Мне редко приходятся по сердцу формальный и режиссёрский театр, но "Макбет" Люка Персеваля пришёлся, потому что к идеальной, выхолощенной режиссёром форме, добавилась большая актёрская работа. В первую очередь Леонида Алимова. Он вытянул этот красивый спектакль на хорошую смысловую высоту и значительно изменил и разнообразил образ Макбета.
За Алимовым тянется шлейф актёра додинского МДТ, у него там осталась одна роль на камерной сцене, он однажды уже по-хорошему удивил и порадовал в спектакле "Зелёный шатёр" в Балтдоме. И вот "Макбет": тот редкий случай, когда большой актёр дождался нужного материала и режиссёра. Алимов не уходит с авансцены, почти все два часа перед зрителем. И за эти два часа он мастерски показывает все свои возможности - рисует человека маленького, несчастного, одинокого, потом плотоядного, вновь несчастного и одинокого, загнавшего себя в тупик. У него даже иногда проскальзывают иронические нотки - и Макбет, жуткий злодей, выглядит человечнее, как никогда. Алимов проговаривает текст за ведьм - и ведьмы не нужны. Актёр (это видно) купается в предоставленных ему возможностях.
Сценография, работа со светом, звук - выше всяких похвал. Актёры Балтийского дома не отстают от главной партии - Дмитрий Гирев (Банко), Александр Муравицкий (Макдуф), Юрий Елагин создаёт потрясающий образ Леннокса. Мария Шульга в роли леди Макбет не всегда точна, слишком сложный образ для молодой актрисы, но иногда попадает в общий тон и тогда глаз не оторвать.
Персевалю удалось сказать о многом. О мужчине и женщине, о похоти и желании, о власти. Трагедия, в которую затаскивают Макбета, выглядит актуальной трагедией. Получается спектакль о власти, которая не может остановиться. Власть манит, чарует и наступает момент, когда руки уже в крови, но отмыть поздно, надо идти до конца. Перед нами трагедия человека, который пошёл на предательство и захотел власти.
Персеваль и его команда творят на сцене настоящий хоррор. Макбет кричит "Где Макдуф?", никого на наших глазах не убивают, беременная леди Макдуф стоит перед Макбетом с голым огромным животом и это одна из самых страшных сцен, которые я видел в театре.
Хорошо, что позвали Персеваля. И хорошо, что он согласился поставить в Петербурге. У нас есть возможность увидеть качественный европейский театр и работу большого артиста Леонида Алимова.