Вполне ожидаемо и привычно ИГИЛ опроверг информацию иракских СМИ, растиражированную везде, в том числе и у нас, о гибели Аль-Багдади. На днях состоялось крупное совещание руководства ИГИЛ в Дейр-эз-Зоре, причем собирали не только полевых командиров, а так сказать, весь местный партхозактив. Вел совещание весьма примечательный человек: Абу Аюб аль-Ансари, его знают под разными именами, в основном под именем Абу Лукман, иногда упоминают и настоящее имя Али Мусса аль-Шавах.
Личность известная и даже знаменитая в джихадистских кругах. Был освобожден в 2011 году из сирийской тюрьмы по амнистии, примкнул к джихадистам Аль-Кайеды, затем - Ан-Нусры, в 13 году ушел в ИГИЛ, причем оказал очень серьезную помощь во время взятия Ракки и во время установления там структур управления ИГИЛ. В итоге был назначен губернатором Ракки, что в силу столичного статуса города и провинции сделало его одним из самых влиятельных людей в Исламском государстве. Контролировал нефтяные месторождения Сирии, создавал и управлял структурами исламской полиции (аль-Хисба) в Ракке, а затем и во всей Сирии.
Абу Лукман особо выделяет свое происхождение из рода Курейши, что позволяет ему претендовать на статус возможного преемника Аль-Багдади. При этом он постоянно оппонировал Багдади, и в конце концов в 16 году Багдади был вынужден отправить в Ракку Аль-Аднани в качестве своего личного представителя для разрешения возникших противоречий. Так случилось, что именно в этой поездке Аднани был убит, хотя и не в Ракке, а рядом - в южном Алеппо. История крайне темная, и во всяком случае буквально сразу Абу Лукман стал именоваться "бывшим губернатором Ракки" на ресурсах боевиков. Тем не менее, его не репрессировали, он отошел в тень, и уже через полгода в конце концов занял место погибшего в 15 году Абу Муслима аль-Туркмани (Фадель Ахмад Абдулла аль-Хийали), занимаясь кадровыми вопросами ИГ и став практически наместником Багдади в Сирии.
Сейчас, после потери всех крупных городов в Ираке значение Сирии в Исламском государстве существенно возросло, и Абу Лукман фактически является заместителем Багдади, по крайней мере, он теперь в пятерке самых влиятельных людей группировки. Формально он снова губернатор Ракки, но по сути координирует всю сирийскую политику ИГ. Косвенно это подтверждается тем, что на совещании в Дейр-эз-Зоре им был представлен командующий обороной Ракки.
На этом совещании Абу Лукман заявил собравшимся о том, что Багдади жив, находится в недоступном для врагов месте под охраной преданных ему федаев. Место, естественно, не уточнялось. Учитывая, что Абу Лукман сам претендует на место халифа, его слова можно расценивать, как прямое опровержение сообщений о гибели Багдади.
Правда, источником последнего сообщения стало иракское агентство "Аль-Сумария", которое известно своей откровенно лживой политикой - речь идет даже не о ошибочной информации, а именно о постоянной прямой лжи. В каком-то смысле это объясняется тем, что оно подконтрольно нынешнему премьеру Абади, положение которого крайне шатко, и он вынужден постоянно рапортовать о достижениях и победах, которых нет, и поэтому приходится врать. В общем, все, что публично говорит Абади и вторит ему "Сумария", нужно не просто делить, а практически всегда игнорировать - так проще.
Буквально сегодня та же "Сумария", а вслед за ней отметились и наши агентства (аккуратно сославшись на иракцев), сообщили о том, что боевики ИГИЛ в Таль-Афаре объявили независимость от Исламского государства. Ссылается "Сумария" на некие свои источники, причем без какого-либо уточнения. "Нам сообщили" - и точка. Скорее всего, что и тут вранье, по крайней мере, вероятность этого довольно велика.
В западном Мосуле без перемен - идут бои, причем в последние два дня крайне ожесточенные. Иракцы после объявления о победе резко утратили пыл, не желая погибать после того, как победили. До сотни боевиков продолжают удерживать пятачок территории между четвертым и пятым мосульскими мостами глубиной буквально в 50-100 метров от реки. По площади это даже меньше Марсова поля в Петербурге, хотя и плотно застроенного - правда теперь там уже нет застроек, только развалины. Тем не менее, боевики даже атакуют и не собираются выходить или сдаваться. Появился даже плакат: "Зеленых автобусов не будет" - с понятным намеком на выход "умеренных" боевиков из Хомса или Алеппо.