина составляла 5-6 м.
Результат был очевидным. На осушенной территории урожаи зерновых культур возросли в 2- 3 раза, значительно улучшилось качество сена, прирост древесины в лесах увеличился в 5 раз.
Но тут мы вступили в Европу, и на отвоёванные у озера территории обратили внимание орнитологи…
Нет, латгальские крестьяне и лесоводы могли бы найти общий язык с «зелёными» из Евросоюза, но только при одном условии: если бы рост популяции крестьян соответствовал росту популяции орлана-белохвоста…
Увы, в Латгалии это не так, в Латгалии всё это как раз наоборот. А потому быть ей заповедной.
Самое большое озеро Латвии - 2
Латгальское озеро Разнас - ещё одно самое большое озеро в Латвии, но уже по объёму воды. 405 млн. куб. м его вод составляют почти 20% вод всех латвийских озер. Средняя глубина в Разнас - 7 метров, самая большая глубина - 17 метров. Это наш латвийский Байкал!
Есть у озера еще одна уникальная особенность: оно содержит воду, очень близкую по качеству с питьевой. Тоже, как Байкал.
Исконное название озера - Разно. И это тоже древний балто-славянский топоним.
Недалеко от озера находится третья по высоте в Латвии гора Liepu Kalns (289 м над уровнем моря), и гора Mākoņkalns (247 м).
Вид через озеро на гору Маконькалнс.
Вид с Маконькалнс на озеро.
Да и вообще вся южная часть озера окружена горами, что делает его окрестности фантастически живописными и красивыми. Поэтому в последние годы всё больше народу съезжается со всей Латвии на отдых на берега латгальской жемчужины.
Приехали - отдохнули - уехали.
Со всеми «вытекающими» в озеро последствиями от нашествия - неконтролируемого и необслуживаемого на требуемом уровне.
«Озеро Разнас», фото Александра Яковлева (aleksandr jakovlev), Рига.
Увы, в связи с такой природной красотой озеро постигла и еще одна беда: его берега приватизированы, проданы, куплены, перекуплены и продолжают перепродаваться.
Интернет забит объявлениями о продаже земли вокруг озера.
И даже посреди его!
И даже с древними городищами!
Вот только один, но яркий пример такого объявления:
ОСТРОВ НА РАЗНО
Цена: € 150 000.
Размер участка: 3,2 Га , периметр 770 м.
Район: Латгалия, Резекненский район, волость Маконькална.
Описание: Прямо на острове расположено старинное городище Балбите, сохранившее исторический фундамент. Расположение острова таково, что с него открывается превосходный вид на все озеро...
Остров продает владелец без посредников!
Без комментариев.
И здесь латгальцы тоже бессильны: законы о возврате земли наследникам, о продаже, купле и залоге земельной собственности были приняты тут у нас, в Риге...
Озеро пророка Исайи
Наш путь пролегает дальше, в самую латгальскую глубинку, к еще одному уникальному озеру Латгалии да и всей Латвии - к Эжэзерсу.
Эжэзерс - это русская фонетическая калька с латышского Ežezers.
У нас в стране так принято, что все русскозвучащие топонимы теперь - чисто фонетические кальки с латышских томонимов, которые сами иногда есть кальки с русских. Запутано всё как-то, аж до смешного доходит...
Яркий тому пример русский топоним Вецслабада - это чисто фонетическая калька c латышского названия посёлка Vecslabada, которое в свою очередь есть перевод со стародавнего, чисто русского названия Старая Слобода...
Эжезерс чаще всего переводят на русский как Ежовое озеро.
Я спрашивал у местных старожилов и у детишек: что, ежей в округе много? И те и другие отвечали, что есть, но не больше, чем повсюду. То есть толпами ежи вокруг озера не ходят.
Откуда ж это устоявшееся названье - Эжэзерс?
Товарищи ученые в разных энциклопедических изданиях приводят старинные названия, коих много: Эса озеро, Ješa ezers, Ješezers, озеро Ежа.
Но в основе, скорее всего, лежит топоним «озеро Исайи» ( Ješa еzers).
Иса́ия или Иса́йя (ивр. יְשַׁעְיָהוּ - Йешаяу) это имя библейского пророка, проповедовавшего за 750 лет до появления его коллеги, Мессии и сына Божьего Иешуа, или Иисуса из Назарета.
Имя Исайя переводится как «спасение Божье». Примечателен пророк был своими пророчествами о светлом, мирном будущем, широко известна фраза Исайи об этом: «Не поднимет тогда народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Вот славно бы!..
Но откуда в озёрной Латгалии взялся иудейский топоним? Товарищи учёные рассказывают, что в конце XVI столетия на земли Латгалии, тогда не менее пустынные, нежели сейчас, переселились первые еврейские семьи. Уходили они из области высокого давления, в область низкого, то есть уходили с европейского Запада, где их круто притесняли.
А в следующем XVII веке евреи из Европы, а так же с Украины и из Белоруссии уже массово бежали, поскольку их там массово убивали. Не мудрено, что, попав на земли, где никто ни на никого «не подымает меч», евреи назвали красивое и чистое латгальское озеро именем своего пророка.
Когда российская империя провела первую точную «всеимперскую» перепись населения (1897 год) , выяснилось, что в Латгалии вполне себе счастливо жили 63 850 евреев. Миграция среди них наблюдалась, но чисто внутренняя - в Ригу, например.
Перед второй мировой войной только в Резекне было 10 синагог, в Даугавпилсе их было 40.
Потом случился трагический холокост.
Потом волнами пошла алия -- исход советских евреев в землю обетованную и дальше -- в земли благополучные.
В итоге предвоенное еврейское население Латгалии к 2000 году сократилось в десятки раз. В 1935 году евреев было 4,8% от всего населения Латгалии, в 2000 году - 0,2%, сколько сейчас - я данных не нашёл...
Но сколько бы мы с другом моим, краеведом Александром Малиновским по Латгалии ни ездили, мы людей, сочетающих в себе семитские черты лица и ум во взоре, не видели... Это не означает, что их там нет, но мы, как ни всматривались, не увидели.
Полагаю, что с исходом евреев из Краславской и Дагдской земли топоним «Еша озеро» (Ješa ezers) был не мудрствуя лукаво переработан товарищами учёными в Эжэзерс (Ežezers). Но при этом впадающая в озеро речушка с малосимпатичным, но правомерным этно-историческим названием Жидовка (Židovka upe) своё название сохранила. Странная эта наука топонимика, особенно когда она на службе...
***
Теперь о самом озере имени пророка Исайи.
Оно красиво, чисто и многоводно. Как, впрочем, и большинство латгальских озер. Отличительной же особенностью озера, выделяющей его из прочих водоёмов во всей Балтии, является наличие на нём огромного числа островов. Источники приводят цифры: от 30 до 70.
Обе цифры имеют право на существование, но ученые утверждают что островов ровно 33. Что касается 70 штук, то в это число были включены и отмели, поросшие камышом и производящие впечатление суши.
В озере обнаружено 24 вида рыб. Озеро в этом смысле очень продуктивно, потому как рыбе в озере жить хорошо: вода, повторюсь, чистая, средние глубины 6 метров, максимальная - аж 21 метр.
Все острова в 1977 - 1999 годах считались ботаническим заповедником «Эжэзерс салас». Теперь не считаются. Самый большой остров - Большой Медведь - занимает 45 га. Названия других такие: Зуёк, Якорь, Кузнечик, Козий, Овечий, Сенной, остров Любви...
Остров Любви… Таки да, в советские годы на берегу работала турбаза «Эзерниеки», бывшая для поселка «посёлкообразующим» предприятием. Турбаза и сейчас стоит на озёрном мысу, но не работает.
Молодёжь из посёлка отчаянно бежит. Исход их напоминает былой исход евреев. Характерное наблюдение старожилов: свадеб в посёлке уже почти не бывает. Если свадьбу играют, то в Дагде или Резекне, а на другой день молодые лишь по традиции родителей навестят, погудев клаксонами, сверкнув разноцветными шариками да подвенечным нарядом невесты...
Красавица-школа в Эзерниеках - одна из самых красивых во всей Латвии. Стоит в изумительном месте, в парке. Она всё ещё средняя, ещё не превращена в основную, начальную. В ней, как и положено, полный штат учителей, ежегодно подготавливающих полтора десятка выпускников. А принимают в первый класс то четверых, то пятерых...
Местные с горечью сетуют, что надежд на будущее у них больше нет - жить здесь уже некому. Разве что ёжикам...
Мой друг Александр навестил свою родную сельскую школу, которая в 15 км от Эзерниеков.
Школа всё ещё стоит, не развалилась и не сгорела, да вот только учиться в ней уже давным-давно некому. В этих местах вообще всё омертвело, на многие вёрсты ни одного дома, ни одного человека.
И сердце у друга -- ох, как защемило...
И у меня тож.
Как-никак в одной стране живём. И чужой беды, как известно, не бывает.
ФОТО автора и из сети,
а именно с сайта ezeri.lv