Выставка "От розы к лучу"

Jun 02, 2023 11:29





670792_original-min.jpg



Можно снова и снова возвращаться к теме купеческих династий. Культурные события дают к этому повод.

В Доме русского зарубежья открылась выставка «От розы к лучу», на которой представлены работы, созданные в 1890-1920-х годах такими художниками, как Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Николай Крымов, Сергей Судейкин, Николай Сапунов, Василий Милиоти, Павел Уткин, Николай Феофилактов и другие.



667107_original-min.jpg



667351_original-min.jpg

Экспозиция построена вокруг фигуры Николая Рябушинского (1877-1951). Выходец из старообрядческой купеческой династии, получив свою долю наследства после смерти отца, он не стал заниматься предпринимательством. Николаша выделялся на фоне остальных экстравагантными поступками, стремлением к излишней роскоши.

Продав братьям свои паи хлопчатобумажного товарищества, вырученные средства он пустил на создание литературно-художественного журнала «Золотое руно». В журнале публиковались Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, иллюстрации делали Александр Бенуа и Лев Бакст. Журнал выходил в 1906-1909 годах.

Сам Николай Павлович там тоже печатался - под псевдонимом Н. Шинский, а также выпускал сборники рассказов. Он способствовал и открытию выставки своего друга, художника Павла Кузнецова, помогал и другим живописцам, организовав в 1908-1910 годах три выставки московских символистов «Голубая роза», в которых он участвовал и сам как художник.



667566_original-min (1).jpg

Эти выставки по сути открыли искусство импрессионистов и фовистов для российского художественного сообщества. Именно Рябушинский со своей выставочной программой обратил внимание на это направление в среде русских коллекционеров.



667784_original-min (1).jpg

На выставках была видна преемственность символизма и авангарда, символизм соседствовал с авангардным направлением - с рождающимся лучизмом. Роза превращалась в Луч.



667954_original-min (1).jpg

Выпуск журнала был убыточным, а жизнь на широкую ногу привела к потере состояния.

Еще одним экстравагантным детищем Николая Рябушинского была вилла «Черный лебедь», построенная в 1909 г. по проекту архитекторов В.Д. Адамовича и В.М. Маята. Особенный интерес представляло внутреннее убранство виллы. Так как Николай был очень эпатажной натурой, интерьер он подбирал под свой вкус. Вилла была наполнена дорогими предметами интерьера - статуэтки, скульптуры, подсвечники, картины, мебель из ценных пород дерева. Стены и потолки были украшены художественной росписью. В доме было много картин русских и европейских мастеров, которые собирал хозяин.

Там же  была и мастерская - хозяин сам любил рисовать. В 1914 году вилла и часть коллекции сильно пострадала от пожара.



668346_original-min.jpg

После революции братья Рябушинские покинули страну, их предприятия национализировали. Над Николаем теперь подшучивали: мол, оказался самый умный из всех, успел разориться еще до всего этого.



668527_original-min.jpg

Николай Рябушинский умер в апреле 1951 года в Ницце.



668798_original-min.jpg



669067_original-min.jpg



669395_original-min.jpg



669487_original-min.jpg



669704_original-min.jpg



670136_original-min.jpg



670212_original-min.jpg



Николай Рябушинский



Интерьер виллы Черный лебедь

выставки, #тосамоелето, 2023, #10мероприятий, искусство

Previous post Next post
Up