О том, как загримироваться, разгримироваться и нужно ли играть Вселенское Зло и Вселенское Добро?

Jul 13, 2023 01:47

У меня уже почти месяц лежат два интересных вопроса, что нашуршали мне любимые френды elira и pryanik, а я всё никак не удосужусь на них ответить. Всё, момент настал! «Вы нашуршали - разбираю листву» - снова в эфире.

О гриме можно говорить много и бесконечно, это ужасно увлекательная и интересная тема. Гримёр и постижёр - отдельные и крайне важные профессии в мире театра и кино, хотя, конечно, самым важным азам грима нас, актёров, обучают ещё в театральном институте, но это - именно азы, поскольку сделать сложный грим под силу только специалисту в этом вопросе. Могу сказать так: грим - это не блажь и не роскошь, это даже осознанная необходимость, «признак профессионального отношения к делу», как всегда говорил наш мастер. А всё потому, что те же театральные софиты имеют свойство так высвечивать и обессвечивать твоё лицо, что без грима оно становится на сцене просто «блином», опять же, цитируя нашего мастера. Это действительно так, поэтому гримироваться на сцену нужно всегда и всем. Если не требуется чего-то специфического (вроде возрастных морщин, накладных усов, шрамов и т.п.), то как минимум у тебя всегда должен быть тон, должны быть подведены глаза, наложены румяна на скулы. И это в равной степени относится и к актрисам, и к актёрам. Потому что зритель с любого места зрительного зала имеет право видеть твои черты лица, а не любоваться «говорящим блином».

И гримироваться, конечно, нужно не обычной косметикой, а профессиональным театральным гримом, набор которого есть (должен быть!) в арсенале каждого актёра. Этот грим - на масляной основе, просто так его на лицо не наложишь, лучше всего под основу подходит косметический вазелин. Зато он отлично держится, и даже если ты потеешь, даже если по лицу струится градом пот, даже если твой «прекрасный» партнёр нечаянно съездит тебе по физиономии, с твоим гримом, в отличие от обычного макияжа, ничего не случится. Не, ну если, конечно, всё тот же «прекрасный» партнёр или ты сам не начнёте специально возить руками по твоему лицу :)) Ну, и смывать грим обычной водой тоже не выйдет. Лучше всего чем-то тоже жирным, я лично приноровилась делать это гидрофильным корейским маслом для умывания и васильковой смывкой от «Ив Роше». Последняя, правда, предназначена в первую очередь для глаз (смывает, например, идеально водостойкую тушь), но я её использую и для всего лица, поскольку она довольно жирная и поэтому отлично стирает грим. На эту самую васильковую смывку я «подсадила» практически всю труппу нашего театра, коллеги уже подумывают обратиться к худруку на тему оптовой закупки моего ноу-хау всем нам в гримёрную :))

Впрочем, признаюсь честно: по окончании спектакля я, как правило, до конца грим не смываю, лишь так… самое основное, оставив «фронт работ» для дома, где уже делаю это как следует. Поэтому с каждого спектакля частенько возвращаюсь в «боевой раскраске индейца». Хорошо, что живу неподалёку от родного театра, расстояние в этом раскрасе требуется преодолеть небольшое, и меня пока что ни разу не забрали в полицию за вызывающий внешний вид :)))


Как я уже неоднократно цитировала К.С. Станиславского, «...когда ты будешь играть доброго, - ищи, где он злой, а в злом ищи, где он добрый». Это непреложная истина, которой необходимо следовать, и только тогда зрителю будет интересно следить за твоим персонажем. Ведь в жизни тоже не бывает абсолютно добрых и положительных, как и абсолютно злых и отрицательных людей. Всё относительно. Все мы, что называется, не чёрные и не белые, а с кучей оттенков серого :)

Другое дело - детские постановки. Вот тут, и это моё глубочайшее убеждение, не должно быть ничего серого и относительного. Детский спектакль, как никакой другой, несёт воспитательную функцию: маленький зритель учится отличать хорошее от плохого, злое от доброго; он должен чётко понимать, какие поступки персонажей достойны одобрения с точки зрения морали, а какие - осуждения. Маленький зритель не будет и не обязан разбираться в нюансах характеров, мотивации и т.п. Выходя из зрительного зала, маленький зритель никогда не скажет, дескать, ну… этот вот герой, конечно, плохой человек, но что поделать, если он рос в такой неблагоприятной социальной среде, что оказала на него такое негативное воздействие :))) Но! Моё второе глубочайшее убеждение, что и в детской, и во взрослой постановке в равной степени зло обязательно должно быть очень харизматичным, обаятельным. И это, опять же, возвращаясь к цитате Станиславского, и есть то самое «доброе в злом». Плюс это возможность обаять и лишний раз запутать зрителя. А сквозь это самое обаяние зла обязательно должно сквозить твоё личное человеческое отношение к своему герою. И вот поэтому (и это будет моё третье глубочайшее убеждение напоследок!) играть отрицательных персонажей намного интереснее.

*   *   *
Друзья мои, если вы тоже желаете пошуршать листвой - милости прошу. Можете написать, что бы вы ещё хотели узнать, обсудить. Можете спросить или уточнить, если что-то вам стало особо интересно или любопытно по темам, уже звучавшим в моём блоге, либо предложить мне новую тему для очередного поста. Спросить что-то о моей профессии, о жизни хозяйки Леса, о чём угодно, в чём я, разумеется, компетентна.

Свои вопросы оставляйте прямо в комментариях к настоящему посту. А я через некоторое время опять с удовольствием разберу всё, что вы нашуршите.

АХ!тёрское мастерство, театр, вы нашуршали - разбираю листву, #тосамоелето

Previous post Next post
Up