Несколько минут назад распространено сообщение о том, что Башар Асад на встрече с Кофи Аннаном
заявил ему: "...Согласно достоверным сведениям, Саудовская Аравия и Иордания на южных границах Сирии готовят заговор против Дамаска...Враги замышляют подвергнуть ракетному обстрелу Сирию..."
До этого момента Иордания и Сирия подчеркнуто дистанцировались на официальном уровне от взаимных обвинений и уж тем более угроз. Несмотря на то, что на границе между Сирией и Иорданией на самом деле очень неспокойно, на иорданской территории расположены не только лагеря, в которых содержатся беженцы с сирийской территории, но по некоторым данным, именно в эти районы были направлены весьма немалые силы "добровольцев" из Ливии, где они проходили обучение под командой саудовских, иорданских и возможно, пакистанских инструкторов.
Следует учесть еще и то, что проведенные колонизаторами при уходе границы разрезали места проживания различных этноконфессиональных групп - и эти группы имеют свой взгляд на идущий сейчас накат исламистов.
В общем, обстановка на границе Иордании и Сирии характеризуется ничего не объясняющим, но веским словом "сложная". И до сих пор Сирия и Иордания старались не усугублять её.
Выступление Асада говорит только о том, что дальнейшие попытки сохранить статус-кво признаны если не бесперспективными, то очень близко к этому. Обеспокоенность Саудовской Аравии патовой ситуацией вокруг Сирии объясняется просто - Арабская весна стучится в гости к тем, кто её столь активно приветствовал и направлял.
Прямо сегодня проходит одно из самых важных за последние годы
заседание стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). На него, как сообщается, прибыли представители Бахрейна, ОАЭ, Катара, Кувейта и Омана. Важнейшим вопросом становится фактическое объединение Саудовской Аравии и Бахрейна. Иран уже назвал его попыткой "...легализовать оккупацию Бахрейна..." Собственно, бахрейнскому королю деваться уже некуда. Либо оккупация с легитимацией её статуса, либо шиитский взрыв. В планах Саудовской Аравии, которая также вертится на сковородке шиитских выступлений в восточных провинциях, переселить (или выселить) шиитское население из Бахрейна. Если это так, то мы можем увидеть еще одну версию Исхода. И очень вряд ли, что это произойдет покорно и молча.
Уже поэтому вальяжно тянуть и изматывать Сирию попросту не получается. Нет времени. Отказ от агрессии фактически будет означать разгром сирийской оппозиции, которая существует исключительно на катарские и саудовские деньги. На первый план выдвинется Турция - которая и с поддержкой аравийских монархий не очень-то горит желанием ввязываться в заваруху, предпочитая оказывать поддержку оппозиционерам - но категорически дистанцируется от непосредственного участия в конфликте (пограничные стычки и рейды турецких коммандос по пограничью пока не в счёт). Вероятность ввязывания Турции в события в одиночку резко уменьшается - дурных нэмае.
Вероятно, что сирийская разведка получила данные, которые крайне обеспокоили Асада. У Сирии, надо отметить, как раз очень приличная внешняя разведка, очень хорошо налаженная агентурная сеть, да и в восточных интригах сирийские спецслужбы весьма изощрены. Другой вопрос, что они полностью провалились на ниве контрразведывательной деятельности - но по крайней мере, как разведка, они работают весьма продуктивно. Даже сейчас есть ряд сообщений о точечных и очень эффективных операциях вне Сирии - в первую очередь против вооруженной оппозиции.
В общем, реакция Асада, неожиданная по резкости, говорит о том, что агрессоры явно пытаются педалировать напряженность и могут пойти на обострение. Асад жестко предупреждает об ответе - а у Иордании уже есть печальный опыт общения с сирийской армией. Что именно последует за заявлением сирийского президента, трудно предугадать. Восточный политИк - он для непосвященных непосредственно в детали кажется совершенно бессмысленным и непредсказуемым.