Село Коломенское. Часть 6

Oct 01, 2015 20:51

Продолжение. Начало см.:
Часть 1. http://eho-2013.livejournal.com/686390.html
Часть 2. http://eho-2013.livejournal.com/687188.html
Часть 3. http://eho-2013.livejournal.com/687674.html
Часть. 4. http://eho-2013.livejournal.com/688359.html
Часть 5. http://eho-2013.livejournal.com/691099.html



Виды села Коломенского. Экспозиция в музее-заповеднике "Коломенское"

К началу девятнадцатого столетия дворцовые постройки Коломенского находились в плачевном состоянии. Александр I задумал капитальный ремонт дворца, для чего в 1808 году была даже составлена смета, но бурные политические события нарушили эти планы. Война 1812 года не обошла усадьбу стороной. Французские солдаты под командованием маршала Мюрата, занявшие Коломенское по пути к Москве, довершили разрушение дворца. (В 2001 году археологи при раскопках в Коломенском обнаружили фрагмент статуи Миневры, украшавшей парадный фасад и обезображенной французами). В коломенских церквях, как у французов было принято, устраивались конюшни…


В.В. Верещагин

Окрестные крестьяне, ненавидевшие захватчиков, собирались в стихийные партизанские группы и регулярно делали вылазки в Коломенское, где стояла французская военная часть. Участь наполеоновских солдат, отбившихся от своих и попавших в руки народных мстителей, была печальной - их убивали и зарывали в садах и парках Коломенского. Когда усадьбу освободили, пришлось собирать кое-как прикопанные партизанами тела врагов по аллеям, рощам и клумбам и переносить их в общую могилу, подготовленную на кладбище.
Владимирское ополчение, вставшее на постой в Коломенском после изгнания французов, тоже обращалось с дворцовыми постройками не слишком бережно и состояния их не улучшило.
Управитель Коломенского К.Д. Брыкин, проявив редкостную наивность, перед приходом неприятеля собрал в кладовку дворца все ценные вещи, включая сундук с документами и казенными суммами, и с чистой совестью, полагая, что все надежно спрятано, уехал. Вернувшись после освобождения, он с удивлением обнаружил, что кладовка пуста, о чем в 1813 году им было доложено императору: «…ничего не нашел, ибо как наличность казенная, так и бумаги с деньгами, положенные в сундук за моей печатью, - все похищено». Были ли в действительности в означенном сундуке казенные деньги или нет, за давностью лет сказать трудно, но древний архив царской усадьбы погиб безвозвратно.



Александр I вступает в Париж во главе русской армии и армий союзников

После победы над Наполеоном Александр I «привез» из покоренной Франции любовь к архитектурному стилю «ампир», наследию разгромленного французского императора и его эпохи. В этом стиле заново застраивалась Москва, сгоревшая в огне военного пожара; этот же стиль придавался и всем официальным зданиям после 1812 года. И бабушкин дворец в Коломенском после перестройки Александр пожелал увидеть в ампирном декоре, с портиком и колоннадой. Работа эта была в 1816 году поручена Евграфу Тюрину (архитектору, позже прославившемуся возведением Богоявленского собора в Лефортово и церкви святой Татьяны при Московском университете). Разборка дворцовых строений - отдельных построек Сытного и Кормового дворов, кухни и некоторых других - началась за два года до того, но сам дворец до поры до времени не трогали, ибо император распорядился его «насколько возможно сохранить от дальнейшего разрушения».
Тюрин затеял масштабные работы, частично используя строение екатерининских времен - верхние, деревянные этажи дворца были разобраны, а нижние, кирпичные, сохранены и переоборудованы. Внешне Александровский дворец казался совершенно новым, никак не связанным по своему архитектурному решению с дворцом Екатерины. Ампирные элементы - шестиколонный портик, галереи с дорическими колоннадами, богатая лепнина - делали его внешне вполне современным. (Но в конце 1990-х гг. архитектор С.А. Гаврилов при наложении планов Екатерининского дворца и Александровского дворца архитектора Тюрина обнаружил, что новый дворец на 70 % совпадал со старой постройкой, включенной в его проект). У входа во дворец лежали трофейные французские пушки.
О результате трудов архитектора Тюрина можно судить по старинным гравюрам и одному чудом сохранившемуся флигелю. Дворец, прекрасный вид на который открывался с реки, был элегантным и, похоже, комфортабельным, но… стиль ампир, зародившийся в наполеоновской Франции, не так уж хорошо подходил для застройки усадьбы, где все было пропитано духом русской старины. Территория Коломенского также подверглась перепланировке - появились две липовые аллеи, английский парк, ближе к церкви Вознесения посадили ели и пихты, которые, разрастаясь, изменили ландшафт. Рядом с дворцом был построен большой павильон для придворного театра.



Сохранившийся дворцовый флигель с барсами

Александр I так и не успел отпраздновать новоселье в своем коломенском дворце. В 1825 году, когда Тюрин завершил постройку, император Александр скончался, а на престол вступил его брат Николай. В Коломенском Александра I лишь отпевали. Гроб с телом императора везли из Таганрога, где Александра настигла смерть, в Санкт-Петербург, и сделали остановку в подмосковной резиденции. Почти сутки тело императора находилось в церкви Казанской Божьей Матери, где велись поминальные службы.
В годы царствования Николая Павловича ампир вышел из моды. Новый император основной идеей государственной политики объявил формулу: «Православие. Самодержавие. Народность», а главным архитектурным стилем - русский, опирающийся на образцы зодчества Древней Руси. (Недоброжелатели объявили этот стиль псевдорусским, а художественные критики долго считали постройки николаевской эпохи малоценными, подражательскими. Николаевскую архитектуру оценили лишь на рубеже двадцатого и двадцать первого столетий).
Стилизацией под древние постройки должно было, по мнению Николая I, стать и Коломенское. Причем, речь шла именно о стилизации, а не восстановлении разрушенных древних образцов, к примеру, теремов царя Алексея Михайловича, чертежи и макеты которых сохранились.



Император Николай I

Побывав в 1835 году в Коломенском, Николай I (уже успевший передать часть построек усадьбы под военные Кадетские лагеря) вдохновился красивыми видами на Первопрестольную, открывавшимися с высокого берега Москвы-реки. В ампирной беседке, построенной У.Д. Тюриным над рекой, император патетически произнес перед своей свитой: «Вот где я поставлю дворец! Рождение в этом месте Петра Великого и бесподобный вид на древнюю столицу достаточно говорит, что здесь следует быть царскому жилью». Претворить мечты государя в жизнь было поручено А.И. Штакеншнейдеру (так получилось, что именно архитекторы немецкого происхождения, как К. Тон и А. Штакеншнейдер, стали главными выразителями «русского» стиля николаевского времени). Архитектор долго трудился над помпезным и дорогостоящим проектом дворца, пытаясь «вписать» в него в виде дворцового крыла церковь Вознесения, уравновесив ее с другого фланга симметричной башней, копирующей церковное здание. Но в силу различных причин воплотить проект не удалось. В жизни Николая I, как и любого человека и правителя, случались события, отвлекавшие от планов и мечтаний - смерти близких, политические кризисы, войны, финансовые трудности… Впрочем, архитектор Штакеншнейдер за свои труды удостоился награды - золотой табакерки, усыпанной бриллиантами.
Многие специалисты, изучавшие проект Штакеншнейдера, полагают, что для Коломенского крушение этого плана - большая удача, так как громоздкое строение дворца с муляжом церкви Вознесения могло навсегда лишить старинную усадьбу очарования. А архитектор Тюрин, отстраненный от дворцового строительства, создал для Коломенского проект каменной церкви Святого Георгия Победоносца и занялся ее возведением рядом со старинной Георгиевской колокольней.



Церковь Георгия Победоносца

В 1837 году Коломенское посетил наследник престола, будущий император Александр II со своим наставником, поэтом Василием Жуковским. На восторженного поэта, в отличие от его воспитанника, красота старинной усадьбы произвела сильное впечатление; позже Жуковский приезжал сюда самостоятельно, тщательно все осматривал и делал зарисовки понравившихся видов.
В 1843 году церковь Святого Георгия была завершена. Она получилась изящной, лишенной всякой вычурности, очень деликатно вписанной в общий ансамбль.
У Александра II, вступившего на престол после смерти отца в 1855 году, интереса к Коломенскому не было. Став императором, он побывал там лишь в 1861 году, когда было отменено крепостное право. Почти четверть века прошло со времени его первого приезда в усадьбу своих предков. Он был уже далеко не юным, усталым человеком, много пережившим и принявшим на себя ответственность за важные, но не популярные в обществе реформы, давшие повод к ожесточенной критике (а позже и покушениям на особу императора). Желания заново обустраивать подмосковную усадьбу у него не возникло, Александру II было не до того. К тому же, для его жены, страдавшей туберкулезом, важнее было отдыхать на юге, и для нее строился дворец в Крыму, в Ливадии. Строительство еще одного дворца в Коломенском казалось излишней роскошью.


Александр II и шах Наср-эд-Дин во время парада на Царицынском лугу

Впрочем, император оценил Коломенское, как историческое место, связанное с представителями его рода, и в том же 1861 году прислал сюда на экскурсию сыновей Александра (будущего императора) и Владимира. Экскурсоводом был назначен видный историк И.М. Снегирев, руководитель реставрационных работ в Кремле. Коломенское молодые великие князья увидели парадным и веселым - там с восемнадцатого столетия регулярно проводилась ярмарка, в дни которой царские сыновья и оказались в старинной усадьбе. Изобильная торговля, щедрое угощение, балаганы, качели-карусели, музыка, пляски и частушки, дрессированные медведи, кулачные бои между коломенскими и нагатинскими парнями… Для выросших во дворцах юношей это оказалось едва ли не интереснее, чем осмотр исторических достопримечательностей Коломенского, тем более, что Снегирев, перу которого принадлежала монография «Русские простонародные праздники…», мог им много рассказать и пояснить.



Качели и карусели на Ярмарочной площади работают и в наши дни...

Местные крестьяне восприняли отмену крепостного права с благодарностью. Жители деревни Шайдорово поставили у села Царицына памятный столб - монумент в честь государя Александра II и его крестьянской реформы (в советские времена сооружение скромно именовали Межевым столбом). Оформлен он был явно под влиянием старинных церквей Коломенского, с элементами русской архитектуры и религиозными символами. В 1980 году столб был перевезен в Коломенское и теперь представляет собой важный экспонат в музее под открытым небом, существующим в усадьбе.



Памятный столб в честь крестьянской реформы 1861 года

Во второй половине девятнадцатого столетия Коломенское стало признанным религиозным центром старообрядцев. Впрочем, приверженцы старой веры обнаруживались здесь с начала раскола. Во времена царя Алексея Михайловича, когда патриарх Никон проводил церковную реформу, не все обитатели Коломенского признали его нововведения. Правда, первый из сохранившихся доносов на местных крестьян, «подозреваемых в раскольничестве», написан в царствование Петра и датирован 1719 годом. Раскольников подвергали преследованиям, они вынуждены были скрывать свои убеждения, но то, что в Коломенском и его окрестностях год от года их становилось все больше, утаить оказалось невозможно. В 1766 году властями был составлен список раскольников, «приписанных к церкви Иоанна Предтечи», а в девятнадцатом столетии здесь появились старообрядческие молельные дома. В Садовниках даже образовалась раскольничья секта под названием «Бабушкина вера». Старообрядцы перебирались в Коломенское, чтобы жить среди своих, и распространяли свои взгляды среди тех, кто не принадлежал к их вере. На рубеже ХIХ и ХХ веков, по сведениям Московской духовной консистории, в Коломенском и соседних селениях проживало до 80 % старообрядческого населения Московской губернии.
Здесь же, в Коломенском, было и «грешное место» - в старинном здании, сохранившемся на бывшем царском Сытном дворе, много десятилетий существовал кабак, где собирались окрестные любители спиртного, пропивая все, что можно и нельзя. Гуляли и пьянствовали в кабаке всерьез - современные археологи при раскопках обнаружили огромное количество битой посуды, явно пострадавшей при кутежах и сваленной в ямы за кабаком.


Детали разрушенных дворцовых построек, найденные в Коломенском

Дворец императора Александра I, не простоявший и пятидесяти лет, был разобран в 1872 году. На ремонт денег пожалели, проще и дешевле оказалось разобрать никому не нужный дворец, чем поддерживать его в относительном порядке. Министр Двора и Уделов Адлерберг продал царский дворец на слом некоему Кулеву, который сумел выстроить из обломков два дома, да еще и выгодно перепродать остатки кирпича. Оставлен в Коломенском был только один дворцовый флигель. Так повелось, что со времен николаевских кадетских лагерей, когда в нем был развернут полевой госпиталь, это помещение использовалось для лечения больных. Со временем здесь обосновалась земская больница с палатами для тяжелых пациентов и приемным покоем, где доктора оказывали амбулаторную помощь местному населению. Этот флигель дожил до наших дней; от других построек Коломенского его отличает ампирный декор и фигуры барсов у входа.



Продолжение следует...

Дом Романовых, история России, история Москвы, музеи, Коломенское, архитектура

Previous post Next post
Up