Конфликт

Sep 19, 2012 10:39



Конфликт Китая и Японии лишь внешне выглядит строго политическим. Само развитие этого конфликта говорит о том, что речь идёт о гораздо более важных и существенных причинах, чем необитаемые скалы посреди океана.




Существование 12-мильной территориальной и 200-мильной экономической зоны вокруг спорного архипелага, конечно, значит гораздо существеннее самих булыжников в море, однако для таких гигантов, как Китай и Япония, вселенский спор по такому пустяку столь же нелеп, как если бы Самсунг и Эппл устроили разборки за забытый строителями туалет на заднем дворе их офисов-небоскребов. Причины явно в другом.

Ночью мне прислал письмо на почту человек, долгое время живущий в Японии. Его чисто бытовое наблюдение - Япония завалена китайским ширпотребом. Японские предприятия, выпускающие мелочевку, попросту умерли, не выдержав натиск китайских товаров. В том числе и китайской электроники. Купить обычный жесткий диск некитайского производства оказалось почти непосильной задачей.

В то же самое время в Китае довольно серьезный сегмент рынка занимают японские высокотехнологичные товары - машины, станки, оборудование. Но в отличие от Японии, у Китая предприятия, выпускающие аналогичную продукцию, вполне живы и здоровы.

Для Китая по экспорту Япония занимает четвертое место, по импорту - второе. Поэтому, казалось бы, партнеры должны всеми силами гасить конфликт - слишком дорого он обойдется обоим участникам. Но тонкость в том, что если для японских товаров - даже высокотехнологичных - замена в Китае и у Китая есть, причем отечественная, то японцам заменить китайский импорт по многим позициям попросту нечем.

Уже поэтому позиции Китая выглядят гораздо более весомыми - чем он и воспользовался. Японские компании бьют тревогу, при этом китайские хранят олимпийское спокойствие.

Если вспомнить, как именно протекал конфликт из-за островов, то начал его как раз Китай. Когда некие активисты высадились на спорных островах и водрузили на них китайский флаг. Японцы их, понятное дело, арестовали и десантировали таких же активистов с японским флагом. Инцидент можно было бы считать исчерпанным, но китайский МИД щедро плеснул канистру масла в костерок, выступив с грозным и не совсем адекватным происходящему заявлением - после которого японцами пришлось бы либо умыться, либо запускать маховик конфликта уже всерьёз. Что характерно - после этого китайские власти отошли на задний план, а вот японским пришлось активно участвовать в дальнейших событиях.

Волнения в Китае тоже выглядят весьма любопытными. Буйствующий молодняк деловито и целенаправленно громит японские автоцентры, уничтожает японские машины, забрасывает камнями офисы японских предприятий. Теперь купить японскую машину может только идиот - или разобьют в патриотическом угаре, или вообще по шее накостыляют. В японское кафе сходить уже не получится - в общем, кто не прыгает, тот янки. Строго по рецепту кубинских комсомольцев.

В итоге спор за острова закончится довольно быстро - ну нет в них ничего такого, из-за чего нужно было бы устраивать региональную войну. Тот миллиард литров газа, который ухоронен рядом с ними - сущий пустяк для обоих стран. А вот китайский рынок от японских товаров резко и существенно освободится. Японский от каких-то тоже - но в гораздо меньшей пропорции. Во всяком случае потери Китая выглядят значительно скромнее.

В качестве бонуса Китай может получить осложнение отношений с США. Если те рискнут поддержать Японию уже не на словах, а действенно, китайское руководство будет только счастливо. Для Штатов ситуация выглядит приблизительно такой же - китайский импорт заменить Штатам попросту нечем, а вот экспортную продукцию - в первую очередь очень дорогую высокотехнологичную - Китай вполне может заместить. При этом у китайцев как раз нет ни малейших проблем с буржуинскими изобретениями типа авторских прав.

Гугл, к примеру, впала в ступор, не очень понимая, что ей делать с китайскими клонами Андроида, которые вольготно чувствуют себя на необъятном китайском рынке и уже выходящими на рынок международный. Хитрость в том, что эта операционная система создана с открытым кодом - то есть, кто угодно может на его базе создавать свою ОС. Но вот интегрировать ее с "истинно православным" Андроидом по соглашению обязан - а это значит, что все приложения, скачиваемые на андроид-устройства, будут приносить прибыль именно Гугл. Так вот китайцы не слишком заморачиваясь, создали свои андроидные ОС, а приложения из гугловского магазина попросту украли. И что с ними делать - Гугл без понятия. А в это время миллиарды долларов китайского рынка протекают мимо американцев.

Так что торговая война с Америкой для Китая как раз будет детской прогулкой. Для США - очень вряд ли.

Япония, Китай

Previous post Next post
Up