Легендарный Сергей Уточкин

Feb 27, 2020 17:54



Кузнецов Н.Д. Сергей Уточкин

Уроженец Одессы Сергей Уточкин происходил из купеческой семьи, но торговлей заниматься не хотел, и бросил Коммерческое училище, не завершив обучение. Его привлекал спорт - фехтовальщик, боксер, борец, пловец, яхтсмен, футболист, велосипедист, участник мото- и автогонок - Уточкин везде добивался успеха. Рано потеряв родителей, он вместе с двумя братьями унаследовал отцовское состояние, но деньги тратил на спортивную амуницию и участие в соревнованиях. Он был членом множества спортивных обществ, лично основал два футбольных клуба и был председателем одного из них...
Известный на рубеже 19 и 20 веков художник Кузнецов изобразил Уточкина в движении, на велосипеде. Возможно он пользовался фотографиями спортсмена, выпускавшимися в виде открыток, но придал фигуре Уточкина больше динамики...



Александр Куприн писал:
…Если есть в Одессе два популярных имени, то это имена бронзового Дюка, стоящего над бульварной лестницей, и Сергея Уточкина - кумира рыбаков, велосипедистов всех званий и возрастов, женщин, жадных до зрелищ, и уличных мальчишек.
Катание на велосипеде, мотоцикле и автомобиле по Потемкинской лестнице принесло Уточкину особенно громкую славу.
Когда в России появились первые аэропланы, Уточкин "заболел" авиацией.



Сергей Уточкин на аэроплане, 1910

В 1908 году, после нескольких неудачных попыток, Уточкин поднялся в воздух на воздушном шаре, а в 1910 освоил аэроплан. Он стал вторым в России дипломированным авиатором. Причем, если первые авиаторы учились во Франции, Уточкин освоил пилотирование сам и получил диплом сперва в Одесском аэроклубе, а потом в Императорском авиаклубе.


Сергей Уточкин катает на воздушном шаре пассажиров, включая писателя и журналиста А.И. Куприна

Уточкин сразу занялся популяризацией авиации, проводя "авиашоу" не только в родной Одессе, но и в Москве, Харькове, Нижнем Новгороде, Петербурге... В Москве именно Уточкин оказался первым авиатором, поднявшимся в небо.
К 1912 году он совершил 150 демонстрационных полетов в 70 городах Российской империи.
Уточкин многих увлек своими успехами в авиации. В Москве за его полетом наблюдали профессор Жуковский и будущий авиаконструктор Илюшин, в Киеве - Сикорский, в Нежине - Королев, в Тбилиси - Нестеров, будущий автор знаменитой "петли", в Гомеле - гимназист Павел Сухой, имя которого сейчас носит крупнейшее авиационное объединение...
Газета "Русское слово" рассказывала о выступлении Уточкина в 1910 году:
Сегодняшние полёты Уточкина, несмотря на холод и ветер, привлекли такое громадное количество публики, какого не бывает даже на розыгрыше Дерби. Но ещё больше было бесплатных зрителей, запрудивших всю Ходынку. Упражнения Уточкина вместо того, чтобы начаться с полёта на высоту 200 метр., как обещала программа, начались со свободного полёта. … Далее авиатор совершил фигурный полёт. Он описал восьмёрки, демонстрировал в воздухе подъёмы и спуски, делал эффектные повороты, влетел в партер и держался на несколько метров над самыми головами зрителей, чем вызвал среди них немалый переполох, и затем моментально поднялся в вышину, продержавшись в воздухе 9 мин. 36 сек. День закончился полётом с дамой-пассажиркой, длившимся 2 м. 1 с.



Конечно, у Уточкина случались аварии, он рисковал жизнью и разбивался. Особенно тяжело все сложилось летом 1911 года.
Его аэроплан упал во время перелета из Петербурга в Москву, летчик успел выпрыгнуть из кабины, но его задело развалившимся крылом... Уточкин без сознания упал в воду, но авиатора спасли проходившие мимо крестьяне, отнесли в деревню, послали за помощью. Прибывший врач констатировал тяжелые переломы и ушибы грудной клетки, сотрясение мозга и еще ряд травм. Уточкина перевезли в земскую больницу.
Лечили, поставили на ноги, но... обезболивающие средства, в которых авиатор нуждался, готовились тогда на основе морфия. Уточкин пристрастился к ним, а потом перешел на гашиш и кокаин... Он попробовал наркотики в Египте, когда демонстрировал там полеты на воздушном шаре и иногда баловался ими. Однако теперь это превратилось в сильную зависимость. И сыграло роковую роль.



Н.Д. Кузнецов. Портрет жены авиатора Уточкина

Уточкин подлечился, но старые раны беспокоили его всю оставшуюся жизнь... Тем более, к физическим ранам прибавились еще и душевные - пока он лечился, его обожаемая жена Лариса Федоровна Уточкина, урожденная Литвицкая, ушла к другому...
Мужу она написала, что устала от кочевой жизни, безденежья, хочет нормальной семьи и детей, которых с таким мужем, как Уточкин не может позволить себе завести.
Ее новым избранником стал Артур Анатра, миллионер, владелец авиационного предприятия и председатель Одесского аэроклуба. Это закрыло для Уточкина доступ в аэроклуб.



Между тем, никто не осознавал, что происходит с авиатором. Юлий Олеша писал об отношении к Уточкину в обществе:
Он - считается - чудак. Отношение к нему - юмористическое. Неизвестно почему. Он одним из первых стал ездить на велосипеде, мотоцикле, автомобиле, одним из первых стал летать. Смеялись. Он упал в перелёте Петербург - Москва, разбился. Смеялись. Он был чемпион, а в Одессе думали, что он городской сумасшедший.

После всех потрясений у Уточкина развилось психическое заболевание с явной манией преследования. Из одесских клиник, где его пытались лечить, он сбегал, будучи уверенным, что его там замучают и заморят до смерти.
Летом 1913 года Уточкин пытался прорваться в Зимний дворец в Петербурге, с целью донести до царя, что известный авиатор нуждается в защите. Авиатора почти год лечили в лучших клиниках Петербурга и вроде полностью вернули ясность сознания. Но от наркотиков он не отказался и периодически впадал в прежние приступы.
С работой было сложно, Уточкин перебивался кое-как, подрабатывая игрой на бильярде. Выигрыши давали кусок хлеба, но не больше.
Между тем, началась Первая мировая война... Уточкин обратился с предложениями по авиаделу к великому князю Александру Михайловичу, командующему российской военной авиацией.
Опытному пилоту присвоили чин прапорщика и зачислили в авиационный отряд. Он снова стал свершать вылеты...
Однако, ослабленный организм не дал Уточкину летать. В конце 1915 года он сильно простудился во врем полета, у него развилось тяжелое воспаление легких и 31 декабря (ст. ст.) 1915 года Уточкин скончался, не дожив даже до 40 лет... (Впрочем, по столице ходили слухи, что скончался Уточкин в больнице для душевнобольных)....

Иллюстрации собраны на Яндекс.Картинках

Одесса, портреты, техника, живопись, история России, спорт, жизнь, авиация

Previous post Next post
Up