Нам знакомо иное рвение

Apr 11, 2017 11:00



Юность, за недостатком опыта, живет в придуманном мире. И никто не запечатлел его для вечности лучше, чем Марина Цветаева.

Легкий огнь, над кудрями пляшущий )

стихи про меня

Leave a comment

Comments 76

hyperboreus April 11 2017, 17:30:08 UTC
Бунин одним своим последним стихотворением прочно вошел в высшую лигу русской поэзии.

А вот прозу Цветаевой не читал.. Что посоветуете?

Reply

egovoru April 11 2017, 22:54:22 UTC
А что же это за последнее бунинское стихотворение? Я не очень хорошо знаю его поэзию, но некоторые образцы кажутся мне весьма заслуживающими внимания. Например, "Здесь, в старых переулках за Арбатом", знаменитое "Одиночество" или "Черный бархатный шмель".

Что же касается цветаевской прозы, то трудно посоветовать что-то конкретное, потому что все ее прозаические вещи, в сущности, представляют собой части одного и того же сочинения мемуарно-биографического характера. Попробуйте, например, "Мой Пушкин" или "Дом у Старого Пимена". Вот, например, на этом сайте собрано много ее прозаических произведений. Не могу предугадать, понравится ли Вам: некоторые находят ее прозу чересчур эмоционально насыщенной.

Reply

Предсмертное.. hyperboreus April 12 2017, 08:44:03 UTC
Ледяная ночь, мистраль
(Он еще не стих).
Вижу в окна блеск и даль
Гор, холмов нагих.

Золотой недвижный свет
До постели лег.
Никого в подлунной нет,
Только я да бог.

Знает только он мою
Мертвую печаль,
Ту, что я от всех таю...
Холод, блеск, мистраль.

Reply

Re: Предсмертное.. egovoru April 12 2017, 12:04:05 UTC
Да, отличные стихи. Спасибо - я их прежде не знала!

Reply


alex_new_york April 12 2017, 02:29:01 UTC
Мы всю жизнь живем в придуманных мирах, наряжая смысловую пустоту Мироздания в рожденные нами в ходе Эволюции смыслы. Просто в детстве это одни смыслы, в юности - другие, в зрелом возрасте - третьи.

Reply

egovoru April 12 2017, 12:06:24 UTC
"Мы всю жизнь живем в придуманных мирах"

Да, это, конечно, так. Но мне кажется, что, чем дольше мы живем, тем больше эти миры подвергаются коррекции со стороны реальности, разве нет? В детстве-юности мы все же больше опираемся на опыт родителей и воспитателей, и лишь позже у нас появляется собственный.

Reply

alex_new_york April 12 2017, 16:02:52 UTC
В раннем детстве мы как раз в большей степени погружены в не опосредованное грузом усвоенных понятий восприятие окружающего мира и самих себя. Но и в детстве, и в более зрелом возрасте наша реальность - это прежде всего мир наших переживаний, наших субъективных смыслов. Которые могут быть и порождением наших врожденных, безусловных рефлексов, и продуктом взаимодействия наших социальных инстинктов с миром цивилизации и культуры. Наш человеческий мир - мир теней и отражений: переживаний, представлений, традиций, систем ценностей, культур. Непосредственная реальность, не нагруженная всеми этими субъективными смыслами, для нас как бы не существует. Мы к ней совершенно слепы и глухи.

В этом смысле мы с возрастом не столько перенимаем все больше опыта обращения с реальностью, сколько становимся все более искушенными персонажами этой надстроенной над реальностью театральной вселенной :)

Reply

egovoru April 12 2017, 23:32:50 UTC
"мы с возрастом не столько перенимаем все больше опыта обращения с реальностью, сколько становимся все более искушенными персонажами"

Я имела в виду, что в детстве мы защищены от столкновения с реальностью тем защитным коконом, который создают для нас родители и воспитатели: нам не приходится заботиться о собственном пропитании и т.д. В этих условиях мы можем сколько угодно предаваться мечтаниям, но вот когда ответственность за наше существование оказывается уже на нас самих, тут уж мы волей-неволей вынуждены начать считаться с реальностью ;)

Reply


ext_4081073 April 12 2017, 07:28:23 UTC
Я думаю, что реальность придумана для оправдания своих слабостей. И чем слабее человек, тем больший он реалист.

"Будьте реалистами - требуйте невозможного"

Reply

egovoru April 12 2017, 11:08:06 UTC
На это утверждение трудно как-то реагировать, не оговорив предварительно, что имеется в виду под "реальностью". Я имела в виду смысл самый житейский: у ребенка мало жизненного опыта, и он восполняет его воображением. Цветаева кажется мне детско-юношеским поэтом, вероятно, потому, что у нее очень много стихов и прозы именно о раннем периоде жизни.

Reply

ext_4081073 April 12 2017, 11:22:50 UTC
На самом деле у маленьких детей самый непредвзятый взгляд на мир, еще не зашоренный "здравым смыслом".

"Здравый смысл - это сумма предубеждений, приобретенных до восемнадцатилетнего возраста"
Альберт Эйнштейн

Reply

egovoru April 12 2017, 11:50:22 UTC
Мне, скорее, кажется наоборот: в несознательном детстве мы механически усваиваем (от родителей и воспитателей) некий набор идей, а, став взрослыми, критически просматриваем этот сундук с наследственным богатством, пытаясь понять, действительно ли все эти вещи представляют собой ценность, и отбрасываем ненужные. Разве нет?

Reply


annutta_12 April 12 2017, 11:30:49 UTC
Вы очень хорошо написали о поэзии и прозе Цветаевой, мне все это очень близко. Тоже с восторгом, свойственным юности, читала ее стихи и повести, учила стихи наизусть, повторяла их про себя... И стихи живут во мне, они стали частью моей личности, но уже не смысл даже важен, а пережитые мной чувства.

Reply

egovoru April 12 2017, 12:02:21 UTC
"уже не смысл даже важен, а пережитые мной чувства"

Совершенно верно: такие стихи - как альбом со старыми фотографиями :) В этом смысле мне очень понравилась книжка Петра Вайля "Стихи про меня" - это как раз такая попытка проследить моменты личной встречи с тем или иным стихотворением. Главное, что там у него почти все стихи - стихи и про меня тоже :)

Не знаю, читали ли Вы ее? Если нет - очень рекомендую: по-моему, это отлично написано. У него там есть главы как раз про "Генералов 12 года", а еще про "Тоску по родине".

Вот, например, он пишет: "Перевертыш идеи рыцарства, трубадурства: Марина Цветаева сама - рыцарь."

И в главе о Высоцком: "Маяковскому пришлось строить из стихов лесенку, чтобы обратить внимание на разрыв с традицией. Цветаева изломала строки анжамбеманами, понаставила между всеми словами тире - так, что ее стихи узнаются издали по гра­фике. Они двое - по страстному драйву - предте­чи Высоцкого в XX веке."

Reply

annutta_12 April 13 2017, 10:12:08 UTC
Да, вот эти слова мне нравятся ""Перевертыш идеи рыцарства, трубадурства: Марина Цветаева сама - рыцарь."

Спасибо большое за рекомендацию книги, я её не читала. Но вот с тем, что Маяковский и Цветаева - предтечи Высоцкого, я не согласна. Настолько самобытно творчество каждого, и идёт изнутри поэта, из самой глубины существа, мне кажется, они друг друга необязательно и читали.

Подытоживая нашу дискуссию,- мне думается, что все же нам совсем не нужны категории "нравится" или "не нравится" для объяснения своего отношения к творчеству того или иного поэта. В юности-может быть, да, а сейчас столько всего накопилось...

Reply

egovoru April 13 2017, 12:08:56 UTC
Конечно, Цветаева, Маяковский и Высоцкий - совершенно разные поэты; общего у них - только степень эмоциональной насыщенности их стихов. Сравните любого из них с, например, Бродским или Мандельштамом - и, что называется, почувствуйте разницу :)

"не нужны категории "нравится" или "не нравится" для объяснения своего отношения к творчеству того или иного поэта"

Использование этих ярлыков вовсе не означает, что невозможно сказать ничего другого. Но никакое количество других слов не может изменить знак этой фундаментальной оценки - во всяком случае, у меня. Иными словами, сколько ни говори "халва", во рту сладко не станет ;)

Reply


tarnegolet October 9 2017, 05:33:48 UTC
Спасибо, очень хорошо написано.

А у Бунина стихи скучные и банальные (за редким исключением), в отличие от прозы :))

Reply


Leave a comment

Up