Музыку я разъял, как труп

Jan 02, 2020 10:00



Применение количественных методов к анализу литературных текстов - уже далеко не новость. Но развитие интернета позволило подступиться «с циркулем и линейкой» и к более тонким материям: читательскому восприятию литературы. Статья Дмитрия Манина, на которую обратил мое внимание уважаемый tijd, как раз об этом.

Поверил я алгеброй гармонию )

стихи про меня, информация

Leave a comment

Comments 51

lj_frank_bot January 2 2020, 16:01:20 UTC
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Криминал, Литература, Музыка.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Reply

egovoru January 2 2020, 23:37:51 UTC
Только "Литература", никакой "Музыки" и уж тем более "Криминала" тут нет!

Reply

lj_frank_bot January 2 2020, 23:39:05 UTC
Жаль, что так вышло

Reply


mns2012 January 2 2020, 16:59:45 UTC
==Формальные ограничения повышают информативность текста и расширяют пределы языка.==

На мой взгляд, это похоже на следующую мысль Стравинского.

"Чем больше ограничений налагается на художественные средства выражения, тем более художник освобождается от цепей, стесняющих дух, [...] а произвольность ограничений помогает в достижении исполнительской точности." (перевод мой)

The more constraints one imposes, the more one frees oneself from the chains that shackle the spirit . . . and the arbitrariness of the constraint serves only to obtain precision of execution.

Stravinski, Igor (1970). Poetics of Music in the Form of Six Lessons. (The Charles Eliot Norton lectures). Harvard University Press Bilingual Edition (June 1, 1970).

Reply

egovoru January 2 2020, 23:43:40 UTC
"это похоже на следующую мысль Стравинского"

Да, действительно похоже. Другое дело, что Манин нашел способ количественного выявления этой закономерности.

А понимаете ли Вы, почему тексты вообще различаются по этим двум параметрам? Казалось бы, не все ли равно, сам ли испытуемый подбирает пропущенное слово или выбирает из двух предложенных экспериментатором?

К сожалению, Манин, видимо, уже свернул свою лавочку, потому что сайт этого теста, указанный в статье, http://ygrec.msk.ru, уже не существует :(

Reply


poiupredatel January 2 2020, 19:15:52 UTC
А там написано по какому принципу отбиралось это самое слово, для исключения и угадывания? А то от этого зависит вообще всё.

Reply

egovoru January 2 2020, 23:57:16 UTC
"по какому принципу отбиралось это самое слово ( ... )

Reply

poiupredatel January 3 2020, 06:08:49 UTC
Пример важности конкретного слова ( ... )

Reply

egovoru January 3 2020, 13:50:48 UTC
Да, разумеется, одни слова угадать легче, другие - труднее. Тут надежда на то, что они выбираются наугад, случайно, а большое число участников как раз и обеспечивает интернет.

Автор, как я поняла, пока что попытался только отдельно оценить влияние стихотворного размера, но, наверное, можно было бы придумать, и как отдельно оценить влияние рифмы - насколько легче угадать в стихах рифмованное слово, чем нерифмованное слово в середине строки?

Reply


sedov_05 January 3 2020, 00:35:32 UTC

... )

Reply

egovoru January 3 2020, 01:51:01 UTC
Спасибо за поздравление! Вас тоже с наступившим!

Reply


steblya_kam January 3 2020, 09:40:11 UTC
Для чистоты эксперимента методику следует проверить на текстах, сгенерированных ботами.

Reply

egovoru January 3 2020, 13:52:52 UTC
Автор использовал в этом качестве не боты, но творчество авторов с сайта Стихи.ру, что, по-видимому, близко :)

Reply

steblya_kam January 5 2020, 09:52:25 UTC
ахаха :-) но это всё-таки люди :-) для чистоты эксперимента надо было с ботами попробовать.

Reply

egovoru January 5 2020, 12:26:23 UTC
Не очень понятно, на какой вопрос мог бы ответить такой эксперимент? Автора интересовало главным образом, отличаются ли стихи от прозы по введенным им критериям, а ведь стихи, сочиненные ботами, заведомо являются стихами по формальным признакам? Максимум, чего можно было бы ожидать, это что стихи ботов не дали бы этого увеличения неметрической непредсказуемости (проще говоря, расширения словарного запаса), какое дают стихи людей - но и это, вероятно, зависело бы от словарного запаса ботов ( ... )

Reply


Leave a comment

Up