Преступление власти Сталина против чеченского и ингушского народов 23 февраля 1944 года по праву признано актом геноцида. В резолюции, приуроченной к 60-летию этой чудовищной трагедии, Европарламент расценил депортацию вайнахов как геноцид в соответствии с определением Гаагской Конвенции 1907 года и Конвенции Генеральной Ассамблеей ООН от 9 декабря 1948 года.
Этой неслыханной в истории каре - насильственному переселению народов - подверглось в годы Великой Отечественной войны более 10 малых народов. Депортация чеченцев и ингушей была среди них самой масштабной по количеству пострадавших и погибших.
В годы хрущевской оттепели вайнахам повезло чуть больше, чем крымским тарарам, например, или немцам Поволжья: им вернули национальную автономию и разрешили вернуться на родину. Вспомним для сравнения, каким репрессиям подвергались представители крымских татар за попытки возвращения своего народа на родину, какие суровые сроки в брежневско-андроповском ГУЛАГе пришлось отбыть наиболее активным из них.
Однако из всех репрессированных народов чеченцам досталась самая суровая участь. Им второй раз пришлось пережить геноцид во время первой и второй чеченских войн - условия, созданные населению Чеченской республики в этот период, полностью подпадают под определение геноцида в упомянутых международных конвенциях.
Каково же было смотреть в глаза этим пожилым чеченцам, пережившим голод, гибель родных, непосильные для детского организма тяготы на заре своей жизни, и снова голод, гибель родных, бомбежки, «зачистки», разрушение собственного дома - в болезненной старости… Каково же было смотреть им в глаза - нам, приезжавшим в беженские лагеря Ингушетии, в разрушенные, разоренные села Чечни - из сытой и мирной Москвы, где никому не было дела до страданий этих людей, кроме горстки неравнодушных.
Вдумываясь во все это, нам не избежать глубочайшего чувство вины перед чеченским народом - если, конечно, мы хотим остаться людьми…
Житель села Гехи-Чу Саламат Гаев, по профессии историк, преподаватель, участвовал в расследовании преступления против человечности в селении Хайбах, где были заживо сожжены сотни мирных жителей, в основном стариков, кормящих матерей и малолетних детей, бессильных идти в изгнание горными тропами под конвоем. Сам Саламат в раннем детстве чудом выжил в окрестностях Хайбаха, его ближайшие родственники заживо сгорели в этом огне. В 1994 году, перед самым началом первой чеченской войны, Саламату с группой авторов удалось издать в Грозном книгу-расследование «Хайбах: следствие продолжается» со множеством свидетельств этого немыслимого преступления. Широкому распространению книги и продолжению расследования помешала начавшаяся война. А шесть лет спустя, в феврале 2000 года, был в щепки разбомблен родной Гехи-Чу Саламата с гибелью и ранениями десятков мирных жителей, включая маленьких детей…
«В Чечне мирных жителей нет», - цинично утверждали пропагандисты, как будто оправдывая чудовищные преступления, не имеющие сроков давности. Такую же установку имели, как видно, военнослужащие войск НКВД, которые расквартировывались 21-22 февраля 1944 годы в мирных домах по всей Чечне. Многие чеченцы доверчиво принимали их как защитников отечества, нисколько не ожидая, что сутки спустя, 23 февраля, те вскинут против них свои автоматы и погонят, поторапливая, к вереницам грузовиков… А ведь в селах были в основном женщины со стариками и детьми, их мужья находились в это время на фронте. Они воевали, не имея ни малейшего представления о том, что целая армия плечистых, упитанных бойцов НКВД разоряет их родные села, опустошает дома, гонит на гибель их жен и детей, загоняет прикладами в телячьи вагоны их стариков…
Бойцы НКВД исполняли приказ, обкладывая соломой и обливая бензином колхозный сарай с запертыми в нем младенцами и стариками, в то время как их сверстники гибли на фронте.
Можно ли в такую годовщину отмечать «день защитника отечества»?..
Опубликовано на grani.ru:
http://grani.ru/blogs/free/entries/248923.htmlhttp://mirror581.graniru.info/blogs/free/entries/248923.html