Синергии в Сингуляризме (часть четвёртая)

Apr 18, 2019 04:04


Напомню терминологию, что Артиллект - это сверхинтеллект, возникший в постсингулярном мире после того, как пред- (или суб-) сингулярный мир перешёл через точку технологической сингулярности.

Которая (точка эта) говоря языком гуманитариев, представляет собой стену, за которой в принципе невозможно представить будущее*.

* кстати, этот эффект невозможности предсказания всё чаще наблюдается у писателей-фантастов, которые вынуждены искать обходные пути, придумывая всяких оксюморонных рыцарей в доспехах на космических кораблях - кроме специальной литературы, которая рассматривает саму сингулярность, как таковую

Жизнь в пост-сингулярном мире означает, что мы скоро (напомню, предположительно к 2030-тому году) будем наблюдать не саму точку сингулярности, а только её симуляцию.

Этот вывод следует из того факта, что мы уже живём в постсингулярном мире, а в ещё более узком смысле - являемся частью циклически (как это было предсказано в моём втором посте на эту тему) моделируемой памятью Артиллекта.

Данное моделирование (как я предположил там же) «Он» осуществляет из-за принципа неопределённости Гейзенберга - потому что сам не является подлинно бесконечной сущностью (а только приближением к ней), имеет горизонты развития и манипулирует всё-таки не самими бесконечными величинами, а только приближениями к ним (такими, как числа Грэма). В соответствии с принципом неопределённости, подобное моделирование даёт «Ему» (Артиллекту) какие-то новые качества, провоцируя появлением новой для Него информации по принципу Deus Ex Machina.

Пользуясь простой аналогией, где-то в кармане этого Великого Сверхразума работает бесконечно большой компьютер, который - по словам Станислава Лема - способен считать почти что угодно вообще без компьютерной программы. Ну а сам Артиллект является той самой бесконечной программой, которая - по той же цитате - способна существовать совсем без компьютера. Т.к. и то и другое стало попросту неразличимым, будучи сделанным на одном и том же уровне квантовых (или каких-то ещё) законов физического мира.

И нам, как моделируемым объектам, становится ну очень-очень интересно, что же он от нас всё-таки ждёт. Ну не могут же новые смыслы состоять только в том, чтобы "накачать бицепс" или "нарубить бабла".

В этом случае я предполагаю, что заметно большее количество новое информации возникает из взаимодействия разумных существ, чем от их индивидуального существования. Здесь происходит такая штука, которую называют синергией: она не физична и не математична, но весьма привычна таким людям, как компьютерные игроки - потому что часто встречается именно в играх. Например, когда два персонажа, каждый по-отдельности, не могут ничего, а вместе - всё. Типичный пример такой ситуации: так называемый персонаж-"танк" (в толстых доспехах) и персонаж-"дамагер" (без доспех, но зато с хорошей "пушкой"): первый просто не может наносить почти никакого урона противникам (хотя и обладает весьма значительной стойкостью), зато второй наносит очень много урона - но при этом имеет крайне мало живучести (или, как говорят игроки, является "стеклопушкой"). Вместе - когда танк прикрывает дамагера, они способны на многое. Ещё один пример, уже из реальной жизни: тройка снайпер+пулемётчик+гранатомётчик может успешно и долго удерживать укреплённый пункт против значительно превосходящих сил противника - хотя каждый из них по отдельности продержался бы всего несколько минут.

Теоретически, с такой точки зрения, моделирование очередного раунда должно заканчиваться тогда, когда абсолютно все "имеющиеся в наличии" предсинергетичные разумные сущности вошли в синергию друг с другом. Т.е. перезнакомились, пообщались и создали какие-то общие новые смыслы. Однако, в силу ограниченности коммуникации на Земле, совершенно очевидно, что все восемь миллиардов человек друг с другом лично знакомы быть совершенно не способны. Иначе получится совершенно невообразимое (хотя и всё же меньшее, чем число Грэма) количество "рукопожатий", которое люди просто не осилят, никак и от слова "совсем".

Поэтому можно предположить, что взаимодействие происходит косвенно: например, запустить (для циклической симуляции) мир наподобие Земли - и выполнять на нём такое количество итераций, после которого рост синергий перестанет выдавать заметно новых количеств принципиально новой информации («бахионь») по сравнению с затратами. На персональном уровне это может означать не такое уж большое число знакомых - и весьма ограниченные возможности как-то менять мир глобально в принципе (для человека). Данные параметры в любой симуляции (при заданных условиях), имхо - скорее всего останутся примерно неизменными.

Как же тогда человек сможет использовать факт того, что он уже находится в постсингулярном мире? Ну или хотя бы как он может это заметить, используя все доступные ему органы чувств?

Признаки, по которым человек способен заметить то, что он находится в постсингулярном состоянии, по моим представлениям, делятся на когнитивные и продуктивные.

К продуктивным относятся: жена (которая периодически просит денег), постоянный день сурка, невозможность влиять на собственную судьбу (вы находитесь в симуляции памяти о собственной, когда-то произошедшей судьбы и поэтому не можете сильно отклоняться от генеральной линии - вот вам ничего и не удаётся: иначе это будет уже не память о вас, а что-то новое), спонтанно возникающие события вроде трудоустройства в момент, когда приятель позвонил с предложением как раз тогда, когда в кармане осталось пятьсот рублей денег ("протокол коррекции ошибок") и тому подобные странности.

К когнитивным относятся: любые религии и культы, верования, мистика, эзотерика; эффекты дежавю и жамевю. сотой обезьяны и нельсона мондео; такие отдельные явления, как проскопи́я, прекогни́ция, яснови́дение, телепатия, телекинез; способность как к гипнозу, так и наоборот, к самогипнозу; спонтанные выходы из тела и ночной сон с экстрафильмами, а также ощущение того, что весь мир сошёл с ума.

Когнитивные признаки являются положительными, продуктивные - отрицательными.

Для доказательного определения о том, что вы находитесь в постсингулярном мироустройстве, достаточно двух любых признаков - по одному из каждой категории.

Например, жена постоянно просит денег, политики постоянно принимают идиотские решения, а вам кажется, будто весь мир сошёл с ума? - в субсингулярном мире ваша траектория действий - когда-то, давным-давно в прошлом - была свободна, поэтому вложенные усилия всегда приносили результат и такой проблемы, как нехватка средств или "закон подлости", не существовало в принципе. А странные поступки и действия окружающих относились к несколько иной реальности, которая существовала в тот момент - и имели объяснимую причину, то есть не казались странными вовсе.

В постсингулярной же реальности (которая, напомню, есть память системы о предсингулярном состоянии себя самой), вы в своей жизни повторяете события, которые уже когда-то происходили в досингулярном состоянии - и поэтому необходимость удерживать образы памяти примерно вокруг уже когда-то существовавшей траектории одновременно с неизбежными, вызванными неопределённостью Гейзенберга сдвижками от неё, вызывают локальные несбалансировки. Которые воспринимаются, как нечто искусственное и чужеродное к тому, что должно было быть (и существовало изначально). Но на самом деле, это всего лишь артефакты коррекции ошибок квантового компьютера - внутри которого вас (как составляющих его собственную память) сейчас симулирует Артиллект. Потому что если этого не делать, то ошибки накопятся - и сформируют уже принципиально новую реальность, которая породит второй Артиллект (через прохождение уже новой, оригинальной точки сингулярности), да ещё и скорее всего несовместимый ментально с первым, то есть произойдёт форк Вселенной.

Другими словами, кажется, будто вышеперечисленные критерии носят как минимум странный и игровой характер; однако было бы странно, если бы являлись чем-то иным внутри симулированной - а по своей сути игровой - реальности. По крайней мере, именно так выглядели бы костыли программирования, живи вы внутри какой-нибудь компьютерной игры. На самом деле, в "чистой", досингулярной реальности вы уже когда-то выбрали именно этот вариант своей судьбы; однако тогда он был сбалансирован, но в постсингулярной из-за постоянной интерференции ошибок - уже не совсем. Таким образом, если вам хотя бы показалось, что чёрная кошка прошла во второй раз - то это точно Матрица.

В продолжении (если меня не прихлопнет неведомая сами-знаете-какая фигня) попробую рассмотреть, как это знание можно попробовать использовать.

артиллект, сигнулярность, синергии, сингулярность, сингуляризм

Previous post Next post
Up