22 апреля 2012 года у нас состоялась свадьба. Мы довольно долго размышляли, в какое бы такое место нам отправиться в свадебное путешествие, чтобы не пожалеть, и в конце концов остановились на Тибете. Маша ещё со школы хотела попасть в эту загадочную страну и заразила меня идеей познакомиться с местной культурой, а также посмотреть на Гималаи.
В первую очередь выяснилось, что попасть туда дикими туристами легально невозможно. Любое путешествие по центральной и западной части Тибета, называемой ТАР (Тибетский Автономный Регион), должно осуществляться в составе зарегистрированной группы только в присутствии специального гида. Весь маршрут должен быть заранее согласован с властями Китая, а при желании посетить более, чем только Лхасу, необходимо нанимать автомобиль со специальным водителем, имеющим разрешение возить иностранцев.
Чуть меньше, чем за месяц до свадьбы, мы выбрали себе туроператора, базирующегося в Тибете, и начали активно собираться в дорогу. Наш план включал перелёт из Петербурга в Пекин, двухдневную поездку на поезде по высокогорной железной дороге, несколько дней гуляний в Лхасе, поездку на машине до базового лагеря Эвереста, кору вокруг Кайласа и обратный путь. Как оказалось, наш тур являлся исключительно срочным, так как на оформление всех разрешений на въезд требуется не менее трёх недель, а у нас на руках не было даже китайских виз.
1 апреля нас ждала неожиданная новость: в Тибете неспокойно, монахи занимаются самосожжением, поэтому Tibet Tourism Bureau (TTB - главный государственный орган, который отвечает за выдачу пермитов в Центральный Тибет) ужесточил политику выдачи пермитов. Их стали выдавать только группам, состоящих более, чем из двух людей, которые к тому же все одной национальности. Наше путешествие оказалось под угрозой срыва, но нам повезло и девушка Аня из Москвы, являющаяся гидом-переводчиком нашего туроператора и постоянно проживающая в восточной части Тибета, согласилась оформиться третьей в нашу группу. Через неделю у нас был первый пакет пермитов, то есть на территорию Тибета мы уже могли попасть, но пока ещё было неизвестно, пустят ли нас к Эвересту и Кайласу, на них нужны отдельные пермиты.
Вторая порция пермитов тоже не заставила себя ждать. Что написано в этих бумажках на китайском и тибетском языках понять мы не смогли.
Самое главное было у нас в кармане и пришло время озаботиться маршрутом из Петербурга до Лхасы. Билеты на самолёт в Пекин достать несложно, а вот из Пекина в Лхасу уже проблематично. Главная проблема заключается в том, что сесть в самолёт без оригиналов пермитов на руках не получится, а оригиналы находятся где-то за тридевять земель в Тибете. Мы выбрали, как нам казалось, более простой и интересный способ: поездка из Пекина в Лхасу на поезде, которая занимает два дня. Мы хотели проехаться вдоль Китая, а заодно постепенно набирать высоту с наших 0 метров над уровнем моря до Лхасских 3650, так как были наслышаны про горную болезнь. Но здесь нас тоже поджидали проблемы. Билетов на поезда до Лхасы обычно просто нет: их раскупают государственные чиновники и дилеры для перепродажи ещё до начала продаж, а наша турфирма не была достаточно коррумпирована, чтобы купить билеты вне очереди. Но нам опять улыбнулась удача и мы получили свои билеты в плацкартный вагон. Правда прямых билетов достать всё-таки не удалось, пришлось ехать на перекладных: Пекин-Синин, Синин-Лхаса с пересадкой в 2,5 часа.
Итак, за три недели мы преодолели все формальности, отпраздновали свадьбу и улетели в Китай. В Пекин мы прибыли ночью, взяли какого-то частника, чтобы он довёз нас до забронированного хостела. Он содрал нас втридорога денег, но довёз в целости и сохранности, травя при этом какие-то байки на ломанном английском.
В хостеле на стойке регистрации нас уже ждали наши билеты на поезд. Немного отдохнув, мы отправились на Западный вокзал в Пекине. Несколько удивило, что даже в Пекине практически никто не говорил по-английски, но с помощью карты и метро нам без особого труда удалось найти вокзал, представляющий собой огромных размеров сооружение со множеством переходов и залов ожиданий, заполненных китайцами.
Мы немного побродили по вокзалу, посмотрев на местных жителей, купили себе в дорогу китайских дошираков и термос для чая, а затем отправились искать поезд. Вся навигация на вокзале сделана на китайском языке, но мы нашли в своих билетах надпись T151, нашли её же на информационном табло и таким образом определили нашу платформу.
Поезд отличался от российских плацкартов отсутствием боковых полок и наличием третьего ряда спальных мест. Нам достались две нижние полки в купе с китайскими учителями математики, которые ехали с какой-то конференции и ни слова не понимали по-английски. Слух о белых людях в поезде быстро распространился по вагону и к нам пришла некая китаянка, которая вышла замуж за американца и ехала на нашем поезде в Синин, чтобы повидать родственников. С её помощью мы смогли как-то наладить контакт с окружающими людьми, и поболтать за жизнь. Кушали мы дошираки так же, как это делается в наших поездах, отличий особо не было, только сама лапша и начинка к ней оказались вкуснее. Чай мы одолжили у англоговорящей китаянки. Правда, она выдала нам всего три сушёных листика, предупредив, что вряд ли мы сможем уснуть после такой убойной дозы. На нас её "крепчайший" чай подействовал не сильнее воды и мы преспокойно уснули.
До Синина нужно было ехать примерно сутки, за окнами беспрерывно мелькали то небоскрёбы-новостройки, то бескрайние рисовые поля, никаких глухих степей и лесов, как в России, нам увидеть не удалось. Китай просто кипит жизнью. Вышли из поезда мы только один раз, так как определить сколько времени на какой остановке стоит поезд нам не удалось, а отстать от поезда мы не хотели.
На следующий день мы прибыли в Синин с опозданием в два часа, а значит у нас оставалось чуть менее получаса на докупку продуктов и пересадку на другой поезд. Западный вокзал Синина был значительно меньше своего собрата в Пекине, а с навигацией было ещё хуже. Чтобы попасть на свой поезд мы подходили к людям в форме, тыкали им в нос нашими билетами и пытались понять их объяснения на китайском. Относительно быстро мы разобрались, что выход на нашу платформу огорожен заборчиком, рядом с которым сидит толпа тибетцев с тюками. Тибетцы по своему стилю одежды довольно сильно отличаются от китайцев, поэтому обычно спутать их сложно. Минут за десять до отправления поезда заборчик и выход к платформе открыли люди в форме и стали пропускать толпящихся к вагонам. Тибетцев пропускали просто так, а у нас чем-то поинтересовались. Чем точно, мы не поняли, но показали распечатанные копии пермитов, что вполне удовлетворило людей в форме.
Поезд до Лхасы оказался куда более модным, ведь это был поезд, который ездит по самой высокогорной железной дороге. В нём были даже надписи на английском языке. Мы всё так же ехали в плацкартном вагоне с тремя рядами полок. С нами ехали отец с ребёнком, а потом подсели ещё парочка каких-то ребят. Поезд преодолевает перевалы высотой до 5072 метров над уровнем моря. В связи с этим у изголовья каждой койки есть специальный клапан для подачи кислорода. Если вдруг пассажиру становится плохо, то он может попросить приспособление, подключающееся к клапану, для того, чтобы восстановить кислородный баланс. Нам, к счастью, это не понадобилось.
Это расписание нашего поезда: слева название станции, потом высота этой станции, а потом расписание и краткое описание с фотографией. Вообще, он выходит из Пекина, но прямых билетов нам купить не удалось, поэтому мы подсели в него в середине пути.
В вагоне у нас было две туалетных кабинки со смывом на рельсы. Умывальники стоят не в кабинках, а непосредственно в коридоре.
Теперь пейзаж сменился. Небоскрёбов больше не было, кругом были горы и снег, но рисовые поля так и продолжали тянуться вдоль полотна. Жизнь переставала быть китайской, начинался настоящий Тибет.
Дух захватывало и в прямом и переносном смысле, все эти горные пейзажи, туннели, мосты, а также разреженный воздух создавали атмосферу чего-то крайне необычного.
Но вот, наконец-то, наш поезд добрался до Лхасы, где поезд встречали люди в форме, не говорящие по-английски. Мы приготовили свои пермиты и паспорта, чтобы показать их на пропускном пункте. Когда мы предъявили документы, нас с Машей отвели в сторонку, что спустя несколько минут начало нас несколько нервировать, так как коренные тибетцы, а так же другие иностранцы спокойно проходили мимо и выходили к встречающим их людям. Кроме того на территории Тибета у нас не работали сотовые телефоны с сим-картам МТС и Мегафон, а значит даже позвонить никому мы не могли. Спустя некоторое время к нам присоединилось ещё пара человек. И только когда практически все пассажиры покинули вокзал, к нам снова подошёл человек и отвёл нас к встречающим. Тут снова нас ждал небольшой стресс, так как мы слабо представляли, как мы поймём, кто же нас встречает в этой толпе тибетцев, но, к счастью, Аня практически сразу окликнула нас. Оказывается нас отвели в сторонку потому, что мы приехали без сопровождающего и, чтобы мы не потерялись и точно встретились со своим гидом, пропустили основной поток пассажиров.
Кроме Ани нас встретил наш тибетский гид Донджуб и наш тибетский водитель Тензин. В знак приветствия нам повязали традиционные тибетские белые шарфы, а потом посадили в машину и повезли в гостиницу.
Так началось наше великолепное путешествие.