Всем привет!
Октябрьское путешествие по китайскому Тибету получилось более чем насыщенным. Но после
первых впечатлений и
фоток надо немного притормозить, чтобы нырнуть в подробности: где были, что видели, сколько проехали и так далее.
Где: понятно,
Тибет. Когда: 7-17 октября сего года - это сразу после китайской
Золотой недели, чтобы народу поменьше было. Плюс два-три дня долететь-улететь, итого = две недели. Из них 11 дней были весьма насыщены событиями. За это время мы проехали почти весь Южный Тибет вдоль
Гималайского хребта с востока на запад, всего 2 тысячи километров (
карта маршрута здесь).
В
Лхасу приехали
на поезде по
самой высокогорной железной дороге, а улетели из западного и тоже одного из
самых высокогорных аэропортов мира Ngari Kunsha Airport. Примерно вот так покатались:
1.
А теперь более подробно про маршрут. По дням - вдруг кому-то захочется повторить этот героический марш-бросок по бескрайним тибетским высокогорьям. И сразу пара моментов, которые надо обязательно учитывать.
Момент-1. Географические названия. Здесь с именованием исторических и географических объектов полная каша. Такое впечатление, что одновременно используются названия на разных языках: как минимум тибетский и китайский, а вроде ещё английский может попадаться и ещё какие-то. И если с Лхасой всё просто (всего два похожих названия: Lhasa и Lasa), то чуть дальше от столицы всё не так однозначно. Например, все называют посёлок у
горы Кайлас Дарчен (
Darchen). А вот на гугломапсах он обозначен по-китайски как Bagaxiang! А сама священная буддийская гора Кайлас обозначена там как "Kangrinboqe Peak". Аааа?
А конечный город нашего путешествия разные источники иногда называют
Ngari по имени местной префектуры, а иногда Seng-ge Kambab. Очень удобно, ага. Там же аэропорт Ngari сам себя именует "Ali Kunsa Airport". И так далее по всей местной географии. Будьте осторожны!
Момент-2. Высотная болезнь (горняшка). Про это дело я уже неоднократно рассказывал
вот там и ниже. Тибет - дело горное, а с горняшкой надо обращаться крайне осторожно. Дла полноты картинки буду указывать высоты над уровнем моря.
Итак, наше путешествие:
День 0-1: поезд
Синин (
Xining) - Лхаса. Вечером в "день-0" загрузились в Синине, вечером "дня-1" вышли в Лхасе. Высоты: 2300 (Синин) - перевал 5072 (сидя в вагоне) - 3600 (Лхаса).
2.
День 2: Лхаса (3600).
Дворец Потала (
Potala Palace), который всегда на картинках -
монастырь Сера (
Sera monastery) -
храм Джоканг (
Jokhang Temple).
Хотелось ещё попасть в
монастырь Дрепунг (
Drepung Monastery), но за один день это было успеть невозможно (а местное турагентство, через которое мы всё организовывали, накосячило и не предупредило нас об этом! - будьте аккуратны с местными туроператорами, за ними лучше перепроверять. И это была не единственная проблема с ними).
День 3: Лхаса - город Шигадзе. Через озёра с вот таким названием
Ямджо-Юмцо (
Yamdrok Lake), мимо
ледника Карола (
Karola Glacier), обязательно посетить ступу
Кумбуб (
Kumbub) в
монастыре Пелкор-Чёде (
Pelkor Chode/Palcho Monastery) в городе с неоднозначным (как здесь принято) названием Gyantse или же Jiangzizhen. Высоты: 3600 (Лхаса) - пара перевалов под 5000 (гулять обязательно пару раз по полчаса) - 3800 (Шигадзе, спать).
День 4: В Шигадзе посмотреть резиденцию Панчен-ламы
монастырь Ташилунпо (
Tashi Lhunpo Monastery) - оттуда едем в базовый лагерь горы Эверест. Высоты: 3800 - перевал 5200 (гулять) - 5000+ (спать в гестхаузе с видом на Эверест).
День 5-6: Эверест - город Сага - посёлок Дарчен (у горы Кайлас), ночёвки в небольших отельчиках. 5000 - 4500 - 4600.
День 7-8-9: Кора вокруг горы Кайлас: 4600 - 5000+ (ночёвка) - 5700 (перевал) - 4800 (ночёвка) - 4600 (Дарчен или же у местного озера Манасаровар (
Manasarovar). Оно же
Мапам-Юмцо, о как...
День 10: Дарчен - Тсада (оно же
Tholing, Zanda, Tsanda и Zada), где на горе развалины древнего
королевства Гуге (
Guge Kingdom). Высота: 3700 (внимание! мы впервые за 6 дней спустились ниже 4000 метров).
День 11: Просто ехать в Ngari (оно же Seng-ge Kambab), откуда на следующее утро вылетать домой. Или же дальше по делам. Высота в Нгари - 4500, а самолёт взлетает с полосы на высоте 4270 метров.