Ламповый звук

Jul 31, 2020 11:16


Получив на практике результат в качестве «лампового звука» от транзисторного усилителя и сделав некоторые предположения, я заинтересовался более глубоким исследованием причин данного феномена. И вот что удалось найти.




Полностью статей приводить не буду, только выдержки и ссылки на источники.

[цитата]
Повышенное выходное сопротивление УМЗЧ позволяет повысить уровень нижних частот и снизить нижнюю граничную частоту сабвуфера.

Иногда повышенное выходное сопротивление воспринимается как «мягкий ламповый звук».

Во всех случаях при повышении выходного сопротивления возрастает «яркость» звучания (вероятно, так воспринимается подъем АЧХ вблизи частоты раздела полос АС). При дальнейшем росте сопротивления «яркость» повышается настолько, что звучание становится резким и неприятным. Причем «бубнение» АС обычно начинает заметно сказываться при гораздо большем значении этого параметра. Кроме повышения «яркости», отмечается увеличение «рельефности» стереозвука. При этом звук «отрывается от колонок и заполняет собой все помещение»

Усилитель с регулируемым выходным сопротивлением, кстати на ИМС TDA-7294. Статья опубликована в журнале “Радио” №№ 4,5 за 2008 год.




ЛИТЕРАТУРА
0. Усилитель с полевыми транзисторами на выходе
1. Рогов И. Регулирование выходного сопротивления УМЗЧ посредством комбинированной ООС. - Радио, 2007, № 10, с. 17-19.
2. Маслов А. УМЗЧ с регулируемым выходным сопротивлением. - Радио, 2002, №   12, с.   18.
3. < ftp://ftp.radio.ru/pub/2007/10/combinOS.exe >.
5. http://www.electroclub.info/invest/tda7294.htm
6. http://www.electroclub.info/article/power_sup_amp.htm
7. Агеев С. Сверхлинейный УМЗЧ с глубокой ООС. - Радио, 1999, №   11, с. 13-16.
8. http://www.linn.co.uk/aktiv_crossovers_and_cards/08.04.2008


Получается как бы ползунок регулировки звука от обычно-привычного до максимально «лампового». Но т.к. характер этого звука сильно зависит от конкретной акустической системы (АС) и от применяемого в ней фильтра (кроссовера), то следует иметь ввиду, что пространственный звук получается лучше всего от симметричных современных АС, в которых ВЧ-динамик расположен между максимально сближенными между собой двумя СЧ-мидбассами. А самый худший пространственный звук был получен от несимметричной двухполосной системы из двух динамиков.

Однако слишком много пространственного звука утомляет - в том смысле, что годится для вдумчивого прослушивания какого-нибудь концерта полностью, сидя в кресле перед колонками от начала и до конца. Обычный же звук, который дают двухполосные системы, можно слушать с какого-нибудь радио хоть весь день.

«Классическая» трёхполосная компоновка находится в этом смысле где-то посередине, причём эта середина своего рода «золотая», особенно, если включить в состав УМЗЧ регулировку уровня ОС по току.

УМЗЧ, ламповый звук, аудио, diy

Previous post Next post
Up