Прочитал наконец роман Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Было интересно, что же в нем такое, что позволило стать одной из самых продаваемых книг в России, а также запустило серию из более чем 80 книг по сеттингу произведения. Разобраться в этом нам помогут византийский философ IV века Григорий Нисский и американский фантаст Теодор Стерджон.
Роман «Метро 2033» издан в 2005 год (тираж 8 тыс. +допечатка 3 тыс.), но стал широко известен в 2007 после запущенной рекламной кампании, которая позволила продать 200 тыс. экземпляров за первый год.
Роман описывает
жизнь остатков человеческой цивилизации в московском метро после ядерной войны.
После написания предыдущих рецензий на романы
Щепетнова и Устименко я прислушался к критике коллег и вынужден с ними согласиться. Действительно, в интернет среде сложилось устойчивое восприятие рецензии, как эссе-заключение о книге для рекомендации читателю «читать/не читать». Поэтому написание рецензии в первоначальном смысле (а в литературоведении - актуальном), как критический отзыв о художественном произведении, воспринимается как придирки к писателю. Кроме того, в своих «рецензиях» я рассматриваю книги не с читательской точки зрения, а писательской - использование писательской техники, решения автора по сюжету и композиции, создание героя и т.д.
Поэтому, несмотря на то, что эти эссе называются рецензии, рассматривайте их как критические отзыв.
Оценка романа
В средневековой византийской философии для познания бога применялись два метода: катафатическое и апофатическое богословие. Первое говорило о том, что Бог есть: любовь, свет, радость и т.д. Второе - том, чем Бог не является: не дверь, не земля, не солнце т .д.
Так вот, если вспомнить откровение/закон Стерджона (девяносто процентов всего - ерунда/чушь/гавно), роман Глуховского «Метро 2033» - не чушь не гавно, а значит лучше 90% российской фантастики.
С другой стороны, роман и не шедевр, который окажет влияние на поколения или получит Нобелевскую премию по литературе.
Разберемся с тем, чем же «Метро 2033» является.
Сюжет
Сюжет представляет собой путешествие молодого жителя станции ВДНХ Артема по туннелям и станциям Метро. Герой встречает различных людей, слушает истории, помогает отдельным жителям и спутникам. В начале романа появляется макгафин (записка в гильзе), который отправляет героя в путь, но, и, как и положено, мало влияет на сюжет.
Главный герой
Артем обычный парень, не герой, почти без сверхспособностей, по замыслу автора его возраст должен быть 25-27 лет, чтобы у него остались детские воспоминания о мире «до», но по поведению персонажу ему лет 15-17.
В силу того, что роман не героический эпос, а одиссея героя по ячейкам постапокалитического социума, то герой получается не ярким, размытым, им больше помыкают и ведут, чем он двигает сюжет.
В тоже время из-за отсутствия сверхсилы, герой получается живым, боязливым, за него можно переживать.
Конфликт
С одной стороны, в мире Метро 2033, как и принято в постапокалиптике, идет война всех против всех. Одни станции против других, коммунисты против фашистов, торговцы против бандитов, люди против мутантов. Но с другой стороны, в романе нет глобального ценностного конфликта, выразителем которого могли бы стать главный герой и его противник. Собственно говоря, поэтому и главного противника «черного властелина» нет. Для боевика это было бы недостатком, но роман Глуховского не смотря на море стрельбы не боевик.
Описание миров и реалистичность
В чем силен роман это в описании мира Метро 2033, собственного для этого роман и был написан. Автор представил современную ему Россию (реалии начала 2000-х годов), в виде постапокалиптического противостоянии сил коммунистов (Красная линия), националистов («фашисты»), кавказцев (м. Киевская), милитаристов и ученых (силовики и брамины Полиса), сектантов, бизнеса («Ганза»). Даже власть представлена в виде аморфного гипночудовища в Кремле, о котором один из персонажей говорит, что «в принципе до войны и после не сильно отличаются».
Описание мира дается через рассказы персонажей, с которыми встречается герой, часть из которых правдива, а часть - нет. Удачно задает атмосферность книги разница в восприятии артефактов (названия, памятки, песни, термины) главного героя, молодого человека, выросшего в метро, и людей, получивших хотя бы школьное образование в доапокалиптическое время.
Конструкция/структура сюжета. Писательская техника.
Автор использует ограниченную точку зрения от третьего лица, что требует от писателя внимания и кропотливости, в отличии от примитивного повествования от первого лица, свойственного обычно новичкам в литературе. Глуховский использует минимум метафор и украшений, что упрощает текст и избавляет его от излишней литературности и украшательства.
Автор пишет гладко. Заслуга многолетней переработки автора или тщательной работы редактора? - Сложно сказать. Но лексические стилистические найти трудно.
Структура сюжета представляет собой путешествие героя по станциям метро, но это не героический эпос, а бытописание, роман нравов. Для автора главный не герой, а те персонажи и социумы, с которыми он встречается.
Знал ли Глуховский о типичных сюжетных структурах сложно сказать. Если постараться, то можно обнаружить экспозицию, но все остальное сливается в один моноакт, заканчивающийся маловыраженным финалом.
Впрочем, такая структура опять же связана с типом повествования - бытописательство, панорама образов и обществ. Можно было вести героя по станциям метро до бесконечности или в любой момент прервать и устроить финал.
Все же в этом романе нравов персонажи слишком идеальны и чисты. Они уверены в своей правоте: фашисты, коммунисты, торговцы, сталкеры, людоеды, провидцы, сектанты. Нет в них вранья, глупости, предательства, мелочности, подлости, трусости. Они идеальные «сферические в вакууме» представители своей «веры». Не хватает кинговской/горьковской честности в человеческой мотивации. Именно этой честности и не достает для того, чтобы роман стал шедевром.
Интересно, что в романе среди значимых персонажей отсутствуют женщины. Максимум, что автор им предоставил - готовить и плакать.
При построении сцен схваток и боев Глуховский использует очень эффективную технику захвата читательского внимания.
Как обычно писатели описывают схватки и конфликты?
Герой идет. Появляется враг. Драка. Герой побеждает.
Как делает Глуховский?
Герой получает предупреждение об опасности и завет в духе «не открывай черную комнату». Герой отправляется в указанное место. Врага не видно. Кажется, удастся избежать с ним столкновения. Появляются первые признаки появления врага, но вполне возможно показалось. Нет, не показалось, все-таки это он - враг. Враг гораздо сильнее героя. Прямая схватка с ним невозможна. Герой старается избежать столкновения (бежит). Враг преследует на расстоянии. Враг атакует. Короткая схватка. Враг отброшен, но не побежден. Герою приходится «открыть черную комнату». Враг снова атакует. Герой придумывает способ отбиться от врага и убежать. Враг не побежден, но и герой остался жив.
В итоге
Размышляя о природе успеха романа Глуховского «Метро 2033», если не считать, без сомнения влияния обширной рекламы, можно выделить несколько факторов. Во-первых, роман по литературной технике лучше 90% российской фантастики. Во-вторых, в этот период тема постапокалиптики была особенно популярна у читателей. В-третьих, оригинальный сеттинг - постапокалипсис в метро. В-четвертых, это не героический эпос, а роман нравов, который привлек читателей своей актуальностью.
Вспоминается, что именно после успеха «Метро 2033» издательство стали требовать обязательно использования в качестве места событий Москвы, как «узнаваемое место». Мне представляется это не существенным, для большинства россиян московское метро также фантастично, как и замок Мальвиль.
Еще мне интересно, если издатели считали одним из фактором успеха «Метро 2033» московские реалии, почему они не требовали от авторов учесть другую особенность романа? - почти полное отсутствие женщин.