В дополнение к теме по реконструкции астраханской
площади Ленина к 450-летию города интересно почитать статью из петербургской прессы
"Как петербургские архитекторы выезжали на гастроли в Астрахань", 22/03/2010 (812'ONLINE).
Привожу ниже всю статью без сокращений.
Иногда петербургские архитекторы отправляются на гастроли - приложить свои умения к другим городам. Но лучше они бы этого не делали. И это только на поверхностный взгляд может показаться, что гастроли петербургских архитекторов В. Спиридонова, Е. Васильковской и др. (архитектурная мастерская «ТРИ») в Астрахани в 2008-2009 гг. не имеют к нам никакого отношения. На самом деле имеют, и самое непосредственное.
Именно эти архитекторы изуродовали площадь Искусств под видом благоустройства к 300-летию СПб, создав в ненормальном количестве ступеньки, поребрики и бордюры и плюс к тому «украсив» площадь четырьмя кладбищенскими символами - косо срезанными ионическими колоннами. В 2009 году эти колонны, наконец, демонтировали - чтобы признать их уродство, о котором неустанно писала пресса, властям понадобилось всего шесть лет.
Наконец, В. Спиридонов, Е. Васильковская и их коллеги собираются реализовывать свой проект реконструкции Б. Конюшенной ул. - естественно, с фонтанами и скульптурами - Пегасами в бронзовых чашах. Так что работа на выезде и ее результаты для нас глубоко интересны.
Все началось с того, что Петербург решил сделать Астрахани подарок к 450-летию в форме реновации их площади Ленина - большого пустого пространства возле стены астраханского кремля (в Астрахани это слово пишут со строчной буквы), посреди которого стоял памятник Ленину. Забегая вперед скажу, что закончилось это вполне предсказуемо - скандалом. Астраханцы не привыкли к тому, к чему приучают нас, - к уродству, поэтому обвинили архитекторов в том, прежде всего, что они подготовили проект, словно бы не зная, что внедрять его будут под стенами любимого астраханцами кремля. Фактически на площади сделали 17 фонтанов с облицованными гранитом ваннами, установили скульптуры. Попадания в стиль не получилось вообще никакого, контекст был проигнорирован полностью. Кстати, официальная газета называла сумму подарка в 300 млн. руб., оппозиционная газета «Житель», которую издает О. Шеин, писала про 1 млрд. руб.
На форуме сайта газеты «Волга» люди писали про «откровенную халтуру, которую астраханцам подсунули ушлые питерцы с благословения их губернатора г-жи Матвиенко… Что должны символизировать эти неряшливые куски бронзы, вызывающие жалостливую брезгливость по отношению к их творцу (или творцам), - непонятно. Как непонятно и другое - кто утверждал проект и как фамилия этого человека, который, без сомнения, должен нести моральную ответственность за такой юбилейный «подарочек» астраханцам? Ведь нам придется жить с этим безобразием как минимум лет эдак пятьдесят - до очередного юбилея, когда, хочется надеяться, отлитые из бронзы креативные выкидыши несостоятельного ваятеля будущие городские власти заменят на что-нибудь более приличествующее центральной площади города. А вот к фонтанам и к тому, как проведена реконструкция, у меня претензий нет. Площадь облагородилась, и гулять по ней было бы даже приятно, если бы не скульптуры. Ей-богу, оставили бы питерцы их себе» (15 июня 2009 г.). «У нас на площади Ленина - две огромные диспропорциональные женщины с Лениным посередине, отощавшие мальчики и никому не понятные чудовища. И еще, почему фонтаны на Набережной работают только в выходные… В общем изуродовали город - слов нет» (26 июня 2009 г.).
В сущности, здесь сделали примерно то же, что у нас на площадях Ленина и Московской - сделали много фонтанов вокруг памятников Ленину, что В. Матвиенко восприняла как фирменный петербургский стиль. И подарила его образец Астрахани. Однако дополнительно площадь наполнили скульптурами Евгения Ротанова и его сына Никиты, которые астраханцы отторгают особенно остро.
Самое любопытное, что Ротанов тут вообще ни при чем - все дело в непрофессионализме архитекторов. Потому что они не просто проигнорировали контекст, но еще и установили рядом скульптуры разной степени условности (фотографии из Астрахани любезно присланы Яной Седовой), образовав эстетический винегрет.
Во-первых, они поставили и посадили ротановских бронзовых мальчиков, знакомых нам по Петербургу - один сидит на Серебряном пруду, другой стоит у моста Белинского. Обнаженные фигуры мальчиков - читающего, рисующего и мечтающего - остро нуждаются в пленэре, их нельзя просто так посадить посреди каменной площади, неслучайно и в Петербурге голый мальчик у моста Белинского смотрится чужеродно. В Астрахани это выглядит еще хуже.
Во-вторых, установлены две большие полуобнаженные женские фигуры, аллегории Невы и Волги, дружбу которых призвана символизировать вся глиптотека. Одна женщина возлежит («Нева»), другая стоит («Волга»), обе с кувшинами. Аллегорические фигуры представляют собой уже другую степень условности, нежели мальчики, с немалой долей гротеска. Кстати, несмотря на то, что они должны символизировать союз двух рек, они разнесены по разным концам вытянутой площади - восточному и западному.
К вопросу об «обнаженке»: в Астрахани очень большой процент мусульман, зачем нужно было оскорблять традиции людей - вообще непонятно. Просто не подумали - это и есть наш новый петербургский стиль.
В-третьих, площадь украшают фантастические гротесковые рыбы, тритоны и морские кони - здесь степень условности наибольшая. Рядом - повторю - стоит Ленин, причем было известно, что сносить или переносить его никто не собирается. Рядом же стена кремля. Получилась нелепая эклектика. Т.е. дело не в непривычке астраханских жителей к условности, дело в отсутствии художественной логики: устраивать фонтанный комплекс под стенами кремля - это непрофессионализм. И всем в Астрахани это понятно, а заезжим мастерам - нет.
Примечателен вывод, сделанный в одной из газет: «Пока положительных высказываний, касающихся реконструкции площади Ленина, от горожан нам слышать не доводилось. Все-таки стоит признаться, что художественное оформление площади Ленина стало очень смелым экспериментом. Но к чему было экспериментировать на единственной городской площади? Было бы их у нас с десяток…»
Петербургские архитекторы привыкли: Петербург велик, сколько ни уродуй, а все не изуродуешь, площадей-то много... А в Астрахани была всего одна (!) площадь, да и то нашим попалась для эксперимента. Пример показателен: петербургские архитекторы уже отвыкли думать о последствиях и просто не в состоянии грамотно, исходя из архитектурного контекста, поставить скульптуры. Или воздержаться от их установки, поскольку не всегда это нужно. Но эта простая мысль не приходит в их головы.
Кстати, в Петербурге аналогичным образом изуродовали посредством установки фонтанов пл.Ленина и Московскую пл. - обе с памятниками Ленину. Уродовать площадь с памятником Ленину - это новый петербургский стиль.
P.S. Пожалуй, можно согласится с автором статьи практически во всём, кроме слов о площади Ленина перед юбилейной переделкой как о "большом пустом пространстве возле стены астраханского кремля".