Храм Христа Спасителя. Часть 10

Dec 14, 2016 19:14

Продолжение.
Начало: http://eho-2013.livejournal.com/897765.html
http://eho-2013.livejournal.com/898379.html
http://eho-2013.livejournal.com/899588.html
http://eho-2013.livejournal.com/901597.html
http://eho-2013.livejournal.com/902436.html
http://eho-2013.livejournal.com/903207.html
http://eho-2013.livejournal.com/905776.html
http://eho-2013.livejournal.com/908127.html
http://eho-2013.livejournal.com/912549.html



Патриарх Тихон

Храм Христа Спасителя и восстановление патриаршества
В годы Первой мировой войны в Храме активизировалась благотворительная деятельность. Здесь и в мирное время собирались пожертвования в помощь неимущим людям, небогатым церквям, на исторические и культурные проекты (общество хоругвеносцев Храма, к примеру, восстановило после пожара легендарную избу в Филях, в которой Кутузов в 1812 году проводил военный совет). В 1914 году с началом боевых действий появились иные проблемы - помощь требовалась военным госпиталям, инвалидам, беженцам, вдовам, сиротам…
Когда в 1917 году самодержавие пало, а с ним исчезли и прежние органы власти, православная церковь делала все, чтобы препятствовать разгулу анархии. В условиях смуты был нужен единый глава Церкви, патриарх, которого в России не было уже более 200 лет, со времен Петра I, упразднившего патриаршество и передавшего все церковные дела священному Синоду.
15 августа * 1917 года в Москве в храме Христа Спасителя начал работу Поместный Собор Русской Православной Церкви. Его председателем был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон.
В приветственном слове Тихон сказал, обращаясь к делегатам Собора: «…Ныне Родина наша находится в разрухе и опасности, почти на краю гибели. Как спасти ее - этот вопрос составляет предмет крепких дум». Прения о восстановлении патриаршества затянулись до осени. Между тем, 25 октября 1917 года в Петрограде случился вооруженный переворот, и власть перешла в руки большевиков. В Москве начались кровопролитные столкновения между сторонниками и противниками новой власти. 27 октября в городе было объявлено военное положение.
В условиях вооруженного противостояния решение о восстановлении патриаршества надо было принимать немедленно, без затянувшихся прений. 28 октября - в разгар уличных боев - Собор, наконец, принял историческое постановление. На следующий день митрополит Тихон должен был совершить богослужение в Храме Христа Спасителя. Однако добраться до Храма он не смог: на подступах к Волхонке шла ожесточенная перестрелка…


Дмитриевский В. К., Евстигнеев И. В. «П.К. Штернберг руководит обстрелом Кремля в 1917 году»
Обстрел центральной части Москвы с Воробьевых гор 7-м Украинским тяжелым артиллерийским дивизионом под руководством Павла Штернберга. Картина украшает вестибюль Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга при Московском университете.
(Павел Карлович Штернберг, выходец из семьи немецких купцов, был профессором Московского университета и Высших женских курсов, руководителем Московской обсерватории, гласным Городской думы и одновременно с 1905 года членом партии большевиков. В октябре 1917 года он стал одним из руководителей восстания в Москве; по его инициативе и под его руководством с 28 октября велся артиллерийский обстрел Кремля и прилегающих к нему районов города).

31 октября, под грохот орудийной пальбы, состоялось голосование за кандидатов на пост патриарха Московского и всея России. Было избрано три кандидата: Антоний, архиепископ Харьковский и Ахтырский, Арсений, архиепископ Новгородский и Старорусский, и Тихон, митрополит Московский и Коломенский. Из них надлежало выбрать единственного архипастыря для Русской Православной Церкви.
Через день делегация Собора отправилась в штаб Военно-революционного комитета с просьбой прекратить стрельбу. (Артиллерийские орудия били прямой наводкой по Кремлю, занятому юнкерами.) Большевики отказали делегатам в просьбе. Собор принял решение: выбор патриарха будет совершен после окончания уличных боев. 3 ноября бои прекратились. Митрополит Тихон с немногими сопровождающими был допущен в Кремль, где увидел разрушения, причиненные великой святыне России: снаряд пробил купол Успенского собора; повреждены были и другие кремлевские храмы; повсюду взор отмечал лужи крови и тела убитых.


Собор 12-ти апостолов в Кремле, поврежденный снарядами в октябре 1917 года



Обезглавленная и пробитая снарядами кремлевская башня

В силу обстоятельств Собор принял решение избирать патриарха не в Кремле, а в Храме Христа Спасителя. 5 ноября в переполненном Храме состоялись выборы первосвятителя Русской Церкви ради «обретения в дни русской смуты заступника, предстателя и молитвенника за русский народ…» Жребий пал на Тихона, митрополита Московского.
Всего за несколько месяцев до этих выборов Тихон стал митрополитом Московским и Коломенским, но в православном мире он был хорошо известен своей подвижнической деятельностью.


Заседание Поместного Собора Русской Православной церкви в 1917 году

Будущий патриарх, в миру Василий Иванович Беллавин, родился в 1865 году в Псковской губернии в семье сельского священника. Детей отец воспитывал в строгости. Василий с ранних лет узнал крестьянский труд, помогая родителям в небогатом хозяйстве. Но при этом он поражал близких и друзей своими способностями и высокой религиозностью. В Псковской семинарии, куда Василий поступил по окончании духовного училища, однокашники дали ему уважительное прозвище Архиерей, а в Петербургской духовной академии, где он завершал свое образование, прозвище оказалось просто пророческим - Патриарх.
В 1888 году Беллавин со степенью кандидата богословия вернулся в Псков, чтобы преподавать в родной семинарии. Здесь он укрепился в мысли принять монашеский сан и полностью посвятить себя служению Богу. В декабре 1891 года после иноческого пострига он получил новое имя Тихон (в честь святителя Тихона Задонского) и был рукоположен в сан иеродьякона, продолжая преподавать и вести службы в храме семинарии. Его проповеди собирали столько народа, что руководство семинарии боялось, как бы от наплыва верующих не рухнули полы в храме, расположенном на втором этаже учебного здания. Пришлось укреплять пол, чтобы не ограничивать доступ людей к пасторскому слову Тихона.
В 1892 году Тихон получил сан иеромонаха и новое назначение - в город Холм * царства Польского. Обстановка в Холмско-Варшавской епархии была сложной из-за противостояния разных религиозных течений - католичества, православия и униатской церкви **. Тихон, будучи совсем молодым человеком (ему не исполнилось еще и 30 лет), после возведения в сан архимандрита принял на себя множество обязанностей: он стал ректором Холмской семинарии, благочинным местных православных монастырей, главой Холмского православного братства и епархиального совета; его тщанием на средства жертвователей (среди которых был Иоанн Кронштадский, высоко ценивший труды Тихона) был построен храм Феодосия Черниговского.

Архимандрит Тихон был очень популярен и в семинарии, и среди народа. Местные священники приглашали его на храмовые праздники. Милый и обаятельный, он всюду был желанным гостем, всех располагал к себе, оживлял любое собрание, в его обществе всем было весело, приятно, легко. …Он сумел завязать живые и прочные отношения с народом - и этот же путь он указал и мне.

Митрополит Евлогий

В конце 1896 года архиепископ Флавиан сделал представление Святейшему Синоду о назначении архимандрита Тихона на пост викария Холмско-Варшавской епархии, епископа Люблинского. Представление отклонили, но только потому, что кандидату в епископы не исполнилось 32 лет, а по правилам требовалось, чтобы епископ был не моложе 33 лет. Архиепископ Флавиан оставил место епископа вакантным, а через год вновь подал то же ходатайство, которое на этот раз было принято без всяких возражений. Так Тихон стал самым молодым из современных ему иерархов Русской Православной Церкви.
Менее чем за год епископ Тихон посетил 110 монастырей и сельских приходов в Холмско-Варшавской епархии и совершил службу в каждой церкви. Он умел сгладить противоречия между поляками и русскими, содействовал добровольному переходу униатов в лоно Православной Церкви. К епископу Тихону доброжелательно относились не только католики, но и иудеи, во множестве жившие в городах епархии.
Осенью 1898 года Тихон был переведен в Америку, на пост епископа Алеутского и Аляскинского. В Польше верующие расставались с ним со слезами. Дело дошло до того, что жители Холма улеглись на рельсы железной дороги, чтобы поезд не смог увезти Тихона… Требования начальствующих лиц не помогали, и потребовалась просьба самого пастыря отпустить его с миром.
Тихон деятельно взялся за обустройство североамериканской епархии, кафедра которой располагалась в Сан-Франциско, крупнейшем городе на Западном побережье США. Исторически и географически обширная епархия делилась на две части: северную (Алеутские острова и Аляску), где паства состояла преимущественно из коренного населения (алеутов, эскимосов, индейцев), и более обжитые места Северной Америки и Канады, где большинство православных были выходцами из Старого Света (славяне, греки, сирийцы и т.д.). По предложению епископа Тихона, епархия получила новое название - Северо-Американская и Аляскинская, утвержденное императором в феврале 1900 года.


Тихон посещает селение американских аборигенов, любительский рисунок

Ко времени прибытия Тихона в Америку Святейший Синод прекратил выплату субсидий американской епархии. Приходилось рассчитывать лишь на собственные средства, а это было сложно из-за малочисленности православных приходов и их разбросанности по всему материку. Епископ Тихон непрестанно находился в пути, передвигаясь от прихода к приходу, чтобы помочь им справиться с проблемами: он плавал на стареньких пароходиках, а то и на индейских каноэ по бурным американским рекам, порой с риском для жизни; проводил много дней в седле в индейских резервациях; в эскимосских санях или пешком пробирался по заснеженной тундре в дальние церкви.
За восемь лет управления епархией Тихону удалось сделать чрезвычайно много. Были организованы православное братство Нью-Йоркской церкви и Кресто-Воздвиженский союз сестер милосердия, открыты духовные семинарии в Миннеаполисе и Кливленде, женский приют на Кадьяке, основан первый на Американском континенте православный Свято-Тихоновский монастырь в Пенсильвании, выстроен новый кафедральный Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке.


Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке

Число православных приходов в Америке при святителе Тихоне возросло с пятнадцати до семидесяти пяти. В Чикаго, Бруклине, других городах и селениях США и Канады открывались новые православные храмы. Благодаря усилиям святителя несколько тысяч униатов (эмигранты из Закарпатья) перешли в православие. Тихон заботился о переводе православного богослужения на английский язык, чтобы сделать его доступным для понимания американцев. Сам он совершал службу на трех языках - церковно-славянском, греческом и английском.
Большинство православных переселенцев из Европы оседало на восточном побережье США. Тихон добился перенесения епископской кафедры из Сан-Франциско в Нью-Йорк. В мае 1905 года он был возведен в сан архиепископа Алеутского и Северо-Американского с кафедрой в Нью-Йорке.
За годы, проведенные Тихоном в Америке, в России многое изменилось. Страна пережила неудачную войну с Японией 1904-1905 годов, а потом начался кошмар революции. У архиепископа душа болела за родину. «Больно читать, что творится в бедной России, - писал он в ноябре 1905 года из Нью-Йорка. - Кажется, все правящие потеряли голову. Бог знает, к чему это все приведет. Ужели Господь до конца прогневался на нас? И скоро ли мы образумимся?..»
Архиепископ Тихон стал проситься домой, где, по его мнению, был нужнее. В начале 1907 года он был переведен в Россию с назначением архиепископом Ярославским и Ростовским. 11 апреля 1907 года, накануне Пасхи, архиепископ Тихон прибыл в Ярославль и сразу стал призывать паству к миру и успокоению, к прекращению кровавого террора, еще не изжитого к моменту его возвращения. При этом во всех конфликтах он не боялся вставать на сторону паствы, из-за чего нередко вызывал раздражение властей. В начале 1914 года ярославский губернатор, используя свои связи, добился перевода архиепископа в Литву. Горожане снова провожали его со слезами, преподносили прощальные адреса, подарки и вскоре избрали архиепископа Тихона почетным гражданином Ярославля.

«Никто не уходил от Вас без утешения, ободрения, ласки, благословения; Вашим светлым умом и добрым сердцем Вы легко проникали в самое сложное дело, за разрешением которого к Вам каждый из пасомых шел прямо, не обинуясь, как к истинному отцу и постоянному душевному доброжелателю».

Слова из адреса, преподнесенного архиепископу Тихону городским управлением Ярославля в 1914 г.

В Литве Тихон сталкивался поначалу с теми же проблемами, что и в Польше, сглаживая конфликты между православными и католиками и заботясь о приходах и монастырях епархии. Но всего через полгода после начала его служения в качестве архиепископа Литовского и Виленского началась Первая мировая война. Территория епархии оказалась в зоне военных действий. Архиепископ часто приезжал на передовую, благословлял солдат, освящал лазареты и проводил в них молебны, навещал тяжелораненых, совершал панихиды по погибшим, успокаивал беженцев. «А я все езжу, - писал он, - возвратился вчера, а на днях опять поеду в другие места, и военные просят, и на позиции…»

«Тяжелейшее служение выпало на долю архипастыря Литовской епархии. Удовлетворение религиозных нужд фронтовых частей, нравственная поддержка солдат и офицеров, врачебная помощь и широкая благотворительность имели в лице владыки Тихона горячего вдохновителя и бескорыстного дарителя».

Биограф патриарха Тихона М.И. Вострышев



Архиепископ Тихон на позициях на линии фронта в годы Первой мировой войны

Летом 1915 года германские войска начали в Литве наступление. Когда враг оказался под Вильно * (город был сдан в конце августа), архиепископ Тихон покинул свою епархию, чтобы вывезти в Москву мощи святых мучеников Виленских - Антония, Иоанна и Евстафия, и помочь эвакуации городских учреждений. Из Москвы он опять вернулся в Литву, в те прифронтовые города, где оставались еще не занятые неприятелем островки Литовской епархии.
В 1916 году за труды во славу Отечества император Николай II пожаловал архиепископу Тихону бриллиантовый крест для ношения на клобуке.
В феврале 1917 года в России произошла революция. Император отрекся от престола. Наступила пора перемен и для церкви. Значительное число епископов было смещено со своих постов. Вакантные епископские кафедры замещались путем свободного тайного голосования. 21 июня 1917 года съездом духовенства и мирян Московской епархии архиепископ Литовский Тихон был избран на пост митрополита Московского и Коломенского. Газета «Богословский вестник» писала в те дни: «Европейски просвещенный архиепископ Тихон на всех местах своего епископского служения проявил себя независимым деятелем высокой честности, твердости и энергии и одновременно человеком большого такта, сердечным, отзывчивым и чрезвычайно простым и доступным как в деловых, так и в частных отношениях к людям. Замечательно, что при всей эмоциональности, которую иногда принимало обсуждение кандидатов на избирательном съезде, никто не мог бросить даже и тени чего-либо компрометирующего на личность архиепископа Тихона».
13 августа 1917 года Тихон был торжественно возведен на престол митрополитов Московских. Спустя два дня в Москве начал работу Поместный Собор Русской Православной Церкви, под председательством новоизбранного митрополита Московского Тихона. И в дни ноябрьских революционных боев Тихон был избран патриархом…
Храм Христа Спасителя занимал особое место в жизни этого подвижника православия (патриарх Тихон в 1988 году был причислен к лику святых). От первого и до последнего дня патриаршее служение святителя было так или иначе связано с Храмом.

«А если нужно будет и пострадать за дело Христа, зовем вас возлюбленные чада церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою…»

Патриарх Тихон



Патриарх Тихон и митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (расстрелян в 1922 году; в 1992 году причислен к лику святых)

21 ноября 1917 года состоялась интронизация нового патриарха. В начале февраля 1918 года советским правительством был подписан декрет об отделении Церкви от государства. Православная вера провозглашалась предрассудком; повсеместно «воинственные безбожники» выламывали кресты - символы христианства, глумились над иконами и святыми мощами. Подверглись надругательствам и памятники «старого режима». Скульптуру Александра III, стоявшую у Храма, свергли с пьедестала и уничтожили, пообещав заменить фигурой «Освобожденный труд». Но этого так и не случилось…



Патриарх Тихон, портрет работы Н. Кургузовой-Мирошник
Патриарх изображен перед памятником императору Александру III у Храма Христа Спасителя

Храм не остался беззащитным: при нем было создано «Московское братство Храма Христа Спасителя». Устав братства ставил целью «хранить и защищать Храм Христа Спасителя как стяг объединения православного народа в защите своей веры и Церкви, поддерживать его благолепие». Члены братства охраняли Храм, занимались его уборкой и благоустройством, на собственные средства проводили ремонтные работы.
Тем временем революция набирала силу. Началась гражданская война. В общем кровавом месиве гибли десятки, сотни, а потом тысячи священнослужителей. Патриарх возвысил свой голос в защиту Православия. В 1918 году по России расходится его послание с анафемой сеятелям братоубийства.
«Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонения воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.
Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним, ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных… людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед Родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. И все это совершается… с неслыханною доселе дерзостию и беспощадной жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности - совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей Отчизны...
Все сие преисполняет сердце наше глубокою болезненною скорбью и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения...
Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной.
Властью, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной».
Большевики расценили воззвание патриарха как контрреволюционное. «На почве такой пропаганды, - говорилось в распространенных ими листовках, - могут возникнуть народные волнения, ответственность за которые всецело падет на духовенство… Все церковнослужители, замеченные в распространении таких контрреволюционных воззваний, а также пропаганды в этом направлении, будут караться со всей строгостью революционного времени вплоть до расстрела».



Патриарх Тихон служит молебен в Москве у Никольских ворот, 1918 год

Однако патриарх продолжал обращаться к советскому правительству, чтобы хоть как-то облегчить участь паствы. Он посылал ходатайства в суды и комиссариаты, защищая осужденных. И некоторые из просьб патриарха (увы, немногие) удовлетворялись. 18 марта 1918 года патриарх выступил по поводу заключения позорного для России Брестского мира: «…Продолжается все та же распря, губящая наше Отечество. Внутренняя междоусобная война не только не прекратилась, а ожесточается с каждым днем. Голод усиливается, и, чтобы ослабить его, грозят даже изгонять из столиц мирных жителей, не знающих, где им преклонить голову… Умножаются грабежи и убийства, и для борьбы с ними часто прибегают к ужасному самосуду. Устранит ли объявленный мир эти вопиющие к небу нестроения? Не принесет ли он еще больших скорбей и несчастий?..»
Почти каждый день патриарх совершал богослужения, чаще всего в Храме Христа Спасителя. В ночь с 3 на 4 (с 16 на 17) июля 1918 года в Екатеринбурге были убиты император Николай II, члены его семьи и четверо приближенных. В Москве об этом стало известно 6 (19) июля из газет, причем лживо утверждалось, что убит лишь император, а члены его семьи живы. Патриарх немедленно созвал совещание Соборного Совета, на котором было принято решение о публичной панихиде по убиенному. 8 (21) июля святитель произнес в Храме проповедь: «…Мы к скорби и стыду нашему дожили до такого времени, когда явное нарушение заповедей Божиих уже не только не признается грехом, но оправдывается как нечто законное. Так, на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович.., и высшее наше правительство - Исполнительный Комитет - одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его…»
Приходская община организовала из добровольцев охрану патриарха. Опасаясь его возможного ареста (или физического устранения), патриарху предлагали тайно покинуть страну и укрыться за границей. «Бегство патриарха, - отвечал Тихон, - было бы на руку врагам Церкви. Пусть делают со мною все, что угодно».


Встреча патриарха Тихона у Исаакиевского собора в Петрограде

В связи с годовщиной Октябрьской революции святитель обратился с письмом к Совету народных комиссаров: «Все, взявшие меч, мечом погибнут»… Это пророчество Спасителя обращаем мы к вам, нынешние вершители судеб нашего Отечества, называющие себя «народными» комиссарами. Целый год вы держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды…» Письмо патриарха имело огромный резонанс в России и за рубежом. Оно распространялось в копиях по всей стране, а за границей было напечатано на русском языке в пяти миллионах экземпляров и переведено на многие иностранные языки. 11 (24) ноября в жилище патриарха был произведен обыск, а сам Тихон подвергнут домашнему аресту. Однако вскоре арест был сочтен нецелесообразным, так как настраивал против советской власти население и правительства иностранных держав. Вечером 24 декабря 1918 (6 января 1919) года, в сочельник, патриарх Тихон был освобожден из-под стражи, и в день Рождества Христова совершил праздничное богослужение в Храме Христа Спасителя. В июле 1919 года на патриарха было совершено покушение. При выходе его из Храма некая женщина ударила святителя ножом в бок. Патриарха спас кожаный пояс, который смягчил удар. Тихону было суждено пережить еще два покушения; в него стреляли, пытались проломить голову дубинкой, но каждый раз патриарх чудом оставался жив.
Всеми силами патриарх Тихон стремился уберечь народ от вакханалии насилия, в которую погружалась Россия. Когда представители Добровольческой армии Деникина явились к нему за благословением, он не благословил братоубийственную войну и обратился с призывом отказаться от мщения врагам. Но одновременно он восстал и против чудовищной практики массового расстрела заложников, принятой советской властью в годы «красного террора»: «Мы содрогались - но ведь эти действия шли там, где не знают или не признают Христа, где считают религию опиумом для народа, где христианские идеалы - вредный пережиток, где открыто и цинично возводится в насущную задачу истребление одного класса другим и междоусобная брань. Нам ли, христианам, идти по этому пути. О, да не будет! Даже если бы сердца наши разрывались от горя и утеснений, наносимым нашим религиозным чувствам, нашей любви к родной земле.., даже если бы чувство наше безошибочно подсказывало нам, кто и где наш обидчик. Нет, пусть лучше нам наносят кровоточащие раны, чем нам обратиться к мщению… против наших врагов или тех, кто кажется нам источником наших бед. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему! Не поддавайтесь искушению. Не губите в крови отмщения свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром».



Ф. Москвитин. Арест патриарха Тихона

В 1923 году власти готовили суд над патриархом. К тому времени Тихон провел уже полтора года во внутренней тюрьме Лубянки, терзаемый жестокими допросами. Решение «суда» было составлено заранее - как бы дело ни повернулось, был готов расстрельный приговор. Спас Тихона знаменитый «ультиматум Керзона»: среди прочих требований министр иностранных дел Великобритании ставил вопрос о немедленном прекращении казней духовенства в Советской России, угрожая расторжением советско-британского торгового договора. Патриарх был слишком заметной фигурой, и Троцкий запретил «компетентным» органам предпринимать шаги, способные осложнить отношения большевиков с Западом.
Патриарх много сил положил на борьбу с голодом, собирая пожертвования и рассылая во все концы мира призывы с просьбами о помощи, на которые люди искренне откликались. Эшелоны и корабли с продовольствием потянулись в Россию; чаще всего грузы приходили из Америки, где у Тихона остались надежные связи в православных приходах. Но созданный патриархом Всероссийский церковный комитет помощи голодающим был распущен советской властью, а большая часть его участников подверглась аресту.
Сердце патриарха не выдержало всех испытаний. В 1925 году ему потребовалась госпитализация. Но в клиниках Москвы отказывались принять такого пациента. Помощь ему оказали лишь в небольшой частной клинике на Остоженке, которую содержали два опытных врача - Алексей Бакунин, племянник известного анархиста и бывший депутат Государственной Думы, и его жена Эмилия, получившая медицинский диплом в Женеве и служившая в годы Первой мировой войны военным хирургом. Близость Храма Христа Спасителя и Зачатьевского монастыря создавала здесь особую атмосферу.


Увы, Тихон провел в клинике последние дни своей жизни; спасти патриарха врачи не смогли. Его похороны в Донском монастыре были поистине всенародными. «…К монастырю лился людской поток почитателей покойного, - вспоминала Эмилия Бакунина, - и были в толпе люди всех классов и возрастов. Самый монастырь был черен от людей: был занят весь двор, лестницы, ниши, приступки стен».
Интриги сотрудников ГПУ, начавшиеся при его госпитализации и продолжавшиеся даже после смерти пастыря, сделали невозможной дальнейшую медицинскую практику Бакуниных. Вскоре они остались без клиники и вынуждены были эмигрировать.



В 1989 году патриарх Тихон был канонизирован. Он стоит во главе Собора Новомучеников и Исповедников Российских, пострадавших в революционные годы.

* Даты, относящиеся к 1917 году приводятся по старому стилю, действовавшему в то время.
* Ныне Хелм, Польша.
** Униатская церковь - «объединенная» религиозная конфессия с элементами православия и католицизма, подчиненная Папе Римскому. Католиками униатство всегда рассматривалось как первый шаг к полному обращению верующих в католицизм.
* Вильнюсом.

революция 1917, православная церковь, Гражданская война, репрессии, патриарх Тихон, Храм Христа Спасителя

Previous post Next post
Up