Уникальность этого прекрасного архитектурного памятника старины в том, что в Меските - Соборе сочетается множество архитектурных стилей. Здесь можно увидеть фрагмент древнего вестготского храма, мусульманскую мечеть Кордовского Халифата, Кафедральный собор христиан. Мескита внесена в списки Всемирного Наследия Человечества. Для меня - это замечательный пример того, как невзирая на национальности, религиозные убеждения и верования, люди сохраняли ценные памятники мировой культуры. Фото из интернета:
О впечатлении, произведенном на него Кордовской мечетью, писал русский путешественник В. П. Боткин: “Вдруг вступаешь в лес мраморных колонн, глаза разбегаются в бесчисленных рядах их, теряющихся в призрачной дали, редкие маленькие окна едва пропускают свет, так что полусумрак, царствующий здесь, еще более увеличивает необыкновенность впечатления. Верх этого огромнейшего храма состоит из полукруглых (подковою) арок (прорезанных такой же формы маленькими арками), опирающихся на колонны из белого, желтого, зеленого мрамора, яшмы, порфира...":
Сбылась моя мечта - я в Большой мечети Кордовы, построенной 12 веков назад. Потрясающий вид - более 850 колонн из гранита, яшмы и мрамора поддерживают своды. Часть колонн перенесли сюда из римских и вестготских зданий:
Абд ар-Рахман I возвёл мечеть между 785 и 787 гг. В X веке Аль Хакам II добавил к мечети великолепно украшенный михраб и максуру (главное место для молитвы в мечети, отделенное от ее остального интерьера). В XVI веке мечеть освятили и воздвигли в середине её кафедральный собор. В правой стороне - вход:
Глаза разбегаются. Общая площадь мечети достигает 24 тыс. кв. метров. По правой стороне от входа несколько христианских капелл, украшенных ретабло. Но стоит оглянуться назад, как видишь море колонн и полосатых арок молитвенного зала мечети. По началу у меня была сшибка, но, рассудив, я решила фотографировать всё подряд. Capilla de San Ambrosio:
Алтарная картина:
Capilla de los Santos Simón y Judas (Часовня святых Симона и Иуды):
Громадный внутренний зал с многочисленными рядами колонн достигает в высоту 11,5 метра и создает захватывающее впечатление беспредельности. Высота колонн мечети всего чуть более трех метров, но она зрительно увеличивается сложной системой двухъярусных арок, выложенных полосами в два цвета: красновато-коричневым и белым. Бесконечное повторение арок создают ощущение безграничного пространства:
Capilla de Ntra Sra de la Concepción. Часовня Девы Марии Зачатия:
Capilla de Ntra Sra de la Concepción. Часовня Девы Марии Зачатия, верхний фрагмент:
Барочный христианский алтарь на фоне огромного молельного зала мечети! Удивляюсь и радуюсь возможности мирного сосуществования двух разных культур:
Капелла Святого Антония:
Капелла Святой Троицы. Изображение Святой Троицы кисти художника Хосе Junquet Сало, родившегося в Матаро в 1811 году, и бывшего директором Музея изобразительных искусств Кордовы:
Capilla de S. Acacio y Compros y Oce. Mil Vírgenes. Картины, приписываемые Иоанну Помпея. Слева -" Благовещение", "Посещение" - справа, тондо - Св. Петр и Павел. Скульптура Сан-Acacio, под ней - образ "Ecce Homo" из Италии:
Сан - Acisclo, христианский мученик, был обезглавлен на берегу Гвадалквивира:
Capilla de S. Acacio y Compros y Oce. Mil Vírgenes. Из-за образа "Ecce Homo" народ Кордовы назвал эту часовню, "Часовней крови" из-за кровавого вида Спасителя:
Часовня Villaviciosa была встроена в просвет Alhaken II между 1257 и 1274 и достраивалась в 15 веке:
"Вознесение". Слева - часовня Villaviciosa, справа - молельный зал мечети:
В правом дальнем углу молельного зала мечети расположены витрины с экспонатами. Рельефы с символикой:
Рельефы 6-7 веков:
По этому нефу я прошла от дальнего конца (у входа) до музейных витрин:
В мечете-соборе я пребываю в состоянии непрекращающегося изумления от невообразимого смешения культур:
Неф, соседний с просмотренным. Какой светильник, разнообразнейшие арки...
Часовня Villiviciosa, названная в честь Богоматери Villaviciosa. Мульти-лопастные арки, украшенные арабесками:
Часовня Villiviciosa. Распятие:
Часовня Villiviciosa, купол:
Вид из часовни Villiviciosa:
Здесь множество деталей декора, которые интересно разглядывать:
Впереди виден михраб:
Эта дверь служила входом для халифа, аль-Хакама II. Молитвенная комната (максура) - уникальное произведение искусства, где присутствует обилие орнамента и большое разнообразие архитектурных элементов, демонстрирующих мастерство мусульманских строителей. Великолепные мозаики были привезены в качестве подарка от Византийского императора. Слева находится михраб:
Дверь в максуру:
Над дверью в максуру:
Максура (справа) и михраб (в центре):
Михра́б (مِحْراب) - ниша в стене мечети, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке. К нему обращаются лицом мусульмане во время молитвы. Он часто расположен в середине стены. Я поняла, что в нарушении этого правила, первоначально михраб был обращён к Дамаску, родному городу принца:
Михраб, фрагмент:
Михраб - самая прекрасная и нарядно декорированная часть мечети. Стена, на которой находится ниша, превосходит все остальные части мечети по насыщенности и богатству декора. Ее украшает многоцветная мозаика и арабские надписи, выполненные золотыми буквами по красному и голубому фону. Пол перед аркой михраба выложен белым мрамором:
Перед михрабом была возведена купольная сень, купол которой представляет собой как бы вознесенный над пространством фантастический цветок. Он опирается на перекрещивающиеся арки, а свободные поля купола заполнены резными ажурными плитами из алебастра, через которые просвечивает неяркий нежный свет:
Декор над михрабом и фрагмент купольного свода:
В мечети хранился знаменитый Коран, столь тяжелый, что его могли поднять лишь два человека. Коран был обернут расшитым покрывалом. Каждую пятницу утром его выносили для богослужения. Специально для украшения михраба халиф выписал из Византии искусных мозаичных мастеров.
Купол над михрабом:
Потолок мечети выполнен из ценных пород дерева. После завершения строительства мечети здание имело 19 нефов, идущих с востока на запад (сохранившиеся до настоящего времени), 30 - с севера на юг, 21 ворота и 1293 колонны внутри, из которых сохранилось немногим более 800. На месте мечети в древнеримские времена стоял храм Януса, колонны из которого были использованы при строительстве мечети. Еще 114 колонн были присланы императором Львом из Византии в VIII в:
Светильник и деревянный потолок:
Готический свод собора и полосатые арки мечети в удивительном сочетании:
Ретабло часовни Иисуса Христа:
"Свет от собора Кордовы не светит тускло или мерцающе. Этот свет интенсивный, проникающий, освещающий путь..."- Хуан Карлос I, король Испании:
Чудесный контраст между готическим и мавританским стилями.. Я прочитала, что мавританские двухъяручные арки спроектированы по образцу римского многоярусного акведука в Сеговии. Это интересно, в Сеговии я была и этот акведук видела:
Мадонна с Младенцем:
Строительство Кафедрального Собора или Главной Часовни в самом центре мусульманского храма началось в 1523 году по предложению священника Алонсо Манрике. Его авторами были Эрнан Руис, его сын, Хуан де Очоа и Диего де Правес. Задуманный в готическом стиле, этот собор имеет влияние и других архитектурных стилей, таких, как мудехар, платереско и исабелино.
Собор. Элементы декора:
Собор, встроенный в мечеть, не огорожен непроницаемыми стенами. Границы нет, несколько шагов сквозь мавританские арки - и вот он, собор:
XVI век, архитектор Эрнан Руис СтаршиЙ:
Собор. Retablo Mayor (авторы - Матиас Алонсо из Гранады и Хуан де Аранда Салазар), живопись Антонио Паломино:
Алтарная картина "Успение Девы Марии", автор - Антонио Паломино:
Кафедра из красного дерева с символами Евангелистов. Таких Кафедр две - по обеим сторонам ретабло:
Парная кафедра из красного дерева с другой стороны. Мне очень нравится деревянная скульптура и рельефы. Дерево даёт особую теплоту:
Купол собора. Впечатляет! Рассматриваю детали до головокружения:
Смотрю на фото и не могу вспомнить - это лепнина или роспись в технике гризайль?
Собор. Retablo Mayor. Центр занимает полотно Успения Пресвятой Богородицы, по сторонам - Святой Пелагий и Санта-Флора, христианские мученики. Cкульптура слева - Апостол Пётр, справа - Апостол Павел:
Апостол Пётр, скульптор Pedro Fraile de Guevara:
Апостол Павел, скульптор Pedro Fraile de Guevara:
Дарохранительница, ковчег для хранения Cвятых Даров - Тела и Крови Христовых:
Retablo Mayor. Слева - "Сан - Acisclo", справа - "Санта-Виктория" (христианские мученики), художник - Антонио Паломино:
Верхняя часть Retablo Mayor:
Святой Пелагий был христианским мучеником во время правления Абд ар-Рахмана III, а позже канонизирован католической церковью в качестве примера юношеской добродетели целомудрия. Слева - Апостол Пётр:
Сан - Acisclo - первый христианский мученик в истории города Кордова. Он был обезглавлен на берегу Гвадалквивира:
Санта-Флора, христианская мученица:
Святая Виктория, христианская мученица. За твердую веру в Христа ей ампутировали грудь и бросили в Гвадалквивир:
У основания кафедры из красного дерева символы Евангелистов - ангел от Матфея, лев - Святого Марка, французский скульптор 18 века Michel de Verdiguier:
Основание кафедры. Символы Евангелистов: бык от Луки и орел (из черного мрамора) - святого Иоанна:
Витражи:
Орган:
Внутри собора находится готический хор 18-го века. Рельефы искусно вырезаны из красного дерева, привезённого из Вест-Индии. Они содержат сцены из Библии, жизни Богородицы, изображения местных мучеников, а также декоративные элементы: маски, орлы, кентавры и различные стилизованные детали флоры и фауны:
Сиденья в хоре 18-го века, вырезанные из антильского красного дерева, являются работой Педро Дуке Корнехо. На них изображено удивительное многообразие форм и фигур на мотивы Ветхого и Нового Завета, а также сцены из жизни Пресвятой Девы Марии. В нижнем ряду представлено 105 изображений святых:
Хоры. "Суммарный эффект от рельефов - чувство постоянного движения. Наши глаза движутся от изображения к изображению без промежуточного пространства для "отдыха". Все направлено на страстный призыв к нашим чувствам". Этот отзыв я нашла на одном из сайтов. Хорошо сказано!
Собор. Георгий-Победоносец:
Кабина для исповеди:
Святой Христофор переносит младенца Иисуса через РЕКУ ЖИЗНИ:
Стремление увидеть этот удивительный памятник, где так переплелись разные культуры, полностью вознаграждено. Мои ожидания не обманули меня. Я прочитала разные отзывы о мечете-соборе (и не слишком положительные в т.ч.). Громадная площадь рассеяла нас, посетителей. Мне показалось, что все мы испытали здесь изумление, восхищение и благодарность мастерам, создававшим этот необычный памятник:
Часовня Ангела Хранителя. Деревянный рельеф "Пьета", справа - "Мадонна с Младенцем и ангелами", 17в.:
Часовня апостола Варнавы. Алтарь часовни выполнен из белого мрамора в 1541 г. Жаком Luquin. Arcosolium алтаря опирается на два столпа, украшенных рельефами, на которых: Сан-Себастьян, Санта-Люсия, Сан-Мигель Arcangel и Санта-Каталина. Фигуры алтаря расположены в трех блоках. В центре - Голгофа, по бокам - Святой Варнава и Сен-Мартен. Во фронтоне бюсты Св. Петра и Павла:
"Снятие с креста":
"Воскресение":
Capilla del Sagrario. Капелла закрыта, я фотографирую, просунув аппарат между прутьями решётки:
Фрески часовни Sagrario. Они были выполнены итальянским художником Сезаром Arbasia. Работа была завершена в 1586 г.:
Capilla del Sagrario. Изображения царя Давида и пророка Исаии, работа Чезаре Arbasia, 1585 г.:
Capilla del Sagrario. "Тайная вечеря". Сюжет, который всегда волнует:
Часовня. Ретабло:
Верхняя часть ретабло:
Часовня Святого Духа. Алтарь выполнен в виде триумфальной арки и украшен картинами на холсте (проект Эрнана Руиса II). Нижний холст алтаря - изображение Крещения Христа, над ним находится холст, где распяли Христа:
Часовня Святого Духа. В верхней части алтаря - "Распятие Христа", у креста изображены донаторы - братья Simancas:
Capilla de San Jose:
Капелла КРЕЩЕНИЯ:
Переполненные впечатлениями мы выходим из мечети - собора.
Торре-дель-Альминар. Колокольня высотой 93 метра построена на месте минарета. Вид из Апельсинового дворика:
Патио-де-лос-Наранхос (Апельсиновый двор):
Мне нравится мощение галькой:
Пуэрта-де-лас-Пальмас:
Над воротами рельеф "Благая Весть":
Слева виден водоём, где верующие перед входом в мечеть совершали ритуальные омовения:
Пуэрта-дель-Пердон (Врата отпущения грехов), главный вход (1377). Мы выходим из Патио-де-лос-Наранхос: