.
ИНСТРУМЕНТЫ САМООРГАНИЗАЦИИ
«Хомо Сапиенс» -- сочетание слов, отражающее наш путь от животного до сегодняшнего малоразумного состояния и - возможно, далее - к действительно разумному человеку. Набило оскомину утверждение, что разум является мерой Человека. Но актуален запрос на разумность.
Разумное мы противопоставляем рассудочному. Рассудок безотчётен, машинален. Разумея (понимая), мы отдаём себе отчёт в своих мыслительных актах.
Мыслительные способности человек наращивает в виде психологических новообразований поступенчато. По сути эти приращения-новообразования представляют из себя инструменты самоорганизации.
Последовательные шаги становления человека мы называем привычными словами: «младенец», «ребёнок», «недоросль», «подросток», «юноша», «зрелый». Кавычки означают, что мы привязываем шаги становления не к возрасту, а к умению использовать инструменты самоорганизации соответствующего уровня. (Легко представить 20-летних ребят, развитых в разной степени: от несамостоятельного безответственного «недоросля» до не по летам развитого «юноши», почти зрелого человека).
«Недоросль» - доразумный продукт среды, биосоциальное животное. Он рассуждает и действует в соответствии с «доставшимися» ему табу-программой и социальными шаблонами. «Недоросль» стремится туда, где чувствует себя комфортно. Он не способен оценивать свои поступки и отвечать за них.
«Подросток» ненавидит свою «рабскую детскую биосоциальность». «Примеривает» на себя «умные взрослые роли». Конфликт между разными «голосами» собственного Я - центр жизни «подростка». Умение делать «свободный» выбор между «внутренними голосами» резко отличает его от несамостоятельного «недоросля». Самоутверждение - ведущее устремление «подростка». В простой ситуации он действует уверенно с помощью свободного нравственного выбора. Однако для принятия принципиального жизненного решения от «свободного выбора» мало толку. Собственного разума не хватает. Приходится обращаться за помощью. Уровень психологического развития «подростка» можно назвать рассудочно-разумным.
«Юноша» понимает, что источник конфликта находится «внутри» человека. Свои неудачи «юноша» объясняет собственными недостатками, непониманием жизненных реалий. Поэтому он ориентируется на высшие человеческие образцы и достижения (разумный максимализм!), совершенствует себя. Отказ от «искажённой картины мира», стремление выстроить зрелое мировоззрение - это интеллектуальная работа по созданию личного инструментария принятия жизненных решений. Преодолевая мировоззренческие кризисы развития, «юноша» движется к «разумной зрелости». Разумные мотивы и действия медленно, но верно, берут верх над рассудочными. Этот уровень развития можно назвать разумно-рассудочным.
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ
Мы представили простейшую четырёхуровневую «модель человеческого развития»:
a) рассудочный «недоросль»;
b) рассудочно-разумный «подросток»;
c) разумно-рассудочный «юноша»;
d) разумный «зрелый человек» («сапиенс»).
При её разработке учитывались широко известные философские, богословские и психологические «модели человека».
В качестве прототипа «модели развития» может быть использована популярная эмпирическая модель Эрика Берна («ребёнок»{Ре}-«родитель»{Р}-«взрослый»{В})
http://psylib.org.ua/books/berne02/index.htm.
Общим для моделей является то, что человек может находиться в разных, хорошо различимых психологических состояниях (a, b, c, d - в нашей модели; Ре, Р, В - в модели Берна). Состояния “a” и “Ре” практически совпадают.
Различие моделей состоит в том, что Берн сознательных «не детей» рассматривает в координатах «рациональное - иррациональное», а мы используем координаты «рассудочное - разумное».
У Берна «родитель» предпочитает действовать в соответствии с традицией, а «взрослый» ориентируется на рациональные решения. Традиционная схема поведения бывает «не в ладах» с изменившимся миром, поэтому «взрослый» может выступать посредником в конфликте «родителя» с «ребёнком».
У нас «подросток», «юноша» и «сапиенс» различаются качеством разумного мышления (арсеналом средств). В одинаковой ситуации они принимают разные решения. Мы знаем это по себе. Пережив некую ситуацию, порою спохватываемся: «А ведь могли действовать более разумно!». Но не смогли. Действовали машинально, по-детски, либо как эмоциональный «подросток». А сейчас посмотрели на себя со стороны «задним более зрелым умом».
«Модель развития» не только помогает понять происходящее с нами (как модель Берна), но указывает на инструментарий осознанного приращения разумности.