Армия мужчин накшбандийского тариката

Sep 13, 2017 23:40


Армия мужчин накшбандийского тариката (Джейш Раджал аль-Тарика аль-Накшбандийя) - вторая по силе и значимости подпольная и жестко враждебная нынешнему багдадскому режиму группировка Ирака - сегодня издала заявление, в котором признает референдум 25 сентября, который будет проводить Иракский Курдистан, преступным и сообщают о своей борьбе с планами раздела Ирака.

Армия Накшбанди - суфийская группировка, имеющая в суннитской среде Ирака глубокие корни и массовую поддержку, пожалуй, даже более массовую, чем Исламское государство. Тарикат Накшбанди вместе с тарикатом Кадырийя - два наиболее влиятельных суфийских ордена Ближнего Востока, причем Накшбанди - самый влиятельный именно в Ираке.

Армия Накшбанди после 2003 года стала местом прибежища многих выходцев из структур управления саддамоского Ирака и партии Баас. Фактически это военная структура баасисткого Высшего командования освобождения и джихада, которым руководил заместитель Саддама Хусейна Иззат Ибрагим ад-Дури. Тот факт, что Высшее командование фактически делегировало часть бывших офицеров и управленцев Баас в ИГИЛ, никак не отрицает того, что оно благоразумно продолжало опираться на более лояльную себе Армию накшбанди.

У накшбанди сложные отношения с ИГИЛ. Формально и фактически они враги, однако есть немало свидетельств взаимной кооперации в борьбе с режимом и американскими оккупантами. По отношению к курдам и курдской государственности позиции тоже абсолютно схожи, причем по этому вопросу накшбанди вполне союзны и с багдадским правительством.

Под ружьем у Армии накшбанди приблизительно 10-12 тысяч человек, однако в отличие от ИГИЛ, Армия действует в подполье, хотя в отдельных пустынных местностях Ирака есть территории под ее контролем. Число сторонников суфиев измеряется сотнями тысяч, так что при необходимости и наличия ресурсов Армия может нарастить свою численность кратно.

Во время штурма Мосула ряд боевиков Армии сражались в рядах защитников города, причем целыми подразделениями. Как именно они координировали свои действия с общей обороной и командованием ИГИЛ - сказать сложно, но во второй фазе осады Мосула несколько раз проходила информация о действиях именно этой группировки в самом городе.

Нужно отметить, что далеко не все суфии Ирака жестко противостоят США и багдадскому режиму. Есть те, кто сотрудничает и с режимом, и даже с курдами. К примеру, один из лидеров секты Касназанийя (ветвь тариката Кадырийя) Неру аль-Касназани имеет в Иракском Курдистане свою собственную, хотя и мелкую, политическую партию, службу безопасности (милицию) и вполне встроен в элиту Курдистана вплоть до того, что его рассматривают, как одного из возможных преемников Талабани.

Тем не менее, в основном суфии Ирака, безусловно, являются противниками и режима, и курдов. А потому в заявлении Армии накшбанди нет ничего удивительного. До этого между накшбанди и курдами было если не перемирие, то относительный нейтралитет - накшбанди не хотели воевать на два фронта. Теперь ситуация меняется. Правительство сумело придавить военную структуру ИГИЛ, который в Ираке будет вынужден в очередной раз уходить в подполье. Борьба с правительством в таком случае для суфиев отходит на второй план, а на первый выдвигаются сепаратисты-курды. Уроза распада и развала Ирака вынуждает искать союзников среди вчерашних врагов.

Ирак

Previous post Next post
Up