ЭРИХ ФРОММ. "БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ"

Jul 30, 2020 13:48



Не в первый раз с удивлением отмечаю про себя, что некоторые книги приходит вовремя. Закончив « Апокриф продаж», у меня остались еще вопросы, требующие уточнения поведения покупателей в процессе удовлетворения потребности и действий компании, способствующих возникновению у него счастья.

Проведение как будто ждало, когда я дорасту до этой книги, чтобы дать мне новые смыслы, идеи, уверенность в своих поступках в качестве руководителя компании. Поэтому мне нет интереса пересказывать книгу, тем более что студенческих рефератов на эту тему вы найдете в достатке, и сама книга не дефицит, ее легко купить - она практически ежегодно переиздаётся. Я лучше расскажу о своих маленьких открытиях.

Про Выбор. Я не считаю себя знатоком истории религий, поэтому с интересом читал рассказ о том, как менялось в Европе отношение человека к церкви, заново вспоминая и находя для себя интересные факты в библейских мифах, которые характеризуют разные этапы процесса удовлетворения потребности человеком, в том числе и выбора. Вот один из интересных аспектов.

То, что акт выбора человека является фундаментальным действием, за которым стоит ответственность, подчеркивает библейский миф о грехопадении и изгнании человека из рая. Если вдуматься, то настоящая человеческая история началась с удовлетворения потребности познания, следствие которого стал выбор между «первичными узами» с богом, где была гарантирована «свобода от», покой и гармония с миром, но не было «свободы для». Преступив запрет, человек понес ответственность за свой выбор. С другой стороны, неподчинение человека как свободное действие есть начало мышления. Символично и название греха - поедание плода с древа познания. Символично и то, лояльность к богу не означала для человека с самого начала отсутствие «иных» желаний. Наконец, символично и то, как дьявол вошел в доверие к Еве - змий принял обличие женщины. Если Библия не что иное как свод божественных указаний, то бог прекрасно разбирается в деталях физиологии удовлетворения потребности человека!



Микеланджело Буонарроти. Грехопадение и изгнание прародителей из рая

«Современный человек готов пойти на большой риск, пытаясь достичь того, что считает «его» целями, но испытывает глубокий страх перед риском ответственности за постановку перед собой целей собственных». Э.Фромм

Познание ведет к развитию индивидуальности, свободе выбора, но и к бессилию перед природой, иерархией, страху перед другими людьми, а главное перед потерей общности с себе подобными. Согласно мифу об изгнания человека из рая, эта потеря общности началась с объявлением богом войны межу человеком и природой, мужчиной и женщиной. Как давно это было, а намного ли отличается современный человек от своего прародителя? Ни капельки!

«Современный человек живет иллюзией, будто знает, чего хочет, хотя на самом деле желает того, что от него ожидается». Э.Фромм

Про Лояльность и Доверие. Что является необходимым условием для рождения лояльности? Для одних - это вера в то, что у человека нет выбора. Других будет «сковывать» мир, в котором так хорошо, что не возникает иных желаний. Так, например, детей пока процесс их индивидуализации не завершен, с матерью связывают «первичные узы». Именно их наличие обуславливает появление чувства лояльности. Они предполагают отсутствие у человека самостоятельности, возможностей и ответственности, но обеспечивают ему безопасность и ориентацию в мире. В такой ситуации и рождается лояльность, безусловная вера, как определил ее Ройс.



Рембрандт. Жертвоприношение Исаака

В доиндустриальной эпохе «первичные узы» взрослого человека формировали церковь, государство, сословия. В индустриальной эпохе индивидуализация человека состоялась, в функциональной части он перестал быть частью церкви или своего лорда. «Первичные узы» разорвались и вместе с этим умерла лояльность. Потеряв оковы, которые не позволяли человеку выбирать себе веру, человек растерял и внутреннюю способность верить во что-то, что не может быть доказано наукой.

Сегодня уже нельзя восстановить в прежнем виде доиндустриальные «первичные узы», а новые не созданы, поэтому нет причин и для появления лояльности, в том числе потребительской - человеку не суждено вернуться в потерянный рай. Сегодня продуктивные отношения независимого индивида с миром возможны только на доверительной основе.

Следуя за рассуждениями Фромма о развитии протестантизма и кальвинизма, мне было легко осознать, что лояльность обеспечивает человеку безопасность, но является следствием его слабой способности ориентации в мире. Лояльность сужает возможности для принятия решения, но зато даёт право не нести ответственность за совершенный выбор. Таким образом, лояльность - это добровольное подчинение, в основе которого лежит человеческое бессилие. В противоположность лояльности, доверие - это свобода выбора. В проявлении своей воли проявляется самореализация, что приносит человеку величайшее удовлетворение.

«Иметь веру» в другого человека - это значит быть уверенным в надежности и неизменности его фундаментных установок, самой сути его личности, его любви. Под этим я имею в виду не то, что человек не может менять своих мнений, а то, что его основные мотивации остаются одними и теми же; например, что его уважение к жизни и человеческому достоинству составляет часть его самого и не может измениться». Э.Фромм

Лояльность проявляется в страстном утверждении объекта веры. Доверие - не предполагает страсти.

Про индивидуализацию человека и изоляцию. Хотя большинство из нас живет вне «первичных уз», гарантирующих защиту от внешних сил, а наша жизнь уже не принадлежит церкви или царю, мы испытываем на себе растущую зависимость от внешней власти. Сегодня люди чувствуют себя все более незначительными не только перед лицом корпораций (недаром термин «офисный планктон» стал таким устойчивым), но и перед властью искусственного интеллекта, который все более вмешивается в межличностные отношения. Все это лишает нас чувства общности, связанности идеями, ценностями, гарантируя нам одиночество, не физическое, но моральное. При этом индивидуализация человека (осознание индивидом себя как отдельной единицы общества, своих качеств и особенностей) с его взрослением происходит автоматически, а вот рост личности нет. Поэтому опасности для выживания человечества только растут, а вместе с ними растёт чувство изоляции и бессилия, порождающее психологические механизмы бегства от свободы.

«Мозг человека живет в двадцатом столетии, а сердца большинства все еще обитают в каменном веке. Людям требуются мифы и идолы, чтобы выдержать факт своего одиночества, чтобы примирится с тем, что не существует авторитета, придающего жизни смысл, кроме него самого». Э.Фромм

Религия, национализм, коррупция, партии, социальные сети, массмедиа… какие бы они не были ужасными или развратными, они связывают между собой людей, предоставляя тем самым им убежище от изоляции. При этом наша потребность в ориентации на социальное окружение сыграло с нами злую шутку. Сейчас, когда на нас давит информационный пресс, наш древнейший инстинкт разделения на группы только возрастает. Мы с легкостью делим людей на «мы» (нормальные) и «они» (ненормальные), что особенно заметно на фоне текущих событий в Америке и Европе (ми_ту, беженцы, жизнь_черных_имеет_значение и т.п.).

Про нормальных людей. «Нормальными» обычно себя считают люди, которые вписались в определенный социум. Это происходит обычно путем отказа от своего творческого начала. Они готовы бузить, но чаще покорны за сытый быт.

Иных, сообщество «нормальных» считает «ненормальными» только за то, что человек не желает отказаться от «свободы для», от своего желания творить. «Нормальные» бегут от такой свободы, и по Фромму существует несколько механизмов такого бегства:

1. авторитаризм (стремление подчиниться внешней силе);
2. разрушительность (стремление разрушить окружающий мир как последняя попытка не дать миру разрушить себя);
3. конформизм (полное отрешение от мира).

В любом случае, бегство человека от свободы связано с потерей им своей индивидуальности.

Про Свободу. Не обращали внимание на то, чем отличается Ветхий Завет от Нового Завета? В первой части Библии вы найдёте десять заповедей, описание многоуровневой небесной иерархии, четкое воссоздание обрядов. И какова свобода повествования Евангелия, где вместо множественных запретов говориться, что любовь является единственной заповедью для человека («свобода для»): «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). Любить других является добродетелью («свобода для), любить себя («свобода от») - грех.

«Каждый новый шаг может окончиться неудачей - вот одна из причин, заставляющих людей бояться свободы». Э.Фромм

Как не парадоксально, но именно благодаря этой парадигме человек в новой эре более тысячелетия имел минимум свободы выражения своей индивидуальности. Постепенно каждый обрел четкое место в социальной иерархии без шансов изменить свое положение. Люди не имели возможности поменять не только своего места проживания, но даже платье. Так качество и количество пуговиц на одежде говорило о социальном статусе человека, и он не имел права дополнять или изменять их вид. Когда крестьяне и ремесленники производили товары, то они должны были быть проданы в определенном месте по определенной цене. Рождение, крещение, посвящение, свадьба, смерть… в те времена любой аспект жизни человека был четко регламентирован. Хотя у человека не было выбора между разными образами жизни, жизнь имела четкий смысл, не оставляя место сомнениям. Отношения с лордами и богом несли уверенность и любовь, отношения внутри гильдии (бизнес-сообщество) основаны на взаимном сотрудничестве.

«Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели - нет будущего!», «Кин-дза-дза», 1986, режиссёр Георгий Данелия.

Капитализм способствовал обретению человеком свободы, но и одновременно изолировал его и пробудил в нем чувство бессилия и тревоги. Выбор человека в данной ситуации невелик: либо он бежит от бремени свободы и ищет подчинения у внешней могущественной силы - становится частью Матрицы, либо берет на себя бремя свободы и в полной мере реализует свой внутренний потенциал, неся полную ответственность за свой выбор.

Фромм делит свободу на две категории: «свобода от» и «свобода для». Эти категории связаны, но не совпадают друг с другом. «Свобода от» часто необходима, чтобы была «свобода для». Австрийский психолог Виктор Франкл, «благодаря» тому, что прошел через несколько концлагерей, создал свое направление в экзистенциальной психологии - терапии, базирующейся на исцелении смыслом. Менее радикальный пример, Алексей Пешков, путешествуя по России, остановился в Тифлисе у Калюжного. Тот не раз восхищался способностью Алексея интересно рассказывать о пережитом. Однажды после очередного рассказа Калюжный запер Алексея на ключ в пустой комнате, заявив, что не выпустит его оттуда, пока тот не изложит рассказанного на бумаге. Пришлось Пешкову смириться. В итоге «родился» Горький и его первый рассказ - «Макар Чудра». Ограничения в бизнесе часто становятся причиной возникновения новых бизнес-моделей. Типичный случай - создание Virgin Airlines. Она появилась на свет, когда Ричард Брэнсон не смог улететь на Виргинские острова. По большому счету ограничения любой системы в конечном итоге становятся фундаментом для изменений, но люди вполне могут создать что-то значимое, не будучи связанными в прямом или переносном смыслах.

Сегодня ощущение свободы и индивидуальности связывают с экономической активностью и богатством, тем самым отравляя человеческие отношения. Если в средние века капитал был слугой человека, то сегодня - его господином. В следствие такой трансформации мы имеем вместо солидарности циничные манипуляции, вместо смысла жизни слава, желание оставить свое имя в веках, вместо совести экономическая целесообразность, вместо предприимчивости алчность, вместо морали эгоизм.



Воз сена. Иероним Босх

Об Эрике Фромме и его книге. Ровесник века, психолог, философ, которого считают одним из основоположников фрейдомарксизма. Но не обольщайтесь, он далек от принятия общественного устройства СССР, как передового, отдавая первенство американскому. Он никогда не считал наше общество социалистическим, считая его государственным капитализмом, самым реакционным и консервативным. Тем не менее он постоянно критиковал капиталистическую систему в целом, веруя в социализм, под которым понимал общество, в котором целью производства является не прибыль, а польза людям. Это такое общество, в котором гражданин общества ответственно участвует в своей работе, в котором гражданин не является средством, нанятым капиталом.

«Бегство от свободы» первая книга Эриха Фромма. Написал он ее в 1941 году, пытаясь объяснить феномен фашизма, но книга в целом посвящена рассмотрению свободы как бремени и опасности, где культурные, экономические и психологические причины ведут к бегству от свободы, вынужденному конформизму, благодаря которому человек теряет свое «я», но тем не менее продолжает считать себя свободным.

Это первая часть. Вторая будет в понедельник.

потребности, потребители, ментальные ошибки, успех, лидерство, теория, фраза, доверие, ценности для потребителя, психология в бизнесе, книги, ценности компании, лояльность, отношения

Previous post Next post
Up