ТИМ КАССЕР. "БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ? ПСИХОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ"

Jan 13, 2020 11:45




Базируясь на многочисленных исследованиях и мыслях психологов, например, Абрама Маслова, Эриха Фромма, автор доказывает - безудержное стремление к богатству делает нас менее счастливыми. За деньги счастье не купишь, как и хорошие взаимоотношения с окружающими. Что в Америке, Европе или в России, благосостояние людей выросло за последние десятилетия в разы, а доля людей, считающих себя счастливыми, неуклонно снижается.

Автор изучал феномен последних десятилетий, где откровенно материалистическое отношение к жизни перестало считаться моральной проблемой и приобрело очертания единственного смысла человеческого существования. Многие современники убеждены, что чем больше у человека денег, тем счастливее его жизнь. В основе такого мировоззрения достоинства и успех человека оцениваются не с точки зрения их мудрости, доброты или вклада в жизнь и развитие общества и мира в целом, а исходя из того, носят ли они «правильную» одежду, имеют ли «правильный» автомобиль и вообще владеют ли «правильными» вещами. Такая ориентация вынуждает человека больше сосредоточиваться на внешнем вознаграждении и мнении окружающих. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации и, следовательно, стремления к самостоятельности и свободе выбора.

Кассер называет две причины, по которым материалистическое отношение к жизни уменьшает наше ощущение счастья. Первая связана с тяжким бременем владения. Желание иметь больше материальных благ ускоряет темп жизни. Мы не только вынуждены больше трудиться, но и, становясь владельцами многочисленных вещей, должны постоянно ими управлять: поддерживать их в надлежащем состоянии, модернизировать, заменять, страховать и т.д. Бремя, лежащее на плечах убежденного «материалиста», неуклонно растет, а человеку, вместо того чтобы посвящать время и энергию отношениям, приобретению новых знаний и позитивного опыта (тем важным поступкам и событиям, которые могут принести ему истинное удовлетворение), приходится расходовать их на удовлетворение своих материальных потребностей. В итоге, материализм хоть и обещает нам счастье, на самом деле ведет лишь к снижению степени удовлетворённости жизнью, а порой к депрессии и даже к психическим расстройствам.

Вторая причина связана с тем, что материалистичный настрой, чрезмерные желания связаны с ощущением личной незащищённости. Пороки обладания быстрее всего вызревают у тех, кто испытывает неуверенность в таких вопросах, как самоуважение, контроль, компетентность, любовь. Когда самоуважение зависит прежде всего от внешних вознаграждений, то даже получив их, позитивное настроение быстро исчезает, ибо скоро перед человеком встают новые материальные вызовы и угрозы, которые легко могут снизить его самооценку. Если такие люди не получают позитивной внешней обратной связи, необходимой для поддержки их условного самоуважения, их самооценка, как правило, резко падает.

Как будто зная это, все СМИ заполнены информацией, ослабляющей наше чувство защищённости, а значит стимулирующие нашу материалистическую зависимость. Поэтому, нанимая на работу, я отдаю предпочтение тем, у кого нет телевизора, зато есть дети и друзья. Беру на работу людей с высоким уровнем EQ, которые за счастьем в магазин не ходят и имеют волю отказаться от просмотра зомбоящика. Такие коллеги не рассматривают окружающих в качестве предметов, которые можно купить, использовать и выкинуть. Им нужны люди для удовлетворения потребности в близости и привязанности.

Книга позволяет объяснить, почему в нашей компании мы не размещаем рекламу. Потому, что мне не знакомо ни одно рекламное агентство, которое бы не строило свой бизнес, основываясь на том, чтобы превратить желание человека в насущную потребность, где сама концепция потребности сведена к банальному удовлетворению желания. Рекламные послания в основе сводятся к тому, чтобы мы повысили собственную самооценку, окружив себя внешними символами значимости: гаджетами, одеждой и прочими имиджевыми товарами, которые сделают нас более привлекательными, доказывающими наше умение жить. Развитие парадигмы потребительского общества создаёт среду, где отношения между людьми, самоконтроль и самоуважение сводится на уровень атавизмов и неизменно присутствует и всячески стимулируется тенденция сравнивать себя с другими. Собственно, и реклама, продающая вместо имиджа «чистое счастье», так же ведёт в конечном счёте к депрессии у потребителей.

Точка зрения Тима Кассера подтверждает, что движение бизнеса от этапа к этапу в процессе развития архитектуры системы «Продавец-Покупатель», в которой происходит обмен материальными благами, ведёт к смене фокуса с чисто материального на гармонию между материальным и духовным. Жаль, что такое движение не поступательно и люди легко поддаются обману материалистичных целей.

Стоит сказать спасибо издательству за внимание к этой книге, поскольку свет она увидела аж в 2002 году. Но как видим, актуальности поднятые в ней вопросы не потеряли и не потеряют ещё долго.

Тим Кассер. Быть или иметь? Психология культуры потребления. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. -208 с.

потребители, ментальные ошибки, счастье, успех, доверие, ценности для потребителя, психология в бизнесе, книги, отношения

Previous post Next post
Up